Проблема гендерной самоактуализации в контексте сказкотерапии

№94-1,

Философские науки

В статье проведен анализ разнообразных моделей гендерной самоактуализации, которые исследуются методами сказкотерапии. Особенностью исследования является авторская рефлексия архетипов женского бессознательного. Автор репрезентирует такие гендерные модели, как самоактуализация-творчество, самоактуализация-защита, самоактуализация-отношение, самоактуализация-служение.

Похожие материалы

Актуальным направлением современной гуманитарной мысли сегодня становиться проблема самоактуализации в условиях транзитивных социумов. Возросшая потребность в этом способе человеческой активности объясняется многими факторами. Современный цивилизованный человек (мужчина, женщина) формируется в условиях глобальных проблем и противоречивых тенденций. С одной стороны, самоактуализация — это способ выживания человечества в ситуации антропологического кризиса. Среди основных признаков такого кризиса современные исследователи, такие как Э.Фромм, А.Тоффлер, М.Чиксентмихайи, Т.А.Зинкевич-Евсти и др., выделяют такие противоречивые черты современного бытия как слабая интеграция всей сети социальных отношений, спутанность этой сеть, наличие в ней крупных прорех; низкая степень социального сплетения, когда люди не ощущают себя жизненными частями общества; превращение человека в одномерного индивида, у которого доминирует установка на потребительство, эгоизм, индивидуализм. По этому поводу американский психолог Михай Чиксентмихайи в 1990 году в работе «Поток. Психология оптимального переживания» рассуждает о мифах современной массовой культуры, в которых все главные ответы на жизненные задачи просты: чтобы быть счастливым надо не думать о сложностях жизни, иметь побольше денег, ни в чем себе не отказывать. В противовес этому автор «Потока» утверждает, что человечество развивается и усложняется вместе с усложнением мира. «Человек вовсе не обязан превращаться в марионетку, целиком управляемую обществом. Решение данной проблемы состоит в том, чтобы постепенно освободиться от вознаграждений, предлагаемых социумом, перестать стремиться к ним и заменить их удовольствиями, которые находятся в нашей собственной власти» [1, с.14]. Другими словами, необходимо выстроить собственную систему ценностей, признать себя уникальным и одновременно, все более связанным с другими людьми, идеями, целями и социальными группами. Американский социолог А.Тоффлер в работе «Футурошок» рассуждает о современном модульном человеке, которого он иронично называет «свободной личностью». «В современном мире, — пишет он, — мы сформировали ограниченные структурные отношения с большинством окружающих нас людей. Сознательно или нет, мы определили наши связи функциональными терминами…Вместо того, чтобы быть захваченным человеком полностью, мы вникаем только в модуль его личностных качеств» [2, с.4].

Развитие подобных мыслей, но с более оптимистическим посылом, мы обнаруживаем у Э.Фромма в работе «Иметь или быть». По его мнению, человек и деструктивное и конструктивное существо одновременно. Конструктивная гуманистическая личность в современном мире формируется на основе таких вечных фундаментальных ценностей как любовь, разум, ответственность, забота, уважение и знание. Качествами нового (гуманного) человека, по Фромму, становятся следующие ценности: готовность отказаться от всех форм обладания, для того, чтобы в полной мере быть; ощущение чувства безопасности, идентичности и уверенности в себе; любовь и уважение к жизни во всех ее проявлениях. Они превращаются в важнейшие факторы выживания человечества. С другой стороны — это стремление человека быть чем-то большим, чем человечество сейчас является, потому что, по мысли автора, современный антропологический кризис связан не только с социально-политическими или финансовыми проблемами, он имеет глубокие экзистенциальные корни. Если первый ряд проблем носит исторически преходящий характер, зависит от эпохи и складывающихся общественных отношений, то экзистенциальные проблемы выглядят как проблемы вечные, причины которых коренятся глубоко в природе как всего человечества, так и отдельного человека. Их истоком являются наши экзистенциальные потребности, среди наиболее важных — потребности в корнях, в отношениях, в признании и в самоактуализации. Здесь самоактуализация приобретает характер сверхценности. Если обратить наше внимание на то, что человечество состоит из мужчин и женщин, то возникает вопрос о гендерных особенностях самоактуализации. Конечно, процесс самоактуализации не зависит напрямую от принадлежности к мужскому или женскому полу, так как не связан с каким-то конкретным видом деятельности или конкретной ролью, а включает в себя широкий спектр возможностей для реализации собственного потенциала в любых областях жизни. Однако современные исследователи все больше обращаются к рассмотрению гендерных аспектов самоактуализации, и все чаще звучит мысль, что традиционные гендерные роли могут затруднять процесс самоактуализации, особенно это заметно в отношении женщин. В наши дни проблема пола приобретает новые оттенки, благодаря достижениям современной медицины, генетики, психологии, феноменам транссексуальности и трансперсональности, виртуализации культуры и личности. Что есть личность, «Я», существует ли «Я» вне- и над-сексуальное или самосознание есть проявление и результат половой определенности? Этой теме сегодня посвящено множество источников, остановим наше внимание на одном из направлений современной гуманитаристики, в основе которой лежит философско-психологическая идея К.Г.Юнга об архетипах бессознательного. Этой проблематике посвещены многие работы, например, труды современной сказительницы древних мифов, философа, юнгианского психотерапевта К.П. Эстес, в которых она в процессе сказкотерапии занимается психо-археологическими раскопками различных пластов человеческой души и в результате собирает их воедино, примеряя и гармонизируя их друг с другом. Российская исследовательница этих проблем, доктор психологических наук Т.Зинкевич-Евстигнеева рассматривает вопросы самоактуализации женщины, используя приемы «комплексной сказкотерапии» и обращает внимание на архетипические сюжеты женской истории. Остановимся на одной из ее книг «Семь дорог женственности», которая посвящена теме обретения женщиной своей сущности через самопознание и самоактуализацию. На семи женских дорогах, по ее мнению, нас ждут как ловушки, так и подарки. На каждой из них женщина извлекает свои уроки и поднимается к своей Вершине по ступеням самоактуализации. Исследуя «дороги» жизни, она решает для себя три главные задачи: во-первых, осознает свое наличное бытие, спрашивая себя, почему и для чего нечто происходит. Во-вторых, обучает себя чему-то важному, например, благодарности, прощению, терпению. В-третьих, гармонизирует свое состояние на новом витке развития. Рассмотрим идеи автора на примере этих «дорог» и обратим свой взор на четыре первые: «Дорога Творчества», «Дорога Служения», «Дорога Защиты» и «Дорога Отношений».

Жизнь современной женщины, не наполненная творчеством, превращается в болото. Женщине необходимо вдохновение, которое она черпает, обращаясь к Архетипу Матери. Именно в нем зашифрован полный цикл творчества, который, по мнению автора, состоит из семи ступеней. Первая — перебор семян («символическая фильтрация»), когда происходит поиск идей для творчества; вторая — «символическое оплодотворение», когда находится свое и ощущается глубокая радость от этой находки; третья — «символическое удержание» — постепенное, аккуратное включение этого вида творчества в свою жизнь; четвертая — «символическое вынашивание», когда организм перестраивается под новые потребности; пятая ступень — «символическое рождение» — творческий продукт готов, его надо показать людям. «Не надо задумываться, понравиться он людям или нет, ведь когда вы рожаете ребенка, то вы не думаете, понравиться ли он акушерке или родственникам» [4, с.86]. Шестая ступень — «символическое сопровождение», когда задумываешься, какую практическую пользу может принести творческий продукт и седьмая ступень — «символическое отпускание», для того, чтобы освободить место для нового творческого процесса. Так на Дороге Творчества женщина освобождается от лени и гармонизирует свою жизнь.

«Дорога Служения» позволяет современной женщине постигнуть собственное предназначение, учит ее бескорыстию, освобождает от болезненного эгоизма, придает чувство уверенности. В результате осмысления данных феноменов женщина ощущает свою полезность и обретает силу милосердного сердца. Автор выделяет четыре вечных вопроса служения, которые женщина задает себе и проживает на этой дороге с помощью определенных архетипов, помогающих обнаружить свое предназначение. Это «Царевна-лягушка», «Купец», «Монах», «Волчица» и «Берегиня-ведунья». Первый вопрос — «кто Я»? Например, я — Царевна-лягушка и я могу быть разной: сильной и красивой, уверенной в себе в одной ипостаси и зеленой, пугливой лягушонкой, которая трясется в своей коробченке, в другой Но даже в образе Царевны я очень дорожу лягушачьей шкуркой и опасаюсь за ее жизнь, потому что кто-нибудь обязательно бросит ее в огонь или из любопытства или просто так, чтобы всякие гадкие шкурки не валялись. А моя шкурка не гадкая, а очень красивая, блестящая, в пупырышках, в ней удобно нырять в болото, скакать по мокрой траве и вообще…Конечно я и в образе Царевны Премудро-Прекрасной хороша, у меня все прекрасно-премудро получается, достаточно махнуть рукавом и озера разливаются, махнуть другим и лебеди по ним плывут величаво. Но это все как-то слишком пафосно — на публику, для царя. Если современным языком — самопиар. А я хочу быть вольной Лягушкой, быть мокрой, зеленой, несерьезной, квакать во все свое лягушачье горло. Но и у второй моей половины, царевны, противоречивый характер: одновременно мудрый, хитрый, властный и заботливый.

Второй вопрос — «как может помочь архетип в сложной ситуации»? Для Царевны-лягушки нет невыполнимых задач. Положила всех родных спать-почивать — утро вечера мудренее. А сама обратилась к своему бессознательному, «мамкам-нянькам» за помощью. Это выражение архетипа «Берегини-ведуньи» — интуиция, «сердечное видение». Третий архетип — «Волчица», которая являет природное чутье женщины, ее инстинктивную природу. Волчица по запаху отличает настроение, мысли, чувства окружающих. Женщина учиться у нее этому и беспокойство сменяется покоем, временное становиться вечным, шелуха спадает, обнажая естество.

Третий вопрос — «Типы моих помощников и их взаимоотношения со мной»? Женщина нуждается в помощи не только женских, но и мужских архетипов, среди последних — это «Купец» и «Монах-отшельник». «Купец» воплощает в себе стремление создавать играючи красивые творческие комбинации, приходить к неординарным решениям, находить выход из любого тупика. Он хитер, гибок, устойчив. Это помогает не потерять саму себя в ситуации внешнего давления, оставаясь внутри ироничной и свободной. «Монах-отшельник» подкрепляет ощущение своего высокого предназначения, своей миссии. Он учит, что любой труд, который выполняется с воодушевлением — необходим. Но иногда нужно набраться терпения, для того чтобы пришло время отложенных проектов, положенных в стол рукописей. Мой помощник — с добрым нравом, светящийся от любви ко мне и всему миру. Он видит и воплощает все мои лучшие стороны, мою дорогу, мое предназначение. Эта дорога славная: трудная и легкая одновременно. Я прошла по ней половину пути, вторая половина — это чудеса, счастье свершений и любви. Четвертый вопрос — «Как меняется ситуация, когда мне на помощь приходят волшебные помощники»? Тогда я воспаряю над миром, над ситуацией, становлюсь гибко-чуткой, защищенной и милосердной. Мои помощники напутствуют меня: «найди свою миссию» (Монах), «все проходит» (Купец), «будь чуткой» (Волчица), «нет проблем, есть только безграничные возможности» (Берегиня).

Впереди у женщины еще пять дорог: Дорога Благодарения, Защиты, Очищения, Отношений и Любви. На «Дороге Защиты» решаются три основные задачи: физическое выживание, оперативное реагирование в экстремальных ситуациях и раскрытие раннее невостребованных ресурсов личности. Женская защита, по мысли автора, предстает в трех ипостасях: в форме Божественной Защиты; защиты, которую дает женщине мужчина и защиты, которую женщина обретает сама (самозащиты), благодаря урокам жизни. Последняя ипостась — самозащита — формирует и формируется через Силы доверия, гибкости, узнавания себя и сердечного сотрудничества. Так, Сила доверия возникает в процессе наблюдения за узорами жизни и переживания смысла происходящего. Сила гибкости — это здоровый инстинкт (чутье, почти звериное) и любовь к жизни. Сила узнавания себя просыпается через осознание себя бездонным, неисчерпаемым колодцем чистейшей родниковой воды (главное — пить воду не с поверхности, а из глубины колодца). Сила сердечного сотрудничества открывается для принятия помощи от мира и совсем не важно откуда она придет и что мы за это будем должны. Бескорыстная помощь всегда приходит в момент крайней нужды. Самым сложным на этой дороге, да и вообще для современной женщины является отказ от борьбы с обстоятельствами и от мщения-злобы. Автор сказочной терапии утверждает, что не борьба, а искренняя сердечная просьба о помощи, смирение и терпение формируют эффективную женскую самозащиту. Еще более уязвима месть, которая делает женщину абсолютно беззащитной и является порождением страхов и тревог. Для избавления от этих разрушительных чувств, по мнению автора, необходимо провести внутреннюю работу, осознать то, что жизнь показала еще одну свою сторону, произошло самое дурное, но больше нет обмана, а есть только правда. Женщина должна сказать себе: «Я благодарю жизнь и сложившиеся обстоятельства за подаренную мне правду. Правду принимать сложно, но она прокладывает дорогу к будущим Вершинам. Я как будто проснулась и пробуждение оказалось резким и болезненным. Я знаю, что сейчас мне предстоит пройти трудный участок дороги, на котором я могу разодрать руки и колени в кровь, но это лишь малая плата за то, чтобы оказаться на Вершине» [4, с.68].

Четвертая — это «Дорога Отношений». Она соткана из разных нитей, тонких и толстых, прочных и эфемерных, гладких шелковых или с узелками, оголенных как провода, колючих как проволока, либо представляющих собой безобразный клубок, который нельзя даже распутать, а можно только вырезать, связать концы заново, но все равно останутся шрамы. Нити-отношения могут стать паутиной, из которой не выпутаться, а могут стать узором, сотканным из солнечных лучей. Это разные отношения: злобы и тоски или заботы и любви. Кончики нитей иногда привязаны близко к сердцу или подальше от него, а то и вовсе висят обрывками прежних отношений. На этой дороге существует важное жизненное правило самоактуализации: чем больше нитей ты порвал, запутал или заменил их на проволоку, тем больше должен сделать безвозмездных добрых дел. Правильно натянутые нити-отношения — растяжимые, прочные, эластичные, они дают большую свободу взаимодействий, пронизаны теплом, по ним идут токи любви. Эти нити становятся нашими крыльями. На дороге отношений мы получаем урок безоценочного наблюдения за людьми (изучения их индивидуальности). Это постижение не умом, а сердцем и чувствами неповторимого внутреннего ритма другого. Второй урок — описание идивидуальности другого. Это задавание вопросов: кто он, как ведет себя в различных ситуациях, что больше всего любит, что ему не нравится, что радует, какими словами можно описать внутренний ритм этого человека, к чему стремится он и какая нить протянута между нами? Итоговые вопросы: «если бы нить в таком состоянии увидел добрый волшебник, чтобы он сделал с ней?», «если бы у меня была уверенность, что этот человек примет от меня любой подарок, то чтобы я ему подарила и с какими словами?» Ответы на все эти вопросы станут результатом символической работой по реставрации нитей-отношений. Отношения либо гармонизируются, либо уже отжившие отпадут сами собой. Таким образом, на этих дорогах женщина обретает особое состояние жизненной Защищенности и уверенной Прозорливости, что еще на два шага приближает ее к цели самоактуализации. Женщина одновременно идет по всем семи дорогам, которые иногда причудливо переплетаются. Кто-то находится в начале, середине или конце каждой из них. Осознав это, женщина начинает лучше понимать и ощущать себя, обретая особенную уверенность Благодарного Сердца, Защищенности, Изобретательности, Чистоты, Прозорливости, Любви и Милосердия.

Таким образом автор развивает идеи об архетипах как биопсихологических константах и важнейших измерениях человеческого бытия. Думается, что данные ценности самоактуализации являются не только ценностями души, чувств, но и ценностями разума. Если подходить к их рефлексии с гендерных позиций, то они представляют собой единство феминных и маскулинных ценностей. Современный мир, современная цивилизация пребывает в состоянии системного кризиса, по-видимому еще и потому, что в основе ее функционирования лежат маскулинные ценности покорения природы, власти, разума, техники и денег. Чтобы выйти из кризиса они должны быть переосмыслены и дополнены ценностями феминными. Способность человека (мужчины, женщины) гармонично совмещать интересы общего блага с ценностями и целями индивидуального развития выступает своего рода критерием духовно-нравственной зрелости личности, ее актуализации, критерием адекватности избранного пути в условиях антропологического кризиса.

Список литературы

  1. Чиксентмихайи, М. Поток. Психология оптимального переживания. -М.:, 2011.
  2. Тоффлер, А. Футурошок. -СПб.:, 1997
  3. Зинкевич-Евстигнеева, Т.А. Семь дорог женственности. – СПб.:, 2012.