Причины девиантного поведения в подростковом возрасте

№103-1,

психологические науки

В данной статье рассмотрена тема девиантного поведения среди подростков. На основе теоретичекого материала по данной теме проведено исследоание методом анкетирования и проведен его анализ. Анкета разработана с целью исследования и выявления основных причин и мотивов девиантного поведения подростков. Подробный анализ и статистика ответов привидены в статье.

Похожие материалы

В процессе социализации и становления личности подростки сталкиваются с рядом задач, в процессе решения которых, могут возникнуть определенные трудности. Многие причины могут повлиять на поведение подростка и стать причиной отклоняющегося поведения, в особенности наследственно-биологические факторы, ближнее социальное окружение, личностные характеристики и правосознание подростка.

Девиантное или отклоняющееся поведение — действия, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе (социальной группе) моральным и правовым нормам и приводящие нарушителя (девианта) к изоляции, лечению, исправлению или наказанию.

С позиции подросткового поведения, которая считается отклоняющейся для взрослых, отражается стремление к приключениям, обретению признания, проверке возможных границ. Поисковая активность подростков заключается в расширении границ индивидуального опыта, изменчивости поведения и, следовательно, жизнеспособность и развитие человеческого общества. С этих позиций отклонение в поведении является естественным и необходимым. В подростковом возрасте трудно различить нормальное и патологическое поведение. Поэтому некоторые ученые считают, что девианта можно назвать подростком, а не просто единицей, отклоненной от поведенческих норм, и последовательно демонстрирующей девиантное поведение, носящее социально-негативный характер.

Выделяют следующие типы девиантного поведения:

  • агрессивное поведение;
  • правонарушения;
  • аддиктивное поведение;
  • суицидальное поведение.

Для определения предрасположенности подростков к отклоняющемуся поведению, их мотивов и основных причин, в ходе исследования было проведено анкетирование, оно затрагивает сразу многие аспекты жизни подростка, его характера и привычек.

Анкета была составлена на основе теста Басса-Дарки и методики диагностики склонности к отклоняющемуся поведению. Данная универсальная методика была разработана Вологодским центром гуманитарных исследований и консультирования «Развитие».

Цель данного исследования заключается в анализе и подробном изучении теоретического материала по теме девиантного поведения среди подростков и проведение исследовательской работы, по результату, которой проведен анализ, основывавшийся на теоретическом базисе.

В ходе анкетирования было опрошено 50 человек. Среди них 30 девочек и 20 мальчиков. Возраст учеников составил от 15 до 18 лет. Анкета состоит из 38 вопросов.

Ниже предоставлены результаты ответов в процентном соотношении выборочных вопросов анкеты.

Семьи 77% опрошенных являются полными, и 23% участников ответили, что проживают с матерью.

На вопрос «Кто из членов семьи уделяет Вам больше внимания??» ответили: "мать" 48%, "оба родителя" 40%, "бабушка" 4%, "никто" 4%, "другие родственники" 4%, "отец" и "дедушка" 0%.

На вопрос «Можете ли Вы открыто говорить о своих проблемах, переживаниях со своими родителями?» ответили: "да" 68%, "нет" 32%.

На вопрос, связанный с предыдущим, «Если не можете, то, почему?» ответили: "мне приносит это дискомфорт, для меня лучше поделиться проблемами с друзьями или другими людьми" 44,4%, "я им не доверяю" 22,2%, "мне лучше держать все в себе" 22,2%, "родители меня не понимают" 11,1% и вариант "родители не замечают и не реагируют на мои переживания и проблемы" никто не выбрал.

На вопрос «Как Вы проводите свое свободное время?» ответили: "гуляю" 72%, "читаю художественную и периодическую литературу" 52%, "посещаю досуговые заведения" 48%, "сижу в интернете или играю в компьютерные игры" 44%, "занимаюсь спортом" 28%, "занимаюсь креативной работой" 16%, "предпочитаю проводить время в барах/клубах/..." 8%.

На вопрос «Употребляете ли Вы спиртные напитки?» ответили: "редко/пробовал(а) несколько раз" 72%, "да, часто" 16%, "нет, ни разу" 12%.

На вопрос «Если употребляете спиртные напитки, то насколько часто?» ответили: "несколько раз в месяц" 45%, варианты "несколько раз в год" и "по праздникам" 25%, "несколько раз в неделю" 5%, "каждый день" 0%.

На вопрос «Как Вы относитесь к курению?» ответили: "не курю" 64%, "бросил(а)/пробовал(а)" 24%, "курю" 12%.

На вопрос «Пробовали ли Вы наркотические вещества?» ответили "нет" 100% опрошенных.

На вопрос «Какие формы поведения Вы назвали бы отклоняющимися от нормы?» самыми популярными ответами были: "драки, нанесение телесных повреждений" 92%, "употребление наркотиков" 76%, "воровство" 72%, "унижение других" 68%, "побеги из дома" и "хулиганство" 56%, "частая истерика" и "нарушения правил поведения в школе/университете" 40%. Наименее популярными ответами являются: "ранее начало половой жизни" 24%, "грубость, сквернословие" 20%, "отрицательное отношение к учебе" 12%, "курение" 8%, варианты "употребление алкоголя", "невыполнение просьб взрослых" и "ношение "вызывающей" одежды, макияжа, маникюра" выбрало 4% опрошенных.

На вопрос «Что, с Вашей точки зрения, является основными причинами отклоняющегося от нормы поведения подростков?» самыми популярными ответами были: "неблагополучная ситуация в семье" 72%, "стрессовые жизненные ситуации" 64%, "повышенная возбудимость, неумение контролировать себя" 52%, "отрицательная оценка взрослыми способностей подростка" 48%, "недостаточная уверенность подростка в себе" и "примеры насилия, жестокости, безнаказанности, получаемые через средства массовой информации" 44%, варианты "недостаток знаний родителей о том, как справляться с трудными педагогическими ситуациями", "напряженная социально-экономическая ситуация в жизни подростка" и "конфликты с родителями" 40%. Наименее популярными ответами являются: "непонимание взрослыми трудностей подростков" 36%, "стремление получить сильные впечатления" и "стремление к самостоятельности и независимости" 32%, "пренебрежение со стороны сверстников" и "напряженная социально-экономическая ситуация в жизни подростка" 20%, "отставание в учебе" 16%.

На вопрос «Какие проблемы Вас волнуют?» ответили: "нехватка свободного времени" 68%, "неумение проводить свободное время" 32%, "неуспеваемость в учебе" и "взаимоотношения с родителями" 20%, "взаимоотношения со сверстниками" 16%.

На вопрос «Возникали ли у Вас суицидальные мысли?» ответили: "нет, никогда" 68%, "да, редко/однажды" 20%, "да, часто" 12%.

На вопрос «Считаете ли Вы тему суицида в подростковом возрасте значимой?» ответили: "да, это серьезная проблема, которую стоит обсуждать и проводить профилактики среди подростков" 75%, "нет, люди подросткового возраста склонны к преувеличению и профилактические работы будут излишни" 12,5%, "это серьезная проблема, но не среди людей подросткового возраста" 8,3%, "нет, эта тема не является проблематичной" 4,2%.

На вопрос «Проводились ли хоть раз в Вашем учебном заведении профилактические работы на тему суицида?» ответили: "да" 62,5%, "нет" 37,5%.

На вопрос «Готовы ли Вы обратиться за помощью к специалистам для разрешения Ваших ментальных проблем?» ответили: "у меня нет такого рода проблем" 58,3%, "да" 25%, "нет" 16,7%.

На вопрос «Считаете ли Вы половое воспитание необходимым для подростков?» ответили: "да" 83,3%, "нет" 16,7%.

Проанализировав результаты анкетирования и теоретической информации по данной теме, можно сделать следующие выводы:

Семья играет одну из важных ролей в процессе воспитания и становления личности подростка. Состав семьи играет значимую роль в жизни подростка. Атмосфера внутри семьи отражается на склонностях подростка, его характере и увлечениях. Большинство опрошенных может свободно делиться своими переживаниями с родителями, но другая часть опрошенных более замкнута и склона делиться проблемами с друзьями или держать все в себе. Это является распространенной проблемой среди подростков, которая требует привлечения специалистов.

Многие участники исследования, не смотря на свой юный возраст, пробовали спиртные напитки и употребляют их достаточно часто, несколько раз в месяц, что является опасным для физического и психологического здоровья подростков. Этот фактор говорит о социальной нестабильности общества и несовершенстве правовой структуры. Подростки являются нестабильной социальной группой и подвержены влиянию старшего поколения и СМИ, где часто алкоголь и курение фигурируют как средство решения проблем и способ развлечения и расслабления. Именно это, по моему мнению, является причиной раннего употребления алкогольной и табачной продукции.

Самоубийство является серьезной проблемой среди подростков. Большая доля опрошенных считает, что у них нет психологических проблем, и помощь специалистов им не требуется, но на основе ответов на другие вопросы, можно сделать вывод, что их мнение ошибочно. По статистике русские люди, в том числе несовершеннолетние, не готовы обратиться за помощью к специалистам, но сами не могут выявить и признать личные проблемы. В некоторых случаях именно это приводит к тяжелым психологическим проблемам, которые не могут быть решены без помощи специалистов, и приводят к трагическим последствиям. Большинство опрошенных считает, что самоубийца — это несчастный человек, и самоубийство для части опрошенных, является незначительной проблемой для подростков, что является ошибочным мнением. Это происходит из-за нерегулярных профилактических мер, которые необходимы людям подросткового возраста.

Проблема полового воспитания все больше подается огласке в нашем обществе, нельзя отрицать ее значимость и необходимость просвещения подростков на эту тему. Большая часть опрошенных состоит в продолжительных отношениях и считает, что обладает достаточными знаниями о половом воспитании. Наиболее частым ресурсом информации о половом воспитании служит интернет, но информация в web-источниках не всегда является достоверной и полной, что приводит к социальным и физическим проблемам. Распространенность проституции остается одной из главных социальных проблем, особенно опасно вовлечение в проституцию несовершеннолетних, рост проституции и половых дисгармоний неизбежно ведет к распространению СПИДа, по прогнозам ученых через 10-15 лет эта эпидемия станет проблемой номер один. Именно поэтому в каждом учебном заведении должны проводится регулярные профилактические меры и открыто обсуждаться тема полового воспитания.

На основе результатов исследования можно сделать вывод о том, что семья и близкий круг общения подростка являются одними из основных рычагов давления. В процессе формирования личности, подросток склонен к разному виду аддикций. В результате отсутствия доверия между членами семьи, нерегулярных профилактических работ в учебных заведениях, пренебрежения помощью специалистов подростки могут проявлять себя как девианты, и их поведение можно охарактеризовать как отклоняющееся. Аддиктивная форма отклоняющегося поведение является наиболее распространенной среди подростков.