Эмоциональное выгорание педагогов

NovaInfo 103, с.107-108, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Психологические науки
Просмотров за месяц: 2
CC BY-NC

Аннотация

В статье раскрывается сущность эмоционального выгорания, рассматриваются его причины и фазы, а также описывается результат диагностики уровня эмоционального выгорания педагогов.

Ключевые слова

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ, ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ

Текст научной работы

Профессия «учитель» является одной из наиболее социально значимых видов деятельности. Этот вид деятельности связан с формированием общественного сознания, культурного наследия, настроений и потребностей людей. От учителя зависит развитие и становление будущего поколения общества, а это немаловажная роль.

Деятельность педагога входит в тип профессии «человек-человек»,а значит является наиболее стрессовой и требует постоянного самообладания, саморегуляции. В результате эмоционального напряжения, возникающего у педагога в процессе осуществления своей профессиональной деятельности, следует дальнейшее снижение устойчивости психических функций и понижение работоспособности учителя. Следует обращать внимание на данный вопрос, в первую очередь потому, что связан с психологическим здоровьем обучающихся, которые испытывают различные физические и психологические нагрузки.

Эмоциональное выгорание — это синдром, который развивается под воздействием хронического стресса и постоянных нагрузок и приводит к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека [2].

Какова же причина эмоционального выгорания? Оно возникает, главным образом, из-за накопления негативных эмоций, от которых человек не может освободиться. В таком случае нужна «разгрузка», но она не происходит. Получается, что это защитная реакция организма на стресс. Эмоциональное выгорание влечет за собой и профессиональное выгорание, зачастую, эти понятия идут бок-о-бок друг с другом.

С точки зрения психологии, личность человека обладает целостной и достаточно устойчивой структурой, а, значит, и всяческими способами психологической защиты. Таковым и является синдром эмоционального выгорания.

Основная причина этого синдрома несоответствие между требованиями, предъявляемыми к работнику, и его реальными возможностями. У эмоционального выгорания, как у любого синдрома, есть свои стадии.

Этой проблемой занимался отечественный исследователь В. Бойко. Он выделил следующие фазы синдрома эмоционального выгорания [1]:

  1. «Напряжение». В этой фазе человек ощущает усталость, которая вызвана собственной профессиональной деятельностью, эмоциональное истощение;
  2. «Резистенция». Фазе свойственно избыточное эмоциональное истощение, что провоцирует развитие и возникновения защитных реакций, вследствие чего человек становится эмоционально закрытым, отстраненным;
  3. «Истощение». Данная фаза характеризуется психофизическим переутомлением человека, нарушением профессиональных коммуникаций, развитием психосоматических нарушений, опустошенностью, развитием циничного отношения к тем, с кем приходится общаться.

Цель нашей работы доказать, что в результате изменений, произошедших в системе образования за последние 6 лет, эмоциональное и профессиональное выгорание педагогов увеличилось. Для этого мы решили сравнить результаты исследования 2013 года, которое проведено по методике «Диагностика эмоционального выгорания личности» В. В. Бойко, с результатами подобного исследования 2019 года.

Методика, составленная В. В. Бойко, содержит 84 суждения и позволяет выявить ведущие симптомы «эмоционального выгорания», а также узнать, к какой фазе развития они относятся. По количественным данным, подсчитанным отдельно для каждой фазы формирования синдрома эмоционального выгорания, можно дать достаточно полную характеристику личности и оценить адекватность эмоционального реагирования в конфликтной ситуации.

Первое исследование было проведено в 2013 г. на базе ГОУ ДПО (ПК) «Кузбасского регионального института повышения квалификации и переподготовки работников образования». Методику проходили 32 педагога факультета профессиональной переподготовки по образовательной программе «Педагогика, психология и методика преподавания школьных дисциплин» на направлениях: история, русский язык и литература, химия, физика.

Вследствие исследования было выявлено, что в фазе «напряжение» находится 23 % преподавателей, а у 52 % стадия только формируется; в фазе «резистенция» находится 38 %, а у 33% стадия только формируется; в фазе «истощение» находится 29%, а у 38% стадия только формируется.

Второе исследование было проведено нами в 2019 г. на базе Пензенского Педагогического института им. В. Г. Белинского. В нем приняли участие 22 преподавателя таких направлений, как русский язык и литература, история, иностранный язык, физика и экономика.

В ходе исследования было выявлено, что фаза «напряжение» сформирована у 80% преподавателей, а у 17% стадия только формируется; в фазе «резистенция» находится 66% преподавателей, совсем не находится 17%, а формируется она у 17%; фаза «истощение» сформирована у 83% преподавателей, а у 17% фаза формируется.

При сопоставлении результатов двух исследований можно увидеть, что количество учителей с синдромом профессионального выгорания в 2019 г. увеличилось. Это означает, что в современном образовательном процессе есть факторы, которые провоцируют эмоциональное и профессиональное выгорание учителей. Вследствие этого образовательный процесс становится затруднителен, а показатели обучения снижаются.

Таким образом, следует уделять больше внимания педагогам и их психологическому состоянию, потому что именно от них зависит социальное воспитание детей.

Читайте также

Список литературы

  1. Бойко В. В. Синдром эмоционального выгорания в профессиональном общении [Текст] / В. В. Бойко. — СПб, 2009. — 278 с.
  2. Немов Р. С. Психологический словарь. — М.: ВЛАДОС, 2007. — 560 с.

Цитировать

Соколова, Д.А. Эмоциональное выгорание педагогов / Д.А. Соколова, Е.Д. Ладугина, А.А. Корнеева. — Текст : электронный // NovaInfo, 2019. — № 103. — С. 107-108. — URL: https://novainfo.ru/article/16599 (дата обращения: 28.06.2022).

Поделиться