Проблема популярности и доступности спортивных услуг в России

№86-2,

социологические науки

В статье рассмотрены основные проблемы инфраструктуры физической культуры и спорта в России, предложены основные пути решения проблем популярности и доступности спортивных услуг.

Похожие материалы

Указом Президента Российской федерации от 24 марта 2014 году был учрежден Всероссийский физкультурно-спортивной комплекс «Готов к труду и обороне». Правительством Российской Федерации утверждены Положение и федеральный план по поэтапному внедрению Комплекса ГТО. Данный указ способствует популяризации физической культуры.

Начальной стадией приобщения к спорту должна стать ступень дошкольного образования. В этот период необходимо сформировать устойчивую потребность ребенка в занятиях спортом. На педагога ложится задача по выявлению особенностей физического развития и его предпочтений в различных видах спорта. После окончания дошкольного образовательного учреждения личная спортивная карта ребенка должна передаваться в школу.

Обучение в школе должно сформировать в ребенке естественную потребность в поддержании своего организма в хорошей физической форме. Физическая культура в школе должна быть направлена на выявление спортивных талантов, а также определять индивидуализацию занятий, с учетом предпочтений учащихся. Так, как сейчас в школах функционируют математические и гуманитарные классы, естественным должны стать баскетбольные и футбольные группы.

Достаточная двигательная активность воздействует на развитие физических качеств, укрепление здоровья, повышение уровня интеллектуальной активности, развитие личности в целом, также способствует снижению избыточного веса у детей, улучшению психического благополучия, повышению самооценки.

Новое тысячелетие диктует новые условия и необходимость формирования нового мышления в сфере физической культуры. Физическая культура — это одна из важнейших ценностей общества. Неотъемлемой частью физической культуры является физическая активность. Современная система образования должна строится на потребностях общества и определять структурную систему организации занятий по физической культуре.

Современная физическая культура в арсенале средств имеет значительный диапазон физкультурно-оздоровительных технологий, которым следует уделить особое внимание в педагогическом процессе.

В современных финансовых и экономических условиях развития инфраструктуры спорта в России привлечение инвестиций является ключом к решению многих проблем. Существуют отработанные способы привлечения инвестиций, благодаря которым инвестор способен найти необходимые источники финансирования для осуществления своих бизнес-проектов. Однако, приступая к тому или иному проекту, необходимо детально оценить все риски, нюансы и проблемы его реализации, включая инвестиционный климат, рентабельность инвестиций, инвестиционную политику, инвестиционный механизм, инвестиционную стратегию, инвестиционный процесс, инвестиционный менеджмент, инвестиционный бюджет, динамику инвестиций и, наконец, инвестиционный потенциал.

По состоянию на начало 2016 года в России функционируют 253 000 объектов спорта, из которых 133 600 составляют плоскостные сооружения, 74 300 — спортивные залы и 4 400 — плавательные бассейны. По оценкам аналитиков, финансовый оборот индустрии спорта в государственном секторе экономики России составляет около $200 млрд. в год, что 2 раза превышает объемы рынка отечественной автомобильной промышленности.

Всего в 2013-2020 гг. на развитие спортивной индустрии в рамках государственной Программы «Развитие физической культуры и спорта» будет выделено 1 717 млрд. рублей. Значительная часть этих средств пойдет на развитие спортивной инфраструктуры. Именно инфраструктурные инвестиции могут служить важнейшим инструментом реализации социально-экономической политики государства, которое, инвестируя в определенные инфраструктурные проекты, мотивирует и частный капитал принять участие в их реализации.

Согласно расчетам Moody’s, каждый доллар, вложенный в инфраструктурные проекты, вызывает мультипликационный эффект в размере $1,59. По оценкам российских аналитиков, за последние 5 лет объем инвестиций в отечественную индустрию спорта, как минимум, удвоился. Вызван такой рост вполне объективными причинами. Во-первых, крупнейшие российские компании сегодня могут себе позволить безболезненно тратить значительные суммы на совершенно непрофильные активы. Во-вторых, потенциальных инвесторов к большей щедрости подталкивает государство, объявившее развитие спорта одним из национальных приоритетов.

Самый яркий пример — «добровольное» участие российского бизнеса в финансировании подготовки к зимней Олимпиаде 2014 года в Сочи. Из 312 млрд. рублей запланированных затрат более половины приходится на частный бизнес. Объясняется это не только привычным термином «социальная ответственность», но и тем, что бизнес всегда интересуют масштабные мероприятия, и чем интерес зрителей к ним выше — тем лучше. Так, доходы сочинской Олимпиады от спонсорской деятельности превысили $500 млн.

Большинство существующих крупных спортивных сооружений были построены в нашей стране во второй половине XX века. Прежде всего, это касается стадионов и ледовых арен. Многие из них тяжелым бременем лежат на муниципальных образованиях, которым сложно их содержать. Более того, состояние более 50% крупных объектов можно охарактеризовать как фактический износ. Их необходимо реконструировать наряду со строительством новых сооружений.

Тем не менее, многие эксперты подчеркивают тот факт, что в ближайшие годы Россия все в меньшей степени будет нуждаться в больших спортивных объектах.

К чемпионату мира по футболу-2018 их строится вполне достаточно для насыщения рынка на долгие годы вперед. Тренд сегодняшнего дня заключается в увеличении темпов и объемов строительства небольших по своим размерам высокотехнологичных спортивных объектов площадью до 0,7 га. Перспективы выхода таких объектов на самоокупаемость значительно выше, чем крупных. Например, затраты на содержание одного ледового дворца в год составляют примерно 80 млн. рублей (для сравнения, бюджет небольшого города в Подмосковье составляет 250 млн. рублей).

Анализ структуры собственности российских спортивных объектов показывает, что 78% из них принадлежат муниципальным образованиям, в собственности российских регионов находятся 8%, а в федеральной собственности — 5% спортивных объектов. Вместе с тем, постепенно увеличивается и доля других форм собственности — это фитнес-центры и частные клубы. Тем не менее, структура собственности различается в зависимости от того или иного российского региона.

Содержать высокотехнологичные объекты спорта на должном уровне муниципалитетам не позволяют существующие бюджеты. Небольшие же объекты спорта позволяют привлечь к активному образу жизни население муниципальных образований, и затраты на их содержание не столь велики. Стоимость строительства современного высокотехнологичного объекта спорта в зависимости от специфики составляет порядка 100-150 млн. рублей. Если спортивно-развивающее оборудование будет присутствовать в каждом дворе и школе, это позволит заняться спортом всем желающим вне зависимости от возраста и социального статуса.

Обеспеченность России спортивными сооружениями в значительной степени варьируется от региона к региону. Крайне мало таких объектов в Костромской и Тверской областях. В несколько лучшем положении находятся Красноярский край. Для сравнения, в той же Японии спортивных объектов построено на 30% больше, чем это необходимо населению для активных занятий спортом. В Финляндии — на 20% больше. Россия относится к странам со средним уровнем обеспеченности населения спортивными объектами (в настоящий момент — 25%). Дефицит спортивных площадок порождает дороговизну их эксплуатации. Так, в той же Финляндии средняя стоимость аренды спортивной площадки колеблется в пределах $50/час, в Москве же эта цифра в 6 раз больше.

Правительство РФ поставило задачу достигнуть в стране 50%-ного уровня обеспечения населения спортивными объектами к 2020 году, т.е. увеличить их количество вдвое. Правительственная программа также предусматривает, что к этому времени удастся привлечь к регулярным занятиям физической культурой и спортом 40% россиян. И если при стабильном финансировании первая задача видится вполне осуществимой, то предпочтения народа редко находятся в прямой зависимости от количества построенных объектов.

Далеко не факт, что уровень обеспеченности населения спортивными сооружениями непосредственно гарантирует его приверженность к активному образу жизни. К примеру, обеспеченность объектами спорта в подмосковном Дмитрове составляет 24%, а доля граждан, систематически занимающихся спортом, составляет 29%. Другой пример: в Сергиевом Посаде обеспеченность спортивными объектами составляет всего 8%, а доля граждан-спортсменов превышает 17%. Вероятно, в Сергиевом Посаде организаторы спортивных мероприятий работают с населением более активно, что лишний раз подчеркивает важность человеческого фактора в пропаганде активного образа жизни.

Согласно статистике, Белгородская область занимает 1-е место среди субъектов РФ по обеспеченности объектами спорта. Московская область в этом рейтинге лишь 79-я, Москва — 80-я, Санкт-Петербург — 76-й. Но все ли в действительности обстоит так плохо в российских столицах? Скорее, это результат несовершенства статистики, которая не в полной мере отражает действительную картину. Соотношение количества объектов спорта и населения в различных регионах и муниципальных образованиях различно. Однако и потребность в них тоже разная. И здесь речь идет не только о размерах зеркала воды или площадей спортивных залов и плоскостных сооружений, а о приоритетах, традициях и потребностях в тех или иных спортивных объектах, а также финансовых возможностях регионов и их жителей. Потребности населения в инфраструктуре спорта различаются точно так же, как и кулинарные пристрастия.

Согласно информации, размещенной на сайте Правительства Московской области, в Подмосковье в ближайшие 5 лет планируют построить 103 ФОКа. Несмотря на то, что на сегодняшний день в Московской области действуют 7 485 физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, это составляет лишь 14% от нормативной потребности. К 2017 году Подмосковью необходимо выйти на средние показатели по Российской Федерации. С этой целью была принята областная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Московской области на 2013-2015 годы», в соответствии с которой должно быть построено 50 физкультурно-оздоровительных комплексов. На реализацию программы из областного бюджета выделяется более 6,4 млрд. рублей, а из муниципальных бюджетов — 600 млн рублей.

Однако для полного решения проблемы необходимы частные инвестиции. Именно поэтому 15 ФОКов планируется дополнительно построить за счет внебюджетных источников финансирования. Общий объем выделяемых для этих целей частных инвестиций оценивается в 3,6 млрд. рублей. Желание участвовать в создании спортивных объектов в Подмосковье уже высказали несколько компаний-инвесторов. На сегодняшний день в Министерство инвестиций и инноваций Московской области поступили предложения по строительству 103 ФОКов. Это — современные качественные сооружения с плавательными бассейнами, искусственными катками и спортивными залами. Таким образом, инфраструктура спорта в Московской области позволит населению соприкоснуться с более технологичными видами спорта.

Реализация проекта «Поколение «Спортмастер», рассчитанного на 2013-2018 гг., позволит построить 1 000 спортивных площадок в 100 российских городах и сделать спорт более доступным для населения в целом. За 5 лет реализации проекта планируется передать администрациям муниципальных образований благотворительное пожертвование — спортивно-развивающее оборудование.

Повышение доступности спортивных услуг населению связано с обеспечением высокого качества и системного подхода, операционного менеджмента, формирования клиентоориентированной организационной культуры, грамотного управления человеческими ресурсами и действенного государственного регулирования.

Список литературы

  1. Постановление Правительства РФ «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» от 15.04.2014 № 302 (ред. от 23.05.2017) [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд. : http://base.garant.ru/70643480/ – Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
  2. Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» от 07 августа 2009 № 1101-р [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд. : http://docs.cntd.ru/document/902169994 – Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.