Безработица среди молодежи в России и пути её решения

№85-1,

экономические науки

В статье сделана попытка рассмотреть вопрос безработицы среди молодежи в России и пути её решения.

Похожие материалы

В своем пособии по экономике А.И. Рофе трактует безработицу как положение экономически активной части населения, характеризуемое отсутствием у людей наемной работы или законного прибыльного доходного занятия при наличии стремления иметь такое занятие и ее поиска [6, C. 157].

Сегодня высокий уровень безработицы среди молодежи является неоспоримым фактом.

Несмотря на его ежегодное уменьшение, проблема занятости молодежи не теряет остроты: более 2,5 млн. молодых людей не имеют работы, трудоустраиваются лишь 50% выпускников вузов. Данные же статистики свидетельствуют, что увеличение безработицы на 1% приводит к росту преступности на 8%. Удручающее положение с наркоманией: 76% употребляющих наркотики — молодежь. [3. C.98].

Уровень безработицы в России, прогноз МОТ
Рисунок 1. Уровень безработицы в России, прогноз МОТ

На графике мы можем наблюдать резкий скачок безработицы в период с 2007-го года по 2009 год. Это обуславливается тем, что, начиная с 2001 года, в стране отмечается рост рождаемости во всех ее регионах. В среднем прирост населения благодаря рождаемости за 15 лет составил порядка 18 %. Из-за такого демографического роста количество рабочих мест резко уменьшилось. Но с 2009 года безработицы резка пошла на спад, потому что государство начало интенсивно работать над проблемой безработицы и предоставлять различные субсидии. [5. C.113].

Ежегодно на рынок труда приходят выпускники системы начального, среднего и высшего профессионального образования. Наибольшее влияние на численность занятых в экономике оказывают выпускники дневной формы обучения. Общая численность этой категории составляет около 1,5 млн. чел. ежегодно. В это число не входят выпускники, призванные в ряды Вооруженных сил, а также продолжившие обучение на других уровнях профессионального образования.

Причин безработицы среди молодежи достаточно много. Во-первых, завышенные требования к месту работы, молодые специалисты оценивают свои возможности выше, чем они являются в действительности. Работодатели считают пустой тратой времени нанимать неопытного специалиста, если учитывать затраты дополнительного времени на его обучение, когда за этот период вероятнее увеличить производительность труда с помощью рабочей силы опытных специалистов. [4. C.145].

Для решения проблемы необходимо фиксировать временную занятость выпускников на общественных работах, в маркетинговых исследованиях, рекламных акций, прохождении производственной практики, деятельности в качестве волонтеров, это позволит получить столь необходимый опыт и заработать себе репутацию, что играет очень важную роль на современном рынке труда.

Во-вторых, работодатели при найме в первую очередь обращают внимание на опыт работы, стаж. В связи с этим выпускники образовательных учреждений вынуждены соглашаться на любые виды заработков. Условия работы зачастую вынуждают работников увольняться, тем самым напрочь отбрасывая желание работать в общем. Как правило, такая работа является неофициальной, что не позволяет набирать работнику стаж.

Решением данной проблемы является резервирование рабочих мест для выпускников, чтобы студенты после завершения учебы были уверены в своем трудоустройстве. Также возможно для работодателя создать такие условия, как снижение налоговых льгот при приеме на работу выпускников вузов. Это решение может повысить интерес работодателя к молодому неопытному выпускнику.

В-третьих, немотивированность рынком труда к профессиональной деятельности. Структурные несоответствия профиля выпускников потребностям рынка, отсутствие научного прогноза и востребованности кадров приводит к тому, что молодые специалисты получают профессию, не востребованную на рынке труда. Как следствие, трудности при нахождении работы по полученной специальности, так молодой специалист решает получать второе высшее образование, совмещая обучение и временную, как правило низкооплачиваемую работу. [2. C.165].

С целью смягчения последствий невостребованности выпускников служба занятости решает вопросы трудоустройства молодежи в рамках различных программ. Однако из-за отсутствия финансирования данное направление работы осуществляется в незначительных объемах, что реально не может повлиять на сложившуюся ситуацию.

Для успешного и долгосрочного трудоустройства молодых людей дальнейшая работа по их профориентации должна осуществляться совместно с профконсультантами службы занятости, представителями образовательных учреждений и работодателями. Каждая из этих трех сторон может и должна вносить в нее свой неоценимый вклад для предотвращения ущерба жизненным интересам молодых людей, системе общественных ценностей, а тем самым и стабильности государства. [1. C.15].

Список литературы

  1. Волонина Н.А. Безработица молодежи // Психология, социология и педагогика. 2012.№1.
  2. Адамчук В.В. Экономика и социология труда: Учебник для вузов / В.В. Адамчук, О.В. Ромашов, М.Е. Сорокина. М.:ЮНИТИ, 2001. - 407с.
  3. Махов. Д.В, Молодежная безработица и её социальные последствия: - СПБ., 2004.
  4. Гладышева А.С., Чупрунов О.А. Особенности молодежной безработицы. 2008г.
  5. Косьмина Е.А. Культурный капитал общества в реальном материале функционирующей организации - Москва, 2007.
  6. Рофе, А. И. Экономика труда. Учебник / А. И. Рофе. — 3-е изд. доп. И перераб. − М.: КНОРУС, 2015. − 376 с.