Проблемы оперного искусства в понимании Т. Адорно

№10-1,

философские науки

В данной статье рассматриваются проблемы современного оперного искусства, затронутые немецким философом Теодором Адорно. Автором были рассмотрены наиболее остро проявляющие себя особенности музыкально-театрального жанра, а так же основные причины оскуднения современной оперы. Анализируя работу Т. Адорно и сравнивая его выводы с современной практикой, автор пытается найти пути если не выхода из сложившегося кризиса, то хотя бы методы его ослабления.

Похожие материалы

Теодор Адорно один из представителей немецкой философии. Помимо философии Адорно серьезно занимался социологией и теорией музыки. Это весьма разносторонний учёный и писатель-публицист. Его философские и социологические труды являются в ряде случаев и очень ценными для нас музыковедческими исследованиями.

Одним из наиболее значимых, с точки зрения музыки, трудов философа является его знаменитейшая работа: «Социология музыки». Этот труд рассматривает социальные проблемы различных сторон музыкальной культуры.

Среди многочисленных, и, безусловно, важных проблем, поднимаемых автором, является проблема понимания и восприятия музыки, рассматриваемая на примере оперного искусства. Ведь, как известно, нельзя судить о качестве того или иного музыкального произведения опираясь лишь на то, какую популярность она зарабатывает сегодня и насколько она популярна. Положение оперы в современной музыкальной жизни позволяет конкретно изучать расхождения между эстетической стороной объекта и его судьбой в обществе.

С точки зрения Теодора Адорно, оперное искусство уже длительное время переживает кризис. И становится, по его мнению, устаревающим видом  искусства.

Ярчайшим симптомом процесса упадка, по Адорно, было враждебное отношение публики к современной музыке в опере. В противоположность этому, все произведения для музыкального театра, созданные около 1910 г. и до сих пор сохраняющие свое значение, далеко отходят от канонов оперы и музыкальной драмы, словно их уводит в сторону какая-то магнитная стрелка.

Адорно считал, что Игорь Стравинский избегал оперы и музыкальной драмы как устаревших жанров (не считая раннего «Соловья»). И только поэтому он мог продолжить традицию русского балета, его отношения с публикой были как бы смягчены. Но самое важное, как считает Адорно, то, что отождествление слушателя с эмоциями пения было перечеркнуто.

С позицией Адорно трудно согласиться любому человеку, близко знакомому с мировой оперной культурой. Адорно достаточно уверенно утверждает, что опера, как форма творческого воплощения, со временем устаревает. Однако история, а так же современная жизнь, утверждает нам обратное. Оперное искусство, зародившееся в самом начале XVII века, развивается и приобретает все более интересный вид, подчеркивая при этом свою неповторимую  индивидуальность. Оперное искусство популярно во всех странах. Даже государства Дальнего востока, далекие от европейской оперы, стараются завоевать и поддержать этот музыкально-театральный феномен в своей стране. Ежегодно в европейские консерватории (в том числе и в Россию) из восточных стран, приезжает множество будущих студентов, с целью освоить вокальное мастерство европейского образца. Что в целом является одним из показателей престижа данного вида искусства.

Разумеется, трудно не согласиться с высказыванием Адороно о том, что действительно гениальные оперы перестали создаваться. Одной из причин этого, Адорно видит оторванность оперного искусства от современной жизни. Однако нам не стоит сейчас судить об этом, так как объективно оценить сложившуюся на сегодняшний день обстановку мы сможем лишь спустя годы. Адорно говорит о том, что классическая опера уже не может найти отклик в сердце современных слушателей. Впрочем, и здесь можно возразить Адорно, упомянув о том, что многие оперные театры, позволяют себе в своих постановках по-своему увидеть классическую оперу, в результате чего постановка принимает осовремененный вид. Безусловно, такая постановка теряет некоторые важные авторские компоненты, задуманные композитором, но это позволяет людям увидеть на сцене привычный для себя мир, обрамленный прекрасной музыкой. 

В своем понимании оперы, Адорно часто обвиняет композиторов в отходе от канонов этого искусства. Но ведь никакое развитие не может происходить без отрыва от привычного уклада жизни. И с этой точки зрения, отходы композиторов от классических канонов представляются нам уже обоснованным развитием жанра. Да, безусловно, многие современные оперы недопустимо уродуют это искусство, но здесь большую роль играют особенности постановки.

Полностью верно высказывание Адорно о восприятии произведений слушателями. «Наблюдение подсказывает, что в восприятии музыкальных построений существуют разные слои: в одном случае слушатель выражает свое одобрение, поскольку композитор пошел навстречу его уровню понимания - такое одобрение беспроблемно и не очень обязательно; в другом случае одобрение подтверждает качественный уровень произведения даже тогда, когда процесс коммуникации отрывочен, клочковат». Такое явление актуально и действует всегда. Но нельзя сказать, что оно привязано к современности. Оно, надо полагать, существовало столько же, сколько существует в истории музыка и оперное искусство.

Адорно прав, высказываясь о том, что музыка в опере не должна упрощаться и адаптироваться под неопытного зрителя. Она должна сохранять свою сложность и многоликость. Она должна развивать человека, а не потакать его стремлениям к собственному духовному упадку.

Говоря о том, что проблематичность оперной формы проявилась не только во внутренних закономерностях произведений, и о том, что «непрекращающийся кризис оперы сказался уже и в кризисе самих возможностей оперной постановки. Режиссеру приходится постоянно выбирать между скукой, заплесневелостью старого, жалкой и ничтожной актуальностью - обычно десятым тиражом тенденций живописи и пластики - и мучительным и неловким подновлением старья, с помощью притянутых за волосы режиссерских идей», Адорно, кажется, все же слишком сгущает краски. Это радикальное высказывание ставит клеймо «старья» на все оперное искусство и, как бы перечеркивает все надежды на возможности дальнейшего развития и процветания жанра. Но, между тем, опера жива. Она делает, пусть небольшие, едва заметные шажки вперед, не давая искусству угаснуть. И, как ни самонадеянно было бы делать прогнозы, но все же оперное искусство глубоко пустило корни в мировую культуру, и маловероятно, что этому титану может грозить полное устарение, исчезновение и забвение. Да, на художественную форму и выразительность оперы сильно влияют общественные настроения, но даже деформируясь под влиянием социальных недопониманий, она, скорее всего, позже восстановит свое лицо.

Критикуя современную оперу, Адорно затрагивает такую острую проблему, как компетенция вокалистов. Современная вокальная школа, действительно, как очень точно, говорит Теодор Адорно, приходит в совершенно неблаговидное состояние. Автор объясняет это тем, что сами певцы не хотят тратить лишнее время и средства на качественное обучение. Однако, как кажется, здесь Адорно недооценил глубину проблемы. Кризис, который сегодня переживает вокальная школа, существует скорее оттого, что сами педагоги, передающие студентам свое мастерство, бывают некомпетентны. Это положение усугубляется так же и тем, что неправильно обученный студент, неумевший проявить себя на сцене, начинает преподавать сам, передавая неудачные знания и технику еще нескольким людям, которые, в свою очередь, так же могут начать преподавать. Этот процесс невозможно отследить чтобы прервать цепь. В этом проявляется вся серьезность сложившегося положения. Однако и талантливые педагоги часто слишком легко относятся к своему ремеслу, что в совокупности с подчас несерьезным отношением студентов к учебе, дает весьма плачевную картину.

Этим можно обосновать причину того, на что так точно указывает Адорно, говоря: «Публика, у которой опера встречает отклик, уже не слышит адекватного исполнения, и причины этого сами по себе уже социальны».

Адорно, рассуждая об оперном искусстве, рассматривает множество примеров, указывающих на общественное непонимание оперной формы. И несмотря на то, что многое он сильно преувеличивает, он четко указывает нам на целый ряд серьезных проблем, связанных с развитием оперного жанра. Очевиден только один способ сократить расстояние между «опера говорит» и «зритель понимает»: повышение образованности и духовности в обществе. На данном этапе это должно явиться основной задачей общественности, иначе мы рискуем утратить важнейшие части прекрасного искусства, столь ценные для всей мировой культуры.