Перспективы развития интернет-банкинга в России

№110-1,

экономические науки

В статье рассматриваются основные аспекты интернет-банкинга в РФ: его сущность, история и перспективы развития.

Похожие материалы

Современные технологии позволяют максимально эффективно использовать интернет-сервисы для организации продуктивной работы с информацией в любой сфере. В последнее время основная масса коммерческих банков обращает свое внимание на системы дистанционного банковского обслуживания. Интерес кредитных организаций к возможности предоставления электронных услуг обусловлен распространением интернета во все формы ведения бизнеса и повседневную жизнь людей. Внедрение и использование эффективных разработок упрощает работу с клиентами и играет немаловажную роль при выборе финансово-кредитного учреждения [1].

Интернет-банкинг — общее название для ряда технологий, осуществляющих дистанционное банковское обслуживание, или, другими словами, комплекс средств для управления банковскими счетами через Интернет [2].

Данная система появилась в начале 80-x годов прошлого столетия, после создания в США системы Home Banking. Изначально пользователи получали доступ к своим счетам, совершая телефонный звонок в банк. По мере развития технологий, банки начали вводить сервисы, позволяющие получать информацию и совершать операции с помощью интернета. В настоящее время более 50% населения стран западной Европы и Америки пользуются услугами интернет банкинга, а среди молодежи эта цифра достигает 90% [3].

На территории России технологии интернет банкинга начали свое развитие с конца 90-ых годов, однако начальные этапы проходили очень медленно. Лидером в данной отрасли являлся Альфа-Банк, который имел к 2006 году сто тысяч пользователей. Глобальное развитие интернет банкинг в России получил после финансового кризиса 2008 года, заставившего пересмотреть политику работы ведущих банков с частными клиентами.

На текущий момент интернет-банкинг является неотъемлемой частью жизни, пройдя путь от непопулярного новшества до обыденного инструмента для каждодневной работы. По оценке экспертов, Россия является одним из лидеров данной отрасли. Это объясняется отсутствием устаревших компьютерных технологий в системе работы банков, в отличие от банков Америки и Европы, где IT-технологии начали применяться значительно раньше.

Сегодня практически все крупные российские банки предоставляют услуги интернет-банкинга. При этом количество пользователей растет на 40-60% ежегодно. Увеличение числа клиентов приводит к повышению уровня требований к качеству и безопасности работы, а также количеству функций, предоставляемых интернет-банкингом. С 2017 года Центральный Банк Российской Федерации осуществляет тщательное регулирование систем дистанционного банковского обслуживания, вводя новые стандарты безопасности, от соответствия которым зависят требования к достаточности капитала кредитных организаций.

На данный момент в некоторых организациях существует система добровольного платного страхования риска хищения средств через систему интернет-банкинга. Данная услуга может помочь решить другую проблему безопасности — психологию пользователя. Не каждый рядовой пользователь готов разбираться во всех нюансах защиты, и подобный вид страхования может увеличить чувство защищенности пользователя при использовании интернет-банка. Общее состояние безопасности этой сферы оценивается экспертами как высокое. Все коммерческие банки используют повсеместное шифрование, методы подтверждения транзакций, уведомления о действиях по счету и так далее.

Несмотря на повсеместное распространение интернета и технологий, уровень рядового пользователя остается на низком уровне, что является причиной появления необходимости в доступном дизайне интерфейсов и общей простоте использования сервисов. Осознавая это, многие банки подстраивают и изменяют свои приложения, стремясь упростить и сделать их более понятными, снабжёнными подсказками и картинками. Это помогает разобраться в системе пожилым людям, а также делает приложения более привлекательными для молодого населения, заинтересованного в новых технологиях.

Бесперебойность работы интернет банка является ещё одной из первоочередных требований клиентов. Стабильное функционирование достигается за счёт постоянного улучшения технической составляющей, увеличения штата сотрудников и постоянного повышения их квалификации.

Однако, больше всего требований предъявляется к перечню услуг, предоставляемых в системе интернет-банкинга. Банки осуществляют активное развитие своих систем, с каждым годом расширяя список предлагаемых услуг. Можно выделить несколько основных тенденций в развитие функций интернет банкинга. Во-первых, это улучшение работы сервисов «card2card», то есть переводов с карты на карту, у которых повышается удобство работы, за счет дополнительных возможностей. Во-вторых, распространение сервисов автоматических платежей, позволяющих автоматизировать рутинные транзакции, освобождая тем самым время клиенту. И, наконец, всё большую популярность обретают сервисы проверки задолженностей, оплаты штрафов и коммунальных услуг, дающие возможность осуществить оплату без ввода реквизитов получателя [4].

Несмотря на наличие ряда проблем, а также отсутствия сильной конкуренции между ведущими коммерческими банками, спрос на интернет банкинг растет с каждым годом. Это является причиной постоянного увеличения количества вкладываемых средств в разработку и поддержание этих систем, что позволяет сделать вывод о благоприятных перспективах развития данной сферы на территории РФ.

Список литературы

  1. Винникова И.С., Рыбакова А.С. Оценка современного состояния интернет-банкинга в России // Интернет-журнал Науковедение. 2015. Т. 7. № 5(30). Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/240EVN515.pdf.
  2. Емтыль, З.З., Носова, Т.П. Перспективы развития интернет-банкинга в РФ. Новые методы стимуляции использования — Режим доступа: http://edrj.ru/article/19-06-17;
  3. Mavadiya, Madhvi. Russia is a top five leader of Digital Banking in Europe // Forbes. — 2018 — URL: https://www.forbes.com/sites/madhvimavadiya/2018/12/19/russia-is-a-top-five-leader-of-digital-banking-in-europe/#6da787c960d3
  4. Осиповская А. В. Развитие интернет-банкинга в России: основные тенденции // Молодой ученый. — 2017. — №51. — С. 162-165. — Режим доступа: https://moluch.ru/archive/185/47481/ (дата обращения: 20.11.2019).