Организация должна быстро и правильно реагировать на любые изменения, касающиеся взаимоотношений с внешней и внутренней средами. Для этого нужно проводить целенаправленные маркетинговые исследования.
Проведем анализ деятельности коммерческой организации с базовым названием АО «ОРГАНИЗАЦИЯ» функционирующим в г. Тольятти. Было проведено анкетирование среди покупателей АО «ОРГАНИЗАЦИЯ». Цель анкетирования — выяснить сегмент покупателей, какие требования они предъявляют к магазину, а также узнать, насколько качество торгового обслуживания отвечает этим требованиям и по каким параметрам магазин не отвечает данным требованиям.
Для удобства опрашиваемых анкета составлена таким образом, чтобы вместить наименьшее количество вопросов, однако в эти вопросы включены необходимые параметры. Параметры, на основе которых составлялось анкетирование: возраст; пол; социальный статус; удовлетворение ассортиментом магазина; качество торгового обслуживания в магазине; оперативность расчета за покупку; удовлетворение ценовой политикой; отношению к графику работы; качество товаров.
В анкетировании приняли участие 250 человек, из них 60% (150 чел.) — женщины, 40% (100 чел.) — мужчины. На основе ответов респондентов выявлен сегмент покупателей АО «ОРГАНИЗАЦИЯ». Возрастные группы клиентов АО «ОРГАНИЗАЦИЯ» представлены на рис. 1.

Исходя из данных, показанных на рис. 2.6.1, можно сделать вывод, что 9% — моложе 20 лет, 13% — 21-25 лет, 15% — 26-35 лет, 24% — 36-45 лет, 26% — 46-55 лет, 13% -старше 56 лет.

Анализируя данные рис. .2, можно сделать вывод, что рабочие составляют 37%, пенсионеры — 24%, студенты — 10%, ученики — 7%, временно безработные — 15%, другие варианты — 7%.

Проанализировав данные рис. 3, можно сделать вывод о том, что значительное количество респондентов (76%) ответили утвердительно на вопрос «Устраивает ли Вас уровень цен в магазине», и только 20% опрошенных оказались не согласны с существующими ценами, оставшиеся 4% выбрали вариант «другое».

Исходя из данных, показанных на рис. 2.6.4, можно сделать вывод, что 76% опрошенных удовлетворены ассортиментом товаров, 17% не удовлетворены, 7% выбрали вариант «другое».

Анализ данных, приведенных на рис. 5, показывает, что наибольшее число опрошенных (48%) оценили оперативность расчета за покупку «хорошо», 20% — «отлично», 16% — «выше среднего», 8% — «средне», 6% — «плохо» и 2% выбрали вариант «очень плохо».
Большинство опрошенных (68%) ответили, что планируют в дальнейшем приобретать товары в нашем магазине, 49% оценили качество торгового обслуживания на «отлично».
На основе проведенного анкетирования можно сказать, что АО «ОРГАНИЗАЦИЯ» пользуется довольно высокой популярностью среди населения. Большинство покупателей довольных уровнем цен и ассортиментом товаров в магазине. Однако, меньше половины опрошенных (49%) удовлетворены качеством торгового обслуживания и лишь 20% опрошенных оценили оперативность расчета за покупку на «отлично». Данные результаты говорят о том, что АО «ОРГАНИЗАЦИЯ» имеет достаточно твердое положение на рынке, но также имеет недочеты в своей работе.
Пополнение товарных запасов в АО «ОРГАНИЗАЦИЯ» осуществляется с помощью распределительного центра. Распределительный центр находится по адресу: Самарская область, Ставропольский район, село Васильевка, обслуживает магазин, содержит большинство позиций ассортиментного набора.
Существенная часть товарных запасов находится на складе в магазине, а поставки с распределительного центра осуществляются большими партиями через каждые два дня (корпоративный приход). Происходит доставка всего необходимого запаса. У компании имеется собственный крупный автопарк, при помощи которого и доставляются товары с распределительного центра в магазин, рассчитанные автозаказом.
Оптимальные партии товаров максимально удовлетворяют потребности магазина в конкретном ассортименте на конкретный период времени, при этом обеспечивается эффективная загрузка транспорта. Маршрут движения транспорта — кольцевой, т.е. за один рейс одной машиной товары завозят в 3–4 магазина.
Такая система (заключающаяся в автоматизированном управлении заказами, поставками, контроле и учете всего торгового процесса) способствует снижению издержек на всех этапах товародвижения.
У АО «ОРГАНИЗАЦИЯ» имеется несколько конкурентов, расположенных рядом. Информация о конкурентах представлена в табл. 1.
№ | Критерии | ООО «ОРГАНИЗАЦИЯ 2» | ООО «ОРГАНИЗАЦИЯ 3» |
1 | Местоположение | улица Голосова, 28А. | улица Голосова, 105А. |
2 | Режим работы | 9:00 — 23:00. | 9:00 — 23:00. |
3 | Наличие сайта | Нет. | Нет. |
4 | Ассортимент | Мясная гастрономия, Молочные товары, Кондитерские изделия, Алкогольные и безалкогольные напитки, Хлебобулочные изделия, Чай и кофе, Овощи и фрукты, Непродовольственные товары. | Мясная гастрономия, Молочные товары, Кондитерские изделия, Алкогольные и безалкогольные напитки, Хлебобулочные изделия, Чай и кофе, Овощи и фрукты, Непродовольственные товары. |
5 | Уровень цен | Средний | Средний |
6 | Реклама | Вывески, устная реклама, листовки, каталог, информация для потребителей, видеоэкспресс информация. | Вывески, устная реклама, листовки, каталог, информация для потребителей. |
7 | Форма торгового обслуживания | Самообслуживание. | Самообслуживание. |
Исходя из анализа данных табл. 1, можно сделать вывод о том, что рядом с АО «ОРГАНИЗАЦИЯ» расположились два магазина-конкурента ООО «ОРГАНИЗАЦИЯ 2» и ООО «ОРГАНИЗАЦИЯ 3». Данные магазины составляют серьезную конкуренцию, так как они занимают выгодное местоположение, их режим работы на 2 часа больше, чем у АО «ОРГАНИЗАЦИЯ», что приводит к потере покупателей. У конкурентов также имеется широкий ассортимент товаров со средним уровнем цен и разнообразные виды рекламы, что также является их конкурентным преимуществом.
Таким образом, анализ маркетинговой среды АО «ОРГАНИЗАЦИЯ» показал, что у него имеется ряд сильных сторон. Работая для своих покупателей, у магазина налажены доверительные связи с клиентами. Предприятие известно не только невысокими ценами на продукты, но и гибкостью подхода к покупателю, проведением различных маркетинговых акций и мероприятий. Пополнение товарных запасов АО «ОРГАНИЗАЦИЯ» с помощью распределительного центра способствует снижению издержек на всех этапах товародвижения. Негативным моментом является рост доли конкурентов на рынке.