В современной исторической науке, появляются все новые и новые способы изучения источников, в основе которых заложена попытка автора не только объяснить, но и понять историческое событие через определённым источник. Метод герменевтического анализа — один из способов выявления цитат, для изучения замысла и понятия текста. В истории существует много личностей, но важными из них являются святые. Они соединяют наш мир, с Царством Божьим. В данной статье будет рассматриваться житие, не только с православной точки зрения, но и с научной.
Проведём анализ знаменитого памятника литературы, агиографии Житие Сергея Радонежского. Житие было создано, Епифанием Премудрым, учеником Сергия. Через 30 лет после смерти старца, примерно 1417-1418 г.г. и было оно написано, прежде всего, тем людям, которые не знали преподобного. [6, с. 54] К сожалению, вариант, созданный Епифанием, в том виде который он был — не сохранился. Последующие доработки относятся к Пахомию Логофету. Оно во многом отличается от первоисточника. В нем были описаны события которые не знал автор, например обретение мощей и строение каменного храма Троицы. [7, с. 129].
Житие Сергия Радонежского имеет определённое строение, идею и замысел. Его изучение позволит обнаружить скрытые замыслы, которые хотел передать нам автор.
Епифаний, описывает различные чудеса, подвиги, знамения которые были в жизни преподобного. Он подкрепляет свои размышления историей, при этом цитируя фразы древних старцев, например, Святого Николая Чудотворца, Святого Иоана Пророка. Свою историческую справку, он подкрепляет ссылками на жития Феодора Едесского и Евфимия Великого. [7, с. 100]
Эти цитаты не приводились автором случайно, так как сюжеты объединяются единой мыслью — все святые были избраны Богом, и несли добро и любовь людям. Но зачем автор напоминает? Следует предположить, что пророк родился на Русской земле. И имя Сергия — это духовная русская жизнь в непростое время для Руси. [6, с. 55]
Предание о детстве и юности святого, окружено различными легендами. Это объясняется тем, что для автора, многие факторы святого были неизвестны, поэтому пробелы он заполняет цитатами из жития.
Стоит вспомнить, так же эпизод крещения преподобного: «Ибо по 6 дней седмиц, есть четвера десятое день по рождеству его, родители принесли младенца в церковь вздающе якоже и приаста якаже обещатася въездати Богу, иереви повелел дабы крещение божественным иерей же, Варфоламей, его святое нарекаю при крещении имя». [3. с. 45] Можно заметить схожесть с житием Феодора Эдесского: «В четверть десятого ибо день по рождеству христову принесет младенец церкви, выдающее, давшему и обещевающ..., молятся крещением божественным свръшити и Феодора того нарек». [4. С. 85] После крещения младенец, стал себя вести по-другому. Перестал, есть в определённые дни, соблюдал строгий пост и воздерживался от материнского молока. То есть, мы видим, что события, которые произошли в детстве Сергия Радонежского повторяют различные жития византийских святых. Так как Епифаний, многое не знал и он пишет похожее житие древних подвижников. Н.Ю. Борисова замечает, что часть жития святого имеет легендарный и мифический характер и не может иметь исторической достоверности. [6, с. 5]
Стоит выделить ещё один эпизод из жития. Это кончина родителей. Автор опять опирается на житие Федора Эдесского. Из текста мы видим, что Варфоламей, смог осуществить свою мечту только тогда умерли его родители.
Много сравнений и цитат, автор использует при описании монашеской жизни Сергия. Сначала — простой послушник церкви, а потом — игумен. В сюжетах где идёт борьба старца с бесами, выслеживается совпадение с житием Саввы Освящённого. В Житии Сергия видим: «Множество раз дьявол, хотя устрашал его,то зверем, то змеем превратиться... отец же наш Сергий вся непривзято его мечтаниям и козням дым разгоняя... силой креста вооружился евангельским словом на сердце полагая, господом реченная: "Не дам вам власть наступая на змея и на скопя и на всю силу врага"» [3. с. 58] В житие Саввы читаем: "Не дам вам власть наступая на змея и на скорпиона, и на всю силу врага"»[2. с. 45] В Евангелии от Луки видим следующее: «Не, дам вам власть наступать на змея и скорпиона и на всю силу врага, и никто не повредит вам никогда» (Лк. 10:19). И мы наблюдаем, что первоисточником становится библия.
Во многих событиях и действиях Радонежского, проявляется образ мыслей и черты Ф. Печерского. Однако, многие сюжеты связаны с наставлениями, которые имели первоприроду. Нередко автор Жития, берет цитаты из источника косвенно, так как для автора служили устные предания.
Для древнерусских авторов, огромное значение имела святая история, — которая была ценной. Описание было использовано с помощью Библии. И не стал таким исключением и Епифаний. Самая простая форма — это цитирование библейских текстов. Например, описывая первых подвижников, автор Жития, сравнивает Радонежского с апостолом Петром. «Преподобный же Сергий увидел братьев умножающие, умножающие свои труды трудом, и сказал он как говорил святой апостол Петр: " Пасите стадо, суша нам не страшна, ибо волей мы её преодолеем"»[3. с. 65]
По житию, мы замечаем, что Сергий наделен многими характеристиками, что и ученики Христа. Он прогоняет бесов, воскрешает мёртвых только с помощью молитвы, веры и слова.
В эпизодах Жития, замечаем, ещё одно сходство Преподобного с Моисеем. Это описывается в событии, когда были проблемы с водным обеспечением. Сергий, как Моисей проявлял смирение и чудеса веры, призывая своё окружение. Стоит обратить внимание, что эпизод Жития представляет нам определённый пересказ как Моисей высек воду из скалы.
Таким образом, использование герменевтического подхода к Житию Сергия Радонежского, можно сказать, что часть данного произведения составляют цитаты из Библии и переводные агиографические памятники святых. Которые служили истоком к пониманию текста.
Сделаем вывод, обращение к текстам, пользовались при создании нового произведения и помогают исследователю раскрыть идею и образ. Епифаний Премудрый создаёт образ Радонежского.