Особенности креативного мышления у школьников

№83-1,

психологические науки

Целью написания данной статьи является выявление уровня креативного мышления у школьников. Актуальность данной статьи обусловлена повышенным вниманием к развитию творческого мышления среди учащихся. Проведена исследовательская работа, направленная на выявление среди учеников 5-го класса, нестандартно мыслящих ребят. Данная статья будет интересна не только учителям и преподавателям, но и учащимся школ или студентам.

Похожие материалы

Современный мир меняется с такой скоростью, что успеть меняться вместе с ним иногда кажется непосильной задачей. Ведь жизнь богата на неожиданные проявления, и нужно быть готовым «включить мозг» по совершенно разным поводам. К тому же современное общество нуждается в активной, инициативной личности, умеющей творчески мыслить, принимать нестандартные решения, быстро и адекватно реагировать на ситуацию.

Конечно, в каждой школе создаются условия для того, чтобы ученики развивали свой кругозор, эрудицию, интеллектуальные способности на уроках. Но сама жизнь ставит перед ними разнообразные задачи, решить которые школьные науки не всегда смогут помочь: как отучить любимого котенка грызть карандаши, как нестандартно украсить дом к Новому году, как собрать брату вертолет из того, что есть под рукой. Вот тогда на помощь приходит умение мыслить творчески, креативно. Поэтому стандарт второго поколения одной из задач ставит развитие творческого мышления учащихся не только на уроках, но и во внеурочной деятельности.

Определим, что такое «мышление», «творчество» и «креативность».

Мышление — процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщённым и опосредованным отражением действительности. Творчество — деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создаётся продукт, отличающийся новизной и оригинальностью, уникальностью. Креативность — творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом и (или) ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания [1].

Обратимся к природе креативности. Создание новых идей невозможно без участия в процессе мышления других психических познавательных процессов. В основе творческого мышления лежат три психических процесса. Воображение как умение создать образ, визуализировать идею. Внимание как умение видеть нестандартно привычные вещи. Память как умение вспомнить и проанализировать накопленный человеком опыт. Развивая воображение, внимание и память, человек развивает креативность и творческие способности [1].

Одним из первых ученых, изучавших креативность, стал американский психолог Джой Гилфорд. Он пришел к выводу, что креативное мышление позволяет человеку находить сразу несколько решений проблемы, что приводит к неожиданным выводам и результатам [1, 2]. И это очень хорошо, потому что креативность — важное умение для самых разных сфер жизни. В работе и учебе оно помогает видеть решения сложных задач. В общении с близкими людьми помогает лучше понимать их и находить к ним подходы. Причем, по мнению Дж. Гилфорда, стать креативным может абсолютно каждый человек. [1,2]

Американский психолог Пол Торренс выделил четыре особенности креативного мышления:

  1. Оригинальность, необычность идей.
  2. Семантическая гибкость — способность видеть объект под разными углами зрения.
  3. Образная гибкость — способность изменять восприятие объекта, чтобы увидеть скрытые его стороны.
  4. Способность использовать разные идеи в неопределённой ситуации.[3]

Творческое мышление выступает главным образом как решение задач, вопросов, проблем, которые выдвигаются перед людьми. Решая задачи, человек размышляет, делает выводы, творит и тем самым познает сущность вещей и явлений, открывает законы их связи, а затем на этой основе преобразует мир.

Качество личности, в значительной степени способствующее результативному творчеству — это открытость новому опыту. Это качество выражается в готовности воспринимать и осваивать то новое, что появляется в окружении человека. Кроме того, открытые к новому опыту люди характеризуются любопытством. Творческой личности присущи также следующие качества:

  1. Независимость — личностные стандарты для них выше стандартов группы.
  2. «Открытость ума» — готовность поверить своим и чужим фантазиям, восприимчивость к новому и необычному.
  3. Высокая толерантность к неопределённым и неразрешимым ситуациям, конструктивная активность в этих ситуациях.
  4. Развитое эстетическое чувство, стремление к красоте.

Для того чтобы определить, насколько креативны современные школьники, нами в декабре 2017 года было проведено исследование обучающихся 5-х классов МБОУ СОШ № 36 г. Пензы. За основу был взят тест американского психолога Пола Торренса для определения творческой активности человека «Незавершенные фигуры» [3].

Цель эксперимента: изучение степени развития креативных способностей при решении открытой задачи.

Методы исследования: тест-рисунок «Незавершенные фигуры».

Учащимся были предложены незавершенные фигуры и дан следующий инструктаж: «На этой странице нарисованы незаконченные фигуры. Если вы добавите к ним дополнительные линии, то у вас получатся интересные картинки или даже целые сюжеты. Постарайтесь придумать такую картинку, которой не будет ни у кого. Подпишите каждую картинку. На выполнение этого задания вам дается 20 минут».

Бланк для выполнения задания.
Рисунок 1. Бланк для выполнения задания.

Результаты теста мы оценили по трем показателям:

  • оригинальность (изображены фигуры не такие, как у всех) — начисляется 0 баллов за часто встречающиеся ответы, 1 балл — за редко встречающиеся, 2 балла — за необычные рисунки;
  • разработанность (наличие уточняющих элементов в рисунке) — начисляется от 1 до 3 баллов за использование деталей, штриховки или цвета;
  • название рисунка — начисляется 0 баллов за очевидные названия, 1 балл — за простые названия, 2 балла — за образные названия, 3 балла — за оригинальные названия с информацией, которую можно прочитать между строк.

Результаты теста представлены в таблице 1.

Таблица 1. Результаты исследования.

№ п/п

фамилия, имя учащегося

оригинальность

разработанность

название

количество баллов

1

Барсегян Костя

0

1

0

1

2

Краснова Настя

2

2

2

6

3

Куничкина Богдана

1

2

0

3

4

Липина Алина

1

1

1

3

5

Любомирова Ассоль

2

1

1

4

6

Ступина Лиза

1

1

0

2

7

Тютюнькина Вика

2

2

0

4

8

Шалимов Егор

0

1

0

1

9

Есаулов Данила

1

2

0

3

10

Ульянова Полина

1

1

0

2

11

Ширшакова Ксения

1

2

0

3

12

Мухамедзянова Саша

2

2

1

5

13

Гребенщикова Кира

2

2

1

5

14

Дудорова Полина

1

1

0

2

15

Байрамов Амин

0

1

0

1

В результате эксперимента мы установили, что только на 5 рисунках изображены фигуры не такие, как у всех. Таким образом, оригинальность — 33%. Уточняющие элементы мы заметили только на 7 рисунках. Таким образом, разработанность — 47%. А вот с озаглавливанием рисунков у одноклассников возникли самые большие трудности: у 10 ребят преобладали очевидные названия (67%), у 4 — простые названия (27%), и только одна работа имела образные названия (6%). Следовательно, только у трех одноклассников креативные способности развиты выше среднего уровня. (рис. 2,3)

Рисунок учащегося.
Рисунок 2. Рисунок учащегося.
Рисунок учащейся.
Рисунок 3. Рисунок учащейся.

У школьников пятого класса креативные способности развиты на среднем уровне. Мы определили этому две причины:

  1. Взрослые из-за своей занятости мало уделяют внимания занятиям с детьми по развитию творческих способностей.
  2. Практически полное отсутствие открытых задач в школьных программах.

Результаты исследования способствовали выявлению факторов, условий и инструментария для формирования креативности.

Для развития творческого мышления необходимы следующие факторы: способность рисковать, дивергентное мышление, гибкость в мышлении и действиях, быстрота мышления, способность выдвигать оригинальные идеи, богатое воображение, умение воспринимать неоднозначные вещи, эстетические ценности, развитая интуиция.

Для расширения творческого потенциала школьников необходимы следующие условия:

  • Развитие базы знаний и умений, накопление и систематизация того запаса информации, на основе которого можно творить что-то новое, а так же совершенствование навыков, необходимых для соответствующего вида деятельности.
  • Создание атмосферы, располагающей к творчеству. Ключевая характеристика этой атмосферы — отсутствие критики на стадии порождения идей, что позволяет преодолеть внутренние ограничения, препятствующие тому, чтобы увидеть проблему в новом ракурсе.
  • Поиск аналогий. Шансы на творческое решение задачи возрастают, если удаётся разглядеть аналогии между ней и какими-то другими проблемными ситуациями, даже если они на первый взгляд и не сходны между собой.[4]

Исходя из приведённых суждений и сопоставляя причины и условия, способствующие и препятствующие развитию творческого мышления, необходимо сделать один, обобщающий вывод: способность творчески мыслить должна целенаправленно формироваться в процессе всего психического развития человека.

Креативное мышление формируется в процессе взаимодействия с миром посредством овладения в процессе обучения содержания материальной и духовной культуры, искусства. Поэтому речь идет о специальном, целенаправленном формировании творческого мышления, о системном формирующем воздействии.

Список литературы

  1. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2008.
  2. Петровский А.В. Введение в психологию. – М.:Феникс, 1996.
  3. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. – М.: Владос, 1995.
  4. Андрей Грецов - тренинги развития с подростками: творчество, общение, самопознание. – Спб.: Питер ,2011.