Пути повышения конкурентоспособности предприятия

№85-2,

экономические науки

В статье приведен анализ путей улучшения конкурентоспособности предприятий в современных экономических условиях, так же приведены десять «золотых правил» конкурентоспособности. Наблюдается, что непрерывный рост конкурентоспособности компаний может быть обеспечена лишь пpи условии долгосрочного, постоянного и поступательного улучшения всех детерминант функционирования предприятий.

Похожие материалы

Рынок услуг — это общение группы людей либо же одного человека для продажи услуг другому количеству лиц, заинтересованных в удовлетворении потребностей. Устройство рыночной модели экономического роста состоит из трех главных составляющих — это стоимость, спрос и предложение. Впрочем не стоит забывать о четвертом, более важном из факторов поддержания стабильной жизни рынка — конкурентоспособности [1].

Конкурентоспособность — это фактор рынка который четко отражает эффективность занятости человека с точки зрения его экономического роста. Практика показывает следующее: при решении задачи роста конкурентоспособности появляются серьезные трудности для одних компаний, а для других перелилось в проблему, что привело к отсутствию у организаций ясной стратегии развития и деятельности.

Вся суть конкурентоспособности состоит в постоянном поиске наиболее выгодных условий для покупателя, не «обижая» при этом и самого производителя. Стать лучше своих конкурентов, сделав более привлекательное предложение, желание всегда быть первым является основой конкурентоспособности.

«Десять золотых правил» — это правила, с помощью которых рассматривают конкурентоспособность:

  • главными моментами являются ресурсы и технологии;
  • чем новее технологии, тем богаче следующее поколение;
  • возможность быть «богатым», и являться не неконкурентоспособным:
  • бедное» государство может стать конкурентоспособным, если оно будет создавать новые технологии;
  • бедные» имеют большие шансы стать конкурентоспособными для «богатых»;
  • международные взаимосвязи могут основываться на активном проникновении на рынки других государств или средством пассивного варианта приема инвестиций и т. п.;
  • оценка конкурентоспособности проводится по двум группам критериев: жесткие и мягкие:
    • «жесткие — представляют комплекс «подчиняемых» показателей. Например: производительность труда, интегральная эффективность и т. д.
    • мягкие — это такие свойства, как дизайн, цвет, упаковка, престижность, привлекательность, доступность и т. п.;
  • у «мягких» более длительный цикл чем у «жестоких»;
  • экономически развитое государство, больше доверяет моментам, которые измеряются «мягкими» критериями;
  • возможно поддержание конкурентоспособность длительный срок [4].

Отсутствие конкуренции может привести к созданию монополии, которая фактически замедлит рост экономики. В условиях монополии производитель не заинтересован в разработке новых видов производственных услуг, стоимость в этом случае увеличивается, и клиент для удовлетворения собственных потребностей будет вынужден покупать их по самой высокой цене, имея низкий доход. В конкурентных условиях ситуация складывается наоборот. Производитель обязан находить новые способы производства с минимальными затратами и производить как можно больше услуг за короткий промежуток времени. Также конкурентоспособность держит под контролем цены и качество услуг. Это связано с поведением покупателя, ведь каждый хочет получить качественную услугу по низкой цене.

Перед ними стоит множество важных задач. Первое — создание единого рынка. Это позволит снизить налоги на импорт и экспорт услуг, выходить на новые рынки, тем самым стереть границы между государствами. Позволит повысит конкурентоспособность, качество предложений значительно повысится. При этом будет исключено определенное количество компаний, которые не адаптируются или не смогут предоставить определенное количество и качество услуг. Все мнения можно разделить на две группы: одни считают, что это будет огромный скачок в экономике (объясняя это улучшением качества услуг). Другие, наоборот, утверждают, что прорыва не будет (экономика будет развиваться медленно, фирмы будут искать новые пути создания услуг путем реструктуризации их создания, в результате они не смогут предоставить потребителю необходимое количество услуг). Другой проблемой является экономический рост. Разделятся на экстенсивную и интенсивную. Суть экстенсивного роста заключается в увеличении количества производственных ресурсов, при этом сильное увеличение количества ресурсов приведет к снижению производительности труда (количество производимых товаров увеличивается, и для этого требуются новые рабочие ресурсы, в то время как рынок закрывается, что впоследствии требует меньше труда для поддержки количества услуг). При интенсивном подъеме опираются на качество систем управления, технологии, модернизацию производства, улучшение человеческого капитала, что является ключевым фактором роста. Цели нововведения можно отнести к внедрению новых технологий производства. Этот фактор облегчает работу и создание нового рабочего пространства. С внедрением новых технологий количество ресурсов для создания той или иной услуги сократится, а также сократится время ее создания, что позволит повысить качество.

Любая компания должна уметь различать, где потенциал, а где фактическая эффективность производства. Если величина потенциальной эффективности зависит от внешних факторов хозяйственной деятельности и общей стоимости инновационного формирования экономической системы, то фактические показатели деятельности на предприятии в основном обусловлены стоимостью управления и организации производства. Представленный показатель имеет возможность увеличения в результате снижения себестоимости продукции за счет организационных или технических новшеств. Важным в фактической эффективности производства является компетентность, осведомлять руководство компании о новейших технологиях или методах организации работы [3].

Изучение позиции системы конкурентных выдающихся свойств российских фирм позволяет раскрыть его организационные запасы подъема конкурентоспособности. Фирмам максимальное внимание стоит уделить функциональным новшествам, например как системные новшества вызывают немаловажные затраты и большую часть времени. Но может настать время, когда системные новшества возьмут преимущественное положение. Иными словами, наилучшего результата можно достичь при оптимальном совмещении потенциалом всеобщих и высоко функциональных новшеств.

Оценка конкурентоспособности экономического субъекта должна снабжать наибольшую вероятность приобретаемых результатов, чем по факторной оценки конкурентоспособности. Методика обязана облегчать задачу предприятия и быть универсальной. Универсальность владеет особым смыслов в тех случаях, когда сложно отыскать географические и товарные рубежи рынка, квалифицировать круг конкурентов, а также в тех случаях, когда информация о них нет.

Кроме всего, способ оценки конкурентоспособности должен владеть в собственной базе отчетливо сформулированный математический аппарат, что собственно предоставит не во многом относительную зависимость устанавливаемого показателя от факторов конкурентоспособности, а жесткое функциональное отношение. Показанное событие обусловит возможность обширного условного изменение данных конкурентоспособности фирмы.

Стабильное увеличение конкурентоспособности фирмы имеет возможность обеспечиваться только в том случае, если все детерминанты конкурентоспособности будут долгосрочно, постоянно и поступательно усовершенствоваться. Есть несколько путей повышения конкурентоспособности предприятия:

  • систематическое внедрение нововведений;
  • анализ конкурентов для выявления собственных сильных и слабых сторон;
  • сбыт товаров в те разделы рынка, где более высокие требования к сервису;
  • постоянное изучение и переподготовка кадров;
  • использование лишь только качественного сырья и материалов;
  • повышение материальной заинтересованности сотрудников и улучшение условий труда;
  • использование наиболее эффективных маркетинговых событий [2].

Список литературы

  1. Новаторов Э. В. Маркетинг услуг: теория и технология: Монография. — СПб., 2015.
  2. Захаров А.Н., Зокин А.А. «Конкурентоспособность предприятия: сущность, методы оценки и механизмы увеличения»// Бизнес и банки. – 2004.
  3. Портер М. «Международная конкуренция». – М.: ИДМ, 2010.
  4. Тарануха Ю.В. Конкуренция и конкурентоспособность: монография – 2015.