Карьерный потенциал личности

№87-1,

экономические науки

В данной статье будут рассмотрены понятия карьера и потенциал. А также что относят к карьерному потенциалу и какие качества важны для социального работника в наше время.

Похожие материалы

По многим причинам в современных условиях развитие рынка труда приводит к безработице среди молодых специалистов. Из-за этого от них требуется высокий уровень личностной зрелости и готовности действовать в экономически сложных сложившихся обстоятельствах. Желание реализовывать свой потенциал, осознавать свои цели профессиональной деятельности и планировать карьеру — вот залог успешной стратегии поведения на рынке труда. В наше время одним из многих ключевых показателей делового успеха является динамичная карьера. Обобщая понятие «карьера», мы можем сделать выводы, о том, что «карьера представляет собой процесс успешного роста личности, детерминирующий индивидуальным удовлетворением профессиональных потребностей через самореализацию и самовыражение личностного потенциала». Так же, немало важный аспект при продвижении в ходе карьеры, представление человека о своей личности, способностью адекватно оценивать свои карьерные потенциальные возможности. В широком смысле «потенциал» — это наличие ранее не использованных резервных средств.

Рассмотрим характеристику социального работника, который имеет потенциал карьерного роста. В основе характеристики стоят личностные качества, навыки и профессиональные умения. Например, структурирование потенциальных качеств работника позволяет нам выделить креативность и мотивацию достижения в качестве составляющих компонентов личностных детерминант карьерного становления, а деловую активность и коммуникативные способности в качестве резервных компонентов. Социальный работник должен иметь четкое представление о способах своего собственного карьерного продвижения, что гармонирует с наличием у него развитых личностных качеств. Сформированные личностные качества позволяют преодолевать препятствия, а также негативные установки и стереотипы, существующие в обществе, вследствие чего, способствуют успешному карьерному продвижению социальных работников.

Детерминантом карьерного становления социального работника является владение умениями и профессиональными способностями. Базовым фундаментом потенциала карьерного становления работника определяются способностью и готовностью применять эти необходимые профессиональные знания и умения. Каждая профессия требует от индивида определенных склонностей, набора качеств — они так определяют, годен человек к той или иной профессии или же нет. Способности, в какой-то мере облегчают личностный рост в профессии при прохождении всех этапов карьерного пути. Без наличия у человека определенных задатков, личностный рост будет затруднен. Поэтому круг сужают до конкретных умений, которые будут приносить пользу во время работы. Способности являются комплексным образованием. Помимо уровня развития личности, они включают в себя природную предрасположенность к деятельности. Если же возникли сложности с определением своих наклонностей, можно обратиться за помощью к психологу, специализирующемуся на профориентации.

И так в качестве более обобщенного критерия карьерной успешности выступит удовлетворенность своей карьерой. Некоторые социальные работники характеризуются своей направленностью на успех, их отличают ярко выраженные коммуникативные, информационные и организаторские способности, в основном, это волевые, эмоционально устойчивые специалисты. Такой работник должен владеть технологией самоменеджмента и самопрезентации, а также уметь научно организовывать свою профессиональную деятельность и коллектив, владеть способностью, позиционировать как себя, так и организацию, которую специалист представляет. Социальный работник мотивирован на профессиональное и личностное развитее, на пожизненное обучение, такие специалисты характеризуются, как адекватные гибкие личности. Прогнозирование, адекватное оценивание собственного карьерного становления, готовностью к целеполаганию и способностью проектировать — это те самые качества, что характеризуют социального работника, как зрелого профессионального специалиста. По теории социальных умений одно из самых важных качеств является самоуважение личности и самоэффективность. Это связано с наличием или отсутствием уверенности у человека. По мнению Вишняковой «ожидание высокой эффективности становится условием начала и устойчивого продолжения профессиональной деятельности». При оценке собственной эффективности специалист, проектирует дальнейшее поведение, расширяя возможности выбора характера карьеры и сфер деятельности, позволяя верно, определять возможности собственного карьерного роста. Высокая самоэффективность и ожидание успеха в большинстве случаев ведет к хорошему результату, а значит, способствует самоуважению. Профессионально-квалификационная составляющая это формальный интегральный критерий потенциала карьерного роста человека. Этот критерий представлен как система частных формальных критериев, разрешающих описывать уровень профессионально-квалификационной составляющей потенциала карьерного роста через личностные показатели.

Профессионально-квалификационная составляющая карьерного роста
Рисунок 1. Профессионально-квалификационная составляющая карьерного роста

Данные все компоненты дозволяют судить об отношение к карьере, занятие высоко-формального статуса в организационно-управленческой иерархии, мотивации на карьерное продвижение, наличие волевых качеств, которые необходимы для достижения высоких ступень служебной лестницы, компетентность. Есть специалисты, у которых недостаточный уровень профессионально-квалификационного карьерного потенциала, они не могут сами себе поставить цели и создать условия для развития профессионального самосознания. Социальные работники с минимальным профессиональным потенциалом не имеют представления этапов и пути достижения дальней цели, не оценивая себя в профессии. Чаще всего такие люди уходят из профессии, им свойственны профессиональные деформации и личностные деструкции, в том числе, так называемое «эмоциональное выгорание». У них на первом месте стоят личностные мотивы, минимальная профессиональная компетентность и шаблонный характер творческой активности. А специалисты с высоким уровнем профессионально-квалификационного потенциала говорит нам о наличии максимальной профессиональной и управленческой компетенции, о достижении наивысшего формального статуса в служебной иерархии. Социальные работники с максимальным уровнем карьерного потенциала без чьей-либо помощи ставят перед собой осознанные цели и создают условия развития профессионального самосознания. Так же они реально оценивают себя в профессии, выстраивая индивидуальную стратегию карьерного роста. Они заинтересованы в том, чтобы получить как можно больше новых знаний, предпочитая передовые средства и способы реализации профессиональной деятельности с щепоткой профессионального творчества, осуществляя научно-интеллектуальный поиск средств и способов реализации профессиональной деятельности. Такие работники дисциплинированны и всегда соблюдают нормы профессиональной этики. В общих чертах карьерный потенциал представляет собой латентную резервную способность на планирование и построение карьеры. Карьерный потенциал определяет формирование мотивации к профессиональной деятельности, имеются ли способности и соотнесение их с компетенцией, которые необходимы для успешной самореализации, а также умение проектировать цели будущей профессиональной карьеры.

Список литературы

  1. Джанерьян С.Т. Карьера личности и ее профессия // Социальная психология личности в вопросах и ответах: Учебное пособие. – М., 1999.
  2. Официальный сайт Студопедия – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://studopedya.ru/.
  3. Официальный сайт Все вопросы, психология отношений – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://all-voprosi.ru/.
  4. Борисова, Е. М. О роли профессиональной деятельности в формировании личности текст. / Е. М. Борисова. — М.: Менеджер, 2000. 310 с.