Эмоциональное выгорание педагогов

№103-1,

психологические науки

В статье раскрывается сущность эмоционального выгорания, рассматриваются его причины и фазы, а также описывается результат диагностики уровня эмоционального выгорания педагогов.

Похожие материалы

Профессия «учитель» является одной из наиболее социально значимых видов деятельности. Этот вид деятельности связан с формированием общественного сознания, культурного наследия, настроений и потребностей людей. От учителя зависит развитие и становление будущего поколения общества, а это немаловажная роль.

Деятельность педагога входит в тип профессии «человек-человек»,а значит является наиболее стрессовой и требует постоянного самообладания, саморегуляции. В результате эмоционального напряжения, возникающего у педагога в процессе осуществления своей профессиональной деятельности, следует дальнейшее снижение устойчивости психических функций и понижение работоспособности учителя. Следует обращать внимание на данный вопрос, в первую очередь потому, что связан с психологическим здоровьем обучающихся, которые испытывают различные физические и психологические нагрузки.

Эмоциональное выгорание – это синдром, который развивается под воздействием хронического стресса и постоянных нагрузок и приводит к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека [2].

Какова же причина эмоционального выгорания? Оно возникает, главным образом, из-за накопления негативных эмоций, от которых человек не может освободиться. В таком случае нужна «разгрузка», но она не происходит. Получается, что это защитная реакция организма на стресс. Эмоциональное выгорание влечет за собой и профессиональное выгорание, зачастую, эти понятия идут бок-о-бок друг с другом.

С точки зрения психологии, личность человека обладает целостной и достаточно устойчивой структурой, а, значит, и всяческими способами психологической защиты. Таковым и является синдром эмоционального выгорания.

Основная причина этого синдрома несоответствие между требованиями, предъявляемыми к работнику, и его реальными возможностями. У эмоционального выгорания, как у любого синдрома, есть свои стадии.

Этой проблемой занимался отечественный исследователь В. Бойко. Он выделил следующие фазы синдрома эмоционального выгорания [1]:

  1. «Напряжение». В этой фазе человек ощущает усталость, которая вызвана собственной профессиональной деятельностью, эмоциональное истощение;
  2. «Резистенция». Фазе свойственно избыточное эмоциональное истощение, что провоцирует развитие и возникновения защитных реакций, вследствие чего человек становится эмоционально закрытым, отстраненным;
  3. «Истощение». Данная фаза характеризуется психофизическим переутомлением человека, нарушением профессиональных коммуникаций, развитием психосоматических нарушений, опустошенностью, развитием циничного отношения к тем, с кем приходится общаться.

Цель нашей работы доказать, что в результате изменений, произошедших в системе образования за последние 6 лет, эмоциональное и профессиональное выгорание педагогов увеличилось. Для этого мы решили сравнить результаты исследования 2013 года, которое проведено по методике «Диагностика эмоционального выгорания личности» В. В. Бойко, с результатами подобного исследования 2019 года.

Методика, составленная В. В. Бойко, содержит 84 суждения и позволяет выявить ведущие симптомы «эмоционального выгорания», а также узнать, к какой фазе развития они относятся. По количественным данным, подсчитанным отдельно для каждой фазы формирования синдрома эмоционального выгорания, можно дать достаточно полную характеристику личности и оценить адекватность эмоционального реагирования в конфликтной ситуации.

Первое исследование было проведено в 2013 г. на базе ГОУ ДПО (ПК) «Кузбасского регионального института повышения квалификации и переподготовки работников образования». Методику проходили 32 педагога факультета профессиональной переподготовки по образовательной программе «Педагогика, психология и методика преподавания школьных дисциплин» на направлениях: история, русский язык и литература, химия, физика.

Вследствие исследования было выявлено, что в фазе «напряжение» находится 23 % преподавателей, а у 52 % стадия только формируется; в фазе «резистенция» находится 38 %, а у 33% стадия только формируется; в фазе «истощение» находится 29%, а у 38% стадия только формируется.

Второе исследование было проведено нами в 2019 г. на базе Пензенского Педагогического института им. В. Г. Белинского. В нем приняли участие 22 преподавателя таких направлений, как русский язык и литература, история, иностранный язык, физика и экономика.

В ходе исследования было выявлено, что фаза «напряжение» сформирована у 80% преподавателей, а у 17% стадия только формируется; в фазе «резистенция» находится 66% преподавателей, совсем не находится 17%, а формируется она у 17%; фаза «истощение» сформирована у 83% преподавателей, а у 17% фаза формируется.

При сопоставлении результатов двух исследований можно увидеть, что количество учителей с синдромом профессионального выгорания в 2019 г. увеличилось. Это означает, что в современном образовательном процессе есть факторы, которые провоцируют эмоциональное и профессиональное выгорание учителей. Вследствие этого образовательный процесс становится затруднителен, а показатели обучения снижаются.

Таким образом, следует уделять больше внимания педагогам и их психологическому состоянию, потому что именно от них зависит социальное воспитание детей.

Список литературы

  1. Бойко В. В. Синдром эмоционального выгорания в профессиональном общении [Текст] / В. В. Бойко. – СПб, 2009. – 278 с.
  2. Немов Р. С. Психологический словарь. – М.: ВЛАДОС, 2007. – 560 с.