Анализ маркетинговой среды коммерческой организации

№110-1,

экономические науки

Проблема оценки маркетинговой среды коммерческой организации является сложной и комплексной, поскольку складывается из множества самых разных факторов. Сложность анализа маркетинговой среды обусловливается многообразием подходов к ее оценке. В зависимости от поставленной задачи она может иметь разную степень детализации и глубину исследования, но проводиться должна по всем направлениям деятельности организации.

Похожие материалы

Организация должна быстро и правильно реагировать на любые изменения, касающиеся взаимоотношений с внешней и внутренней средами. Для этого нужно проводить целенаправленные маркетинговые исследования.

Проведем анализ деятельности коммерческой организации с базовым названием АО «ОРГАНИЗАЦИЯ» функционирующим в г. Тольятти. Было проведено анкетирование среди покупателей АО «ОРГАНИЗАЦИЯ». Цель анкетирования — выяснить сегмент покупателей, какие требования они предъявляют к магазину, а также узнать, насколько качество торгового обслуживания отвечает этим требованиям и по каким параметрам магазин не отвечает данным требованиям.

Для удобства опрашиваемых анкета составлена таким образом, чтобы вместить наименьшее количество вопросов, однако в эти вопросы включены необходимые параметры. Параметры, на основе которых составлялось анкетирование: возраст; пол; социальный статус; удовлетворение ассортиментом магазина; качество торгового обслуживания в магазине; оперативность расчета за покупку; удовлетворение ценовой политикой; отношению к графику работы; качество товаров.

В анкетировании приняли участие 250 человек, из них 60% (150 чел.) — женщины, 40% (100 чел.) — мужчины. На основе ответов респондентов выявлен сегмент покупателей АО «ОРГАНИЗАЦИЯ». Возрастные группы клиентов АО «ОРГАНИЗАЦИЯ» представлены на рис. 1.

Возрастные группы клиентов АО «ОРГАНИЗАЦИЯ»
Рисунок 1. Возрастные группы клиентов АО «ОРГАНИЗАЦИЯ»

Исходя из данных, показанных на рис. 2.6.1, можно сделать вывод, что 9% — моложе 20 лет, 13% — 21-25 лет, 15% — 26-35 лет, 24% — 36-45 лет, 26% — 46-55 лет, 13% -старше 56 лет.

Социальный статус клиентов АО «ОРГАНИЗАЦИЯ»
Рисунок 2. Социальный статус клиентов АО «ОРГАНИЗАЦИЯ»

Анализируя данные рис. .2, можно сделать вывод, что рабочие составляют 37%, пенсионеры — 24%, студенты — 10%, ученики — 7%, временно безработные — 15%, другие варианты — 7%.

Степень удовлетворенности клиентов уровнем цен АО «ОРГАНИЗАЦИЯ»
Рисунок 3. Степень удовлетворенности клиентов уровнем цен АО «ОРГАНИЗАЦИЯ»

Проанализировав данные рис. 3, можно сделать вывод о том, что значительное количество респондентов (76%) ответили утвердительно на вопрос «Устраивает ли Вас уровень цен в магазине», и только 20% опрошенных оказались не согласны с существующими ценами, оставшиеся 4% выбрали вариант «другое».

Степень удовлетворения клиентов ассортиментом товаров
Рисунок 4. Степень удовлетворения клиентов ассортиментом товаров

Исходя из данных, показанных на рис. 2.6.4, можно сделать вывод, что 76% опрошенных удовлетворены ассортиментом товаров, 17% не удовлетворены, 7% выбрали вариант «другое».

Оценка оперативности расчета за покупку
Рисунок 5. Оценка оперативности расчета за покупку

Анализ данных, приведенных на рис. 5, показывает, что наибольшее число опрошенных (48%) оценили оперативность расчета за покупку «хорошо», 20% — «отлично», 16% — «выше среднего», 8% — «средне», 6% — «плохо» и 2% выбрали вариант «очень плохо».

Большинство опрошенных (68%) ответили, что планируют в дальнейшем приобретать товары в нашем магазине, 49% оценили качество торгового обслуживания на «отлично».

На основе проведенного анкетирования можно сказать, что АО «ОРГАНИЗАЦИЯ» пользуется довольно высокой популярностью среди населения. Большинство покупателей довольных уровнем цен и ассортиментом товаров в магазине. Однако, меньше половины опрошенных (49%) удовлетворены качеством торгового обслуживания и лишь 20% опрошенных оценили оперативность расчета за покупку на «отлично». Данные результаты говорят о том, что АО «ОРГАНИЗАЦИЯ» имеет достаточно твердое положение на рынке, но также имеет недочеты в своей работе.

Пополнение товарных запасов в АО «ОРГАНИЗАЦИЯ» осуществляется с помощью распределительного центра. Распределительный центр находится по адресу: Самарская область, Ставропольский район, село Васильевка, обслуживает магазин, содержит большинство позиций ассортиментного набора.

Существенная часть товарных запасов находится на складе в магазине, а поставки с распределительного центра осуществляются большими партиями через каждые два дня (корпоративный приход). Происходит доставка всего необходимого запаса. У компании имеется собственный крупный автопарк, при помощи которого и доставляются товары с распределительного центра в магазин, рассчитанные автозаказом.

Оптимальные партии товаров максимально удовлетворяют потребности магазина в конкретном ассортименте на конкретный период времени, при этом обеспечивается эффективная загрузка транспорта. Маршрут движения транспорта — кольцевой, т.е. за один рейс одной машиной товары завозят в 3–4 магазина.

Такая система (заключающаяся в автоматизированном управлении заказами, поставками, контроле и учете всего торгового процесса) способствует снижению издержек на всех этапах товародвижения.

У АО «ОРГАНИЗАЦИЯ» имеется несколько конкурентов, расположенных рядом. Информация о конкурентах представлена в табл. 1.

Таблица 1. Информация о конкурентах АО «ОРГАНИЗАЦИЯ»

Критерии

ООО «ОРГАНИЗАЦИЯ 2»

ООО «ОРГАНИЗАЦИЯ 3»

1

Местоположение

улица Голосова, 28А.

улица Голосова, 105А.

2

Режим работы

9:00 — 23:00.

9:00 — 23:00.

3

Наличие сайта

Нет.

Нет.

4

Ассортимент

Мясная гастрономия,

Молочные товары,

Кондитерские изделия,

Алкогольные и безалкогольные напитки,

Хлебобулочные изделия,

Чай и кофе,

Овощи и фрукты,

Непродовольственные товары.

Мясная гастрономия,

Молочные товары,

Кондитерские изделия,

Алкогольные и безалкогольные напитки,

Хлебобулочные изделия,

Чай и кофе,

Овощи и фрукты,

Непродовольственные товары.

5

Уровень цен

Средний

Средний

6

Реклама

Вывески, устная реклама, листовки,

каталог, информация для потребителей, видеоэкспресс информация.

Вывески, устная реклама, листовки,

каталог, информация для потребителей.

7

Форма торгового обслуживания

Самообслуживание.

Самообслуживание.

Исходя из анализа данных табл. 1, можно сделать вывод о том, что рядом с АО «ОРГАНИЗАЦИЯ» расположились два магазина-конкурента ООО «ОРГАНИЗАЦИЯ 2» и ООО «ОРГАНИЗАЦИЯ 3». Данные магазины составляют серьезную конкуренцию, так как они занимают выгодное местоположение, их режим работы на 2 часа больше, чем у АО «ОРГАНИЗАЦИЯ», что приводит к потере покупателей. У конкурентов также имеется широкий ассортимент товаров со средним уровнем цен и разнообразные виды рекламы, что также является их конкурентным преимуществом.

Таким образом, анализ маркетинговой среды АО «ОРГАНИЗАЦИЯ» показал, что у него имеется ряд сильных сторон. Работая для своих покупателей, у магазина налажены доверительные связи с клиентами. Предприятие известно не только невысокими ценами на продукты, но и гибкостью подхода к покупателю, проведением различных маркетинговых акций и мероприятий. Пополнение товарных запасов АО «ОРГАНИЗАЦИЯ» с помощью распределительного центра способствует снижению издержек на всех этапах товародвижения. Негативным моментом является рост доли конкурентов на рынке.

Список литературы

  1. Александрова, Ю. Ю. Современное содержание механизма конкуренции / Ю.Ю. Александрова //[Текст]: Проблемы современной экономики. — 2009.
  2. Воронин, В. Б. Интеллектуальный капитал как фактор повышения конкурентоспособности бизнеса и инвестиции в будущее //[Текст]: Молодой ученый.— 2011. — №4. Т.1.
  3. Вылегжанина, А. О. Коуч-технологии как способ обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур : монография / А. О. Вылегжанина. // [Текст]: М.-Берлин: Директ-Медиа, 2015. — 232 с.
  4. Мигранян, А. А. Современные подходы оценки конкурентоспособности предприятия// [текст]: диссертация — 2009.
  5. Торгушина Е.В., Савина Т.В. Роль сферы услуг в экономике региона / Е.В. Торгушина, Т.В. Савина // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2008. № 4. С. 242-249.