Разработка ночных маршрутов общественного транспорта в г. Рязани

№84-1,

социологические науки

В данной работе описана концепция ночного общественного транспорта в г. Рязани с описанием условий ее работы и поэтапной реализации, обоснование выбора транспортного средства NEFAZ 5299.

Похожие материалы

Введение

Пассажирский транспорт общего пользования является важнейшей частью транспортной инфраструктуры и обеспечивает значительную часть транспортных передвижений на средние и короткие расстояния по трудовым и социально-бытовым целям. Общественный транспорт считается более экономически выгодным с точки зрения общества, чем личный автомобиль.

Для развития экономики нашим городам крайне необходима современная и надежная транспортная система.

На сегодняшний день городской пассажирский транспорт (ГПТ) представлен в г. Рязань тремя видами: троллейбусом, автобусом, маршрутными такси. Транспортная сеть состоит из 21 автобусного, 13 троллейбусных маршрутов и 34 маршрута маршрутных такси.

Оценка показателей городской маршрутной сети позволяет выявить недостатки в организации работы общественного транспорта и его негативные последствия. Много жалоб поступает со стороны пассажиров на работу общественного транспорта в вечерние часы. Несмотря на то, что, согласно расписанию маршрутов, общественный транспорт работает до 00:00, а некоторые маршруты и до 00:30, уехать с остановки позже 22:30 практически невозможно[1].

Многие люди работают в вечерние смены, то есть до 22:00 и 23:00, а некоторые заканчивают работу позже 00:00. К сожалению, многие работодатели не оплачивают дорогу с места работы до места проживания своих сотрудников в поздние часы, из-за чего последние вынуждены пользоваться услугами такси, тратя на это значительную часть своей заработанной платы.

Ночной общественный транспорт уже активно используется и в других городах нашей страны, например Москве, Санкт-Петербурге, Орле. В Москве в течении последних лет количество ночных маршрутов увеличилось до 10.

Целью проекта является организация движения общественного транспорта в ночное время.

Были поставлены следующие задачи:

  1. Построить маршруты ночного общественного транспорта;
  2. Разработать новый подход к оплате проезда
  3. Подготовить транспорт для работы в ночное время;
  4. Оповестить городское население о функционировании нового вида общественного транспорта.

Ночной общественный транспорт — транспортная система, предусматривающая движение автобусов, троллейбусов и трамваев в ночное время по специальным маршрутам. Часть ночных маршрутов совпадает с дневными, часть являются продлёнными версиями дневных, часть — существуют только ночью.

Ночные маршруты работают преимущественно с 1:00 до 5:45, когда не работают дневные маршруты; часть маршрутов начинает работать раньше. Являются важной альтернативой такси[2].

На основе собственных исследований было выявлено, что ожидаемый пассажиропоток составит 15 600 человек в месяц.

Обоснование выбора вида транспорта

В ходе выбора какой же вид транспорта выбрать для работы в ночное время, вопрос стоял между двумя основными — автобусом и троллейбусом. Были рассмотрены преимущества и недостатки троллейбусов, изложенные на сайте [3].

Сравнив все плюсы и минусы данных видов транспорта, выбор пал на автобус, причем марки NEFAZ 5299, т.к. данная марка автобусов работает на метане, из-за чего расходы на топливо будут гораздо ниже. Новые автобусы автоколонны рассчитаны на работу на газомоторном топливе, что является требованием федерального Правительства; они значительно экологичнее и на порядок дешевле в обслуживании в сравнении с автобусами предыдущего поколения.

Условия работы ночного общественного транспорта

Расписание должно полностью соблюдаться. Отсутствие дорожных заторов на дорогах в ночное время суток означает, что контроль за соблюдением расписанияполностью зависитот качества работы управляющего субъекта;

Интервалы движения должны удовлетворять спросу населения, они не должны быть слишком большими, в противном случае проще будет воспользоваться услугами такси, а так же не должны быть слишком маленькими во избежание полной незаполненности транспорта — 30-40 минут;

Должна обязательно существовать точка пересечения маршрутов для пересадки с одного на другой. При этом расписание должно быть составлено таким образом, что маршрутные средства будут приезжать на эту остановку одновременно. Также на данной остановке должна быть предусмотрена стоянка транспорта в течении 5-7 минут для возможности смены маршрута.

Оплата проезда. Вероятно, чтобы добраться до нужного места, необходимо будет сделать пересадку, но платить каждый раз захочет не каждый, а если в компании более 2 человек, то выгоднее будет уехать на такси. Купленный билет должен действовать в течение часа, и, при его предъявлении, оплачивать поездку второй раз будет не нужно.

В целях избежания ошибок при составлении ночных маршрутов мы должны запустить экспериментальный маршрут, который поможет выявить наиболее востребованные корреспонденции.

Этапы реализации

Процесс реализации проекта разделился на 4 основных этапа: подготовительный, экспериментальный, оценочный и перспективный.

Подготовительный этап

1. Построение экспериментальных маршрутов

На основе имеющихся анкетных данных опроса городского населения выявим наиболее востребованные районы для ночных поездок. При построении маршрутов так же учтем время интервала движения, который будет составлять примерно 40 минут. Так же маршруты должны пересекаться между собой как минимум в одной и той же точке. Время простоя на точке пересечения должно составлять 4 — 6 минут.

2. Создание платежной системы

На первоначальных этапах работы ночного общественного транспорта будет использоваться действующая в дневное время система оплаты. Купленный билет будет действовать в течении часа (на билете уже указывается время покупки) и его стоимость будет составлять 30 рублей.

3. Подготовка транспорта

Техническое обслуживание автобусов, создание табличек с указанием маршрута, проверка исправности работы системы навигации ГЛОНАСС.

4. Оповещение городского населения о маршрутах следования ночного общественного транспорта

Размещение информации о маршрутах СМИ, на остановках общественного транспорта не позднее, чем за 2 недели до начала функционирования маршрутов ночного общественного транспорта.

Экспериментальный этап

5. Введение первых экспериментальных маршрутов

С 15.10.2017 г. — начало функционирования первых маршрутов ночного общественного транспорта. Время работы 23:00 — 05:00. Расписание выезда автобуса из точки начала маршрута 23:00, 23:30, 00:00, 00:30, 01:10, 01:50, 02:30, 03:10, 03:50, 04:30.

Оценочный этап

6. Оценка эффективности построенных маршрутов

Проведение повторного анкетирования в целях выявления наличия изменений районов, востребованных для поездок в ночное время.

7. Доработка экспериментальных маршрутов

На основе повторного анкетирования изменение существующих маршрутов, возможно создание дополнительных маршрутов ночного общественного транспорта.

8. Повторная оценка эффективности построенных маршрутов.

Проведение дополнительных опросов населения и анализа работы ночного общественного транспорта

Перспективный этап

9. Введение постоянных маршрутов ночного общественного транспорта

Ввести работу данных маршрутов на постоянной основе.

10. Дальнейшие улучшения ночного общественного транспорта

Введение новой системы оплаты проезда с возможностью применение в дневное время. Данная система основывается на европейской модели оплаты проезда. В России данная модель уже используется в г. Екатеринбург и частично в г. Москва. Стоимость одного валидатора варьируется от 250 до 350 долларов США[4].

Реализация проекта

Разработчиком проекта является Жукова Я.Д. Функциями разработчика являютсяполучение, распределение и утверждение документации проекта, сроки, затраты, качество и изменения, вносимые по мере продвижения работ, или проекта в целом.

В роли исполнителя выступает «Рязанская автоколонна №1310», которая организовывает наблюдение за состоянием автобусов, проведение технического осмотра, выдача заработанных плат сотрудникам.

Специалист по программному обеспечению — Аминов И.В., который занимается контролем за корректным функционированием платежной системы.

Эффективность проекта может оцениваться по следующим критериям и показателям:

  1. Окупаемость проекта — 2 месяца
  2. Численность перевезенных пассажиров — 15 600 человек в месяц
  3. Соблюдение нормы затрат при полноценном соблюдении всех контрактных обязательств — 466 200 руб.
  4. Динамика пассажиропотока — +15% каждый месяц

На финальной стадии проекта мы ожидаем следующие результаты:

  1. Организация движения общественного транспорта в ночное время
  2. Маршрут №1 протяженностью 16,64 км ТПКО — Новосёлов, 60
  3. Маршрут №2 протяженностью 15,07 км Недостоево — Школа
  4. Повышение уровня качества транспортного обслуживания населения
  5. Создание альтернативного способа передвижения в ночное время;
  6. Поддержка развития конкуренции (олигополия — такси);
  7. Повышение уровня качества транспортного обслуживания населения.

Ответственный за контроль реализации проекта — Жукова Я.Д.

Ответственный за технический контроль транспортных средств — Рязанская автоколонна №1310.

Список литературы

  1. Постановление администрации города Рязани от 31 июля 2009 г. N 5343 "Об утверждении городских маршрутов регулярного сообщения для автобусов, осуществляющих перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярного сообщения (в обычном режиме) на территории муниципального образования - городской округ город Рязань Рязанской области"
  2. Ночные маршруты http://www.mosgortrans.ru/?id=944[Электронный ресурс] дата обращения (9.12.2016)
  3. Троллейбус http://ru.wikipedia.org/wiki/Тролейбус[Электронный ресурс] дата обращения (17.11.2016)
  4. POS-системы › автобус валидатор https://russian.alibaba.com/g/bus-validator.html[Электронный ресурс] дата обращения (17.11.2016)