Педагогическая поддержка в самоопределении личности студента-медика

№86-2,

педагогические науки

Статья посвящена раскрытию особой технологии педагогической поддержки, которая требует от преподавателя умения управлять динамикой развития личности студента. Задачей педагогической поддержки является установление необходимого баланса, соотнесения разнонаправленных интересов и целей и их конкретных носителей – преподавателя и студента, принимающих решения относительно возможности содействия, сотрудничества.

Похожие материалы

Профессия медика не только одна из самых гуманных, но одна из труднейших. Компетентное педагогическое руководство процессом самоопределения является необходимым, оно подразумевает поддержку студентов и требует решения нестандартных задач.

Педагогическая поддержка представляет собой особую технологию, отличную от обучения и воспитания и требующую от преподавателя умения управлять динамикой развития студента [1,2,3]. Педагогическая поддержка представляет собой систему средств, которые обеспечивают студентам помощь в самостоятельном индивидуальном выборе — нравственном, гражданском, жизненном, личностном. Педагогическая поддержка не противостоит обучению и воспитанию, а дополняет их, усиливает их эффективность.

Задачей педагогической поддержки является установление необходимого баланса, соотнесения разнонаправленных интересов и целей и их конкретных носителей — преподавателя и студента, принимающих решения относительно возможности содействия, сотрудничества. Создаётся общий проект взаимодействия, который будет одновременно располагаться и в плоскости социализации, и в плоскости индивидуализации.

Цель педагогической поддержки — помочь студенту полноценно реализовать свои способности, знания, умения и навыки для достижения успешности в профессиональной деятельности. Первоначально преподаватель должен совместно со студентом определить его интересы, возможности, а также трудности и реальные проблемы в получении профессиональных знаний и пути их преодоления. Для того, чтобы студент включился в творческую работу, надо чтобы поставленные перед ним на протяжении учебной деятельности задачи были не только поняты, но и внутренне им приняты.

Первоначальным этапом образовательной системы по естественно научной подготовке студента-медика является анализ профессиональной деятельности специалиста и выявление задач, при решении которых используются различные средства педагогических технологий [4].

Большая роль отводится самостоятельной работе студентов, которая является оправданной формой учебной деятельности в условиях ограниченных материальных ресурсов и острого дефицита учебного времени.

Дополнительно к системе самостоятельных работ и междисциплинарных заданий разрабатывается комплекс мероприятий, развивающих творческую активность будущего работника, способствующих формированию его заинтересованного отношения к нововведениям и изменениям условий профессиональной деятельности.

Базой любого творчества являются конкретные знания, умения и навыки, а также готовность к творческой деятельности.

Установлено, что эффективным средством развития творческого потенциала будущих специалистов является научно-исследовательская деятельность, организованная в условиях взаимодействия высшего и среднего специального учебных заведений. Успешная организация исследовательской работы позволяет обеспечить интегрированное воздействие учебной, врачебной, научно-исследовательской среды на личность студентов и является предпосылкой осознанного профессионального становления личности студента-медика. Организация переноса знаний и опыта из учебной ситуации обеспечивая успешное решение в будущем профессиональных творческих задач, формирует у работников позитивное отношение к новшествам.

Педагогическая поддержка призвана прогнозировать познавательную деятельность и создавать благоприятные условия для ее осуществления, а также обеспечивать продвижение студентов от элементарных к более высоким и сложным формам деятельности. Ключевым словом, сущностным, глубинным понятием педагогического процесса в системе профессионального образования должно стать развитие [5].

Коллектив колледжа занимается внедрением личностно-ориентированной технологии обучения через разнообразные формы внеаудиторной работы: КВН по экологической тематике, вопросы краеведения, проведение студенческих научных конференций по вопросам «Человек и биосфера», «Земля — твой дом», конкурсы и олимпиады Центральным направлением современного непрерывного образования является развитие личности человека, как субъекта деятельности, общения, культуры и нравственности.

Список литературы

  1. Андреева Н.В. Педагогическая поддержка студентов- медиков в профессиональном самоопределении// СПО, №8, 2009.
  2. Анохина Т.В., Педагогическая поддержка как реальность; В сб.: Новые ценности образования: забота –поддержка – консультирование. Вып. 6. М., 1996.
  3. Виленский М.Я., Образцов П.И., Уман А.И. Технология профессионально ориентированного обучения в высшей школе:
  4. Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века // новые ценности образования. Вып. 6. 1996.
  5. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. М., 2000.