Обучение персонала — важная составляющая процесса управления персоналом. Важными факторами, определяющим необходимость в обучении в обучении персонала, выступают ускоренное развитие научно-технического прогрессе и, в связи с этим, быстрое устаревание профессиональных знаний, умений и навыков работником. Успех любой организации зависит от профессионализма её работников. Профессионализм работников, в первую очередь, достигается грамотно сформированной системой обучения, которая будет учитывать не только нужды самой организации, но также желание и нужды сотрудников, специфику организации и сферу деятельности [1,2].
Анализируя выпускные квалификационные работы по обучению персонала, учебные и методические пособия по данный теме, выяснено, что в большинстве случаев изложенный материал не затрагивает вопрос об обучении педагогического персонала, об совершенствовании системы профессионального обучения педагогических работников. Несмотря на то, что теория обучения персонала содержит методы, средства и способы обучения, которые применимы к персоналу любой организации, обучение педагогического персонала имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать для совершенствования системы профессионального обучения педагогического персонала высших учебных заведений. Таким образом, представление рекомендаций по обучению педагогических работников различного уровня образования является актуальным вопросом в сфере управления педагогическим персоналом.
Особенность политики обучения и повышения квалификации педагогического персонала, а также особенность построения системы обучения педагогического персонала в целом во многом определяется на федеральном уровне в виде законов и других нормативных документов, основными из которых являются:
- Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС);
- Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010 г. №761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»;
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 мая 2014 г. № АК-1261/06;
- Совместное письмо Министерства образования и науки России и Общероссийского Профсоюза образования от 23 марта 2015 г. № 08-415/124 «О реализации права педагогических работников на дополнительное профессиональное образование».
Данные и некоторые другие нормативные документы определяют содержание, пути, способы и методы обучения педагогических работников и повышения их квалификации. Следует отметить, что повышение квалификации педагогов является их обязанностью.
Перед представлением рекомендаций по совершенствованию системы профессионального обучения педагогического персонала необходимо рассмотреть основные особенности профессии педагога в плане обучения персонала, а также выявить проблемные моменты в существующей системе профессионального обучения.
Проведя анализ системы обучения педагогического персонала нескольких высших учебных заведений России, а также рассмотрев специфику профессии и сферу деятельности, определены основные особенности построения системы профессионального обучения педагогического персонала.
В большинстве случаев система профессионального обучения педагогических работников высших учебных заведений содержит следующие методы обучения персонала:
а) активные методы
- копирование. Чаще всего данный метод используется для молодых педагогов, а также в случае назначения на другую должность;
- наставничество. Данный метод так же как и копирование используется для молодых педагогических работников или в случае назначения на другую должность;
- тренинги. Тренинги часто организует не сама организация, где работает педагог, а сторонние организации (например, департамент образования, центры непрерывного образования и т.п.).
б) пассивные методы
- фронтальное занятие. Данный метод используется чаще всего в виде лекций по причине малой финансовой затраты;
- практическое занятие. Данный метод используется чаще всего для обучения педагогов естественно-математических и инженерных дисциплин. Практические занятия проводятся на сторонних предприятиях или организациях;
- дистанционное обучение. Обучения проходит на площадках, создаваемых самой учебной организацией, или посредством использования системы управления курсами (например, Moodle), на которую загружаются задания, и которая позволяет автоматически проверить усвоение курса посредством сдачи зачета.
Существующие системы профессионального обучения педагогического персонала в большинстве случаев направлены использование методов с отрывом от производства. То есть обучение проходит вне той организации, в которой работает педагог. Данный факт не является минусом системы, однако использование только лишь методов такого типа влечет за собой частые отлучения от учебного процесса.
Многие учебные заведения вообще включают в план системы обучения педагогов только те моменты, которые учтены в плане непрерывного обучения педагога. Таким образом оказывается, что система профессионального обучения и непрерывное обучение понимаются как одно и тоже, что является неверным.
Анализ существующих систем обучения педагогического персонала позволил определить рекомендации, которые не только усовершенствуют систему обучения, но и сделают её более доступной и результативной. Рекомендации представлены в таблице 1 «Рекомендации по усовершенствованию системы профессионального обучения педагогического персонала».
№ п/п | Рекомендация | Описание |
1 | Система профессионального обучения педагогов должна быть уникальной | Не следует использовать систему других учебных заведений. Система должна создаваться для каждого конкретного заведения с учетом его специфики и направленности. |
2 | Система должна учитывать различные направления деятельности. | Необходимо систему обучения строить таким образом, чтобы она учитывала различные направления деятельности всех педагогических работников (техническое направление, естественно-математическое, гуманитарное и т.п.). Данный момент можно добиться путем составления программы обучения (или её частей) отдельно для каждого направления деятельности (кафедр). |
3 | Использование дистанционного обучения | В связи со всеобщим развитием интернета желательно использовать его возможности в плане дистанционного обучения. При этом будет положительным в плане обучения указывать конкретный перечень тех ресурсов и онлайн-площадок, на которых работник сможет пройти обучение. Естественно необходимо, чтобы прохождение всех представленных курсов подтверждалось сертификатом или дипломом. Среди ресурсов и онлайн-площадок для дистанционного обучения педагогом можно выделить следующие:
|
4 | Использование межпредметных занятий | В план программы по совершенствованию системы профессионального обучения должны входить задания по подготовке и проведению межпредметных занятий (преподавателями разных дисциплин проводится совместное занятие с составлением плана-конспекта и т.д.). |
5 | Подготовка и выпуск учебной и методической литературы | Педагоги должны разрабатывать и выпускать учебную и методическую литературу. При этом данные материалы должны использоваться в учебном процессе. |
6 | Поиск и организация учебной и производственной практики | Одним из этапов в обучении педагогического персонала должен быть этап поиска и организации прохождения учебной и производственной практики студентами. Поиск мест практики самим педагогом позволяет подобрать наиболее подходящие места с учетом квалификации студентов и ситуации на рынке по направлению деятельности. |
7 | Курс психологической подготовки | В план обучения педагога должны входить курсы психологической поддержки учебного процесса. |
8 | Программа обучения должна повышать профессиональное мастерство педагога | Содержание программы должно повышать профессиональное мастерство педагога как в психолого-педагогическом плане, так и в профессиональном плане. Таким образом, программа должна изменяться после окончания её планового действия. |
9 | Непрерывное обучение на протяжении учебного года | План обучения должен быть равномерно распределен на весь учебный год с указанием конкретных дан начала и конца выполнения каждого отдельного пункта. Это позволит как разгрузить педагога от большого количества выполняемой работы, так и поставит конкретные рамки выполнения заданий. |
10 | Стимулирование | Образовательная организация должна поддерживать обучение персонала в финансовом плане. Так все курсы должны оплачиваться организацией, затраты на проезд и печать учебной литературы и методического материала должны быть компенсированы. Важным моментом является составление рейтинга выполнения плана каждым педагогом, что является дополнительным стимулом в прохождении обучения. Педагогам, находящимся вверху рейтингового списка желательно выплачивать премии или давать дополнительные выходные дни. |
11 | Доступность и ясность программы обучения | Программа обучения должна быть доступна, т.е. педагог должен иметь возможность в любой момент посмотреть программу (целесообразно размещать её на сайте учебного заведения). Содержание требований программы должно соответствовать занимаемой должности, а также целям и задачам учебной организации. Все пункты программы должны быть доступными и не вызывать сложности в выполнении (например, не должно быть заданий, требующих от педагога высококвалифицированных знаний в научной области не его деятельности). |
Таким образом, при совершенствовании системы профессионального обучения педагогического персонала можно воспользоваться предложенными рекомендациями. Сама система обучения должна функционировать без негативного влияния на учебный процесс и не отнимать много времени у педагогов. При этом программа должна иметь положительный аспект в плане профессионального обучения педагога. Необходимость к совершенствованию системы и её изменению можно проверять путем анкетирования педагогов.