Графическая подготовка обучающихся в вузах МЧС

№84-1,

педагогические науки

На примере подготовки специалистов системы МЧС России рассмотрены вопросы обучения графическим дисциплинам и педагогического контроля обучающихся.

Похожие материалы

Начертательная геометрия и инженерная графика относятся к базовым общеинженерным дисциплинам обучающихся специальности 280705 «Пожарная безопасность» и направлениям подготовки 280700.62 «Техносферная безопасность». Хорошее овладение этими дисциплинами является залогом успешного изучения других общеинженерных и специальных дисциплин, использования полученных знаний в своей профессиональной деятельности. Изучение дисциплин «Начертательная геометрия» и «Инженерная графика» направлено на развитие у обучающихся таких профессиональных компетенций, как способность разрабатывать и использовать графическую документацию в рамках профессиональной деятельности.

Графическая грамотность позволяет специалистам пожарной безопасности реально оценивать пожарную и взрывоопасную обстановку на различных промышленных и гражданских объектах, грамотно проводить расстановку сил и средств при пожарах, проводить экспертизу пожаров, обоснованно требовать выполнения мер пожарной безопасности на различных объектах.

Проблемы обучения графическим дисциплинам в технических вузах во многом связаны со значительным снижением в средней школе объема преподавания таких дисциплин как черчение и раздела геометрии — стереометрии, — дисциплин, развивающих пространственное и логическое мышление учащихся. Данное обстоятельство требует от сотрудников высшей школы поиска новых форм обучения, использования прогрессивных технологий обучения и контроля знаний учащихся.

Обучение курсантов, студентов и слушателей по графическим дисциплинам предусматривает сквозную подготовку, первым этапом которой является изучение курса начертательной геометрии, инженерной и компьютерной графики. Дальнейшее совершенствование графической подготовки обучающихся осуществляется при изучении курсантами, студентами и слушателями курсов механики, гидравлики, специальных дисциплин, таких как «Безопасность зданий и сооружений», «Пожарная техника», «Пожарная профилактика», «Государственный пожарный надзор» и других, при выполнении курсовых и дипломных проектов, выпускных квалификационных работ.

Современные технические достижения предъявляют новые требования к инженерной деятельности и инженерному образованию, к компьютеризации профессиональной деятельности. Использование интерактивных форм обучения и компьютерных технологий на лекциях и практических занятиях по начертательной геометрии и инженерной графике направлено на облегчение работы преподавателя, в первую очередь за счет демонстрации обучающимся пространственных геометрических образов, построение которых традиционными методами на аудиторной доске представляет большую сложность и требует значительных затрат времени. При помощи мультимедийных установок можно показать изображаемый объект со всех сторон, выполнить необходимые разрезы, продемонстрировать готовый рабочий чертеж, делая его таким образом наглядным и доступным, что способствует более глубокому пониманию курсантами и студентами графических построений, методики решения инженерно-геометрических задач. Использование подобных методов преподавания повышает заинтересованность к изучаемым дисциплинам, улучшает качество обучения.

Важнейшими факторами, влияющими на качество обучения графическим дисциплинам являются:

  1. Разработка и выбор графических заданий, способствующих развитию творческой деятельности курсантов и студентов.
  2. Широкое привлечение курсантов и студентов к работе в научном обществе обучающихся, к участию в научно-практических семинарах и конференциях, олимпиадах по графическим дисциплинам.
  3. Организация самостоятельной работы курсантов и студентов, в том числе:
    • аудиторная — самостоятельная работа под контролем преподавателя;
    • внеаудиторная, осуществляемая в часы самоподготовки;
    • информационно-коммуникативная — самостоятельная работа с использованием информационных технологий (электронные пособия, интернет-тренажеры, интернет-тестирование и др.).

Систематизации знаний и более глубокому усвоению изучаемого материала способствуют фронтальный опрос или тестирование по изучаемым вопросам, проводимые на каждом практическом занятии, анализ типичных ошибок, допускаемых курсантами и студентами при выполнении графических работ, выполнение обучающимися рефератов по изучаемым дисциплинам.

На первом этапе обучения студенты изучают начертательную геометрию — теорию построения чертежа. Обучающиеся по индивидуальным заданиям выполняют ряд позиционных и метрических задач, способствующих развитию пространственного воображения, творческого и конструктивного мышления. В то же время достаточно часто приходится встречаться с проблемами усвоения первокурсниками специфики графического изображения, низкой способностью оперировать понятиями и пространственными образами, связанными с визуализацией информации, трудностью решения графических задач с помощью алгоритмов. Кроме того, в курсе начертательной геометрии особенно важна непрерывность процесса обучения — пропуск по какой-либо причине хотя бы одного занятия, в том числе в результате выполнения курсантами служебных обязанностей, очень часто приводит к тому, что обучающийся испытывает значительные трудности с освоением следующих изучаемых тем. Решение этой проблемы частично решается дополнительными консультационными занятиями с отстающими и пропустившими занятия учащимися, созданием доступных для понимания методических пособий (в виде печатной продукции, учебных фильмов, электронных пособий) для занятий обучающихся на самоподготовке и при подготовке к итоговому контролю по дисциплине.

Основная задача преподавателя — повышение эффективности учебно-воспитательного процесса, развитие у обучающихся стремления к самообразованию. Решение такой задачи предполагает развитие у курсантов и студентов мотивации к освоению графических дисциплин, осознания необходимости технической грамотности в будущей профессиональной деятельности. Активизации самостоятельной познавательной деятельности курсантов и студентов способствует предоставление им полноценной информации по вопросам их будущей профессиональной деятельности, к требованиям выбранной профессии к уровню и содержанию знаний, квалификации специалистов. Вовлечение учащихся в активный познавательный процесс на занятиях по графическим дисциплинам сопровождается осознанием того, каким образом и для каких целей получаемые знания могут быть применены в их последующей трудовой деятельности.

При изучении курса инженерной графики обучающиеся осваивают основные требования, предъявляемые к выполнению чертежей и нанесению размеров, основные сведения единой системы конструкторской документации (ЕСКД), выполняют ряд графических работ по проекционному и машиностроительному черчению. Изучение основ инженерной графики позволяют обучающимся осознать логику и геометрические правила построения чертежей, последовательность выполнения поставленных инженерно-геометрических задач, развивают пространственное мышление курсантов и студентов, аккуратность, позволяют не просто вычерчивать то или иное изображение, но и запоминать необходимые требования стандартов ЕСКД при выполнении графических работ.

Большое внимание уделяется изучению строительного черчения — раздела, предваряющего освоение таких дисциплин, как «Пожарная профилактика», «Пожарная безопасность зданий и сооружений», а также непосредственно связанного с профессиональной деятельностью специалистов системы МЧС.

Изучение дисциплин «Начертательная геометрия» и «Инженерная графика» преследует две основные цели:

  • развитие у обучающихся пространственного мышления;
  • научить рационально читать и выполнять чертежи различных изделий.

В изучаемых дисциплинах вначале рассматриваются изображения абстрактных пространственных форм: точки, прямой, плоскости, поверхности. Такой порядок изучения дисциплин способствует появлению у обучающихся более глубокого пространственного представления и постепенно подготавливают их к рассмотрению изображений технических форм.

Во многих случаях при помощи чертежа можно сообщить значительно больше информации, чем при подробном описании объекта. Из рассмотрения чертежа можно почерпнуть гораздо больше сведений об устройстве, конструкции, принципе работы изделия, чем из рассмотрения самого изделия.

Важной задачей преподавателей дисциплин является организация методического обеспечения и непрерывности образовательного процесса. Решение этой проблемы осуществляется созданием доступных для понимания методических пособий по каждой изучаемой теме (в виде печатной продукции, учебных фильмов, электронных пособий) для занятий обучающихся на самоподготовке и при подготовке к итоговому контролю по начертательной геометрии и инженерной графике.

Мероприятия по повышению уровня подготовки курсантов и студентов, планированию и организации учебного процесса по начертательной геометрии и инженерной графике показывают, что за последние четыре года наблюдается небольшая положительная динамика роста успеваемости обучающихся.

Список литературы

  1. Легкова И.А., Зарубин В.П., Киселев В.В., Иванов В.Е., Покровский А.А. Инновационные технологии при обучении графическим дисциплинам. / В сборнике: Пожарная и аварийная безопасность материалы IX Международной научно-практической конференции. – 2014. – С. 300-301.
  2. Киселев В.В., Иванов В.Е., Легкова И.А. Применение интерактивных форм обучения для развития профессионально-деловых качеств курсантов. / В сборнике научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: Новейшие достижения в науке и образовании. – 2016. – С. 133-135.