Эволюция идей о происхождении человека

NovaInfo 44, с.217-219, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Философские науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 3
CC BY-NC

Аннотация

В статье рассматривается развитие взглядов на происхождение человека. Делается вывод, что проблема антропогенеза является метафизической и все существующие взгляды на нее являются гипотезами.

Ключевые слова

СОЦИАЛЬНОЕ, АНТРОПОГЕНЕЗ, ЧЕЛОВЕК

Текст научной работы

Каждого человека, как только он начинал осознавать себя личностью, посещал вопрос «откуда мы взялись». Несмотря на то, что вопрос звучит абсолютно банально, среди разных людей на него существует множество совершенно отличных друг от друга ответов. Первые идеи о происхождении человека возникли задолго до философии в мифах и легендах древних народов. На протяжении многих веков, да и в настоящее время одной из самых распространенных считается идея сотворения человека Богом, который наделил человека душой, разумом, волей, необходимыми ему для познания Бога и божественных законов [1]. В современной философии истории эта идея, как правило, отстаивается сторонниками традиционализма [2; 3].

Другая идея связывает происхождение человека с его выходом из животного мира. Так, например, Анаксимандр утверждал, что человек произошел от рыбы. Ч. Дарвин, создатель теории эволюционного развития живого, высказал идею о происхождении человека от одной из пород древних приматов [4]. Имеет место и гипотеза о космическом происхождении человека как пришельца из других миров Космоса или их влияния на возникновение человека. Ф. Энгельс выдвинул и обосновал гипотезу о решающей роли социального фактора и главным образом трудовой, материально-производственной деятельности в процессе трансформации высокоразвитой человекообразной обезьяны в первобытного человека, а затем и в современного человека [5, с. 6-7].

В настоящее время в науке все больше утверждается идея о биосоциальной природе человека. Биологическая основа человека составляет неотъемлемую часть всей живой и неживой природы, с которой каждый индивид связан многими нитями [6].

Биологическую сущность человека определяет совокупность видовых признаков, присущих ему как гуманоиду (человекообразному): строение тела, физиология, продолжительность жизни, возрастные периоды, специфические этнические, расовые особенности, размножение и т.д. Решающая же роль во взаимодействии биологического и социального в человеке принадлежит социальному фактору: это и орудийно-производственная, трудовая деятельность, коллективистские формы жизни с разделением обязанностей между индивидами, язык, мышление, способность к познанию и творчеству, общественная, культурная, политическая деятельность. В настоящее время вопрос о том, почему и как произошел переход человека из животного мира в социальный, является центральным в науках, изучающих антропогенез, и до настоящего времени на него нет однозначного ответа. Все существующие взгляды на этот вопрос представляют собой гипотезы. Видимо, эта проблема является метафизической и относится к тем же вечным вопросам на которые ответа пока нет. К ним, в частности, относятся такие вопросы, как проблема происхождения материи, Бога, жизни, атомов и биологической клетки и т.п. [7].

Читайте также

Список литературы

  1. Рахматуллин Р.Ю. Кораническая антропология // Молодой ученый. 2014. № 10 (69). С. 561-563.
  2. Рахматуллин Р.Ю., Семенова Э.Р. Традиционализм и либерализм в свете философии права // Научный вестник Омской академии МВД России. 2014. № 1 (52). С. 41-44.
  3. Рахматуллин Р.Ю., Семенова Э.Р. Традиционализм и либерализм в правовом и педагогическом пространстве // Профессиональное образование в современном мире. 2014. № 1 (12). С. 19-26.
  4. Дарвин Ч. Происхождение видов путем естественного отбора // Дарвин Ч. Соч.: в 6 т. Т. 3. М.-Л. : Изд-во АН СССР, 1939. С. 252-678.
  5. Рахматуллин Р.Ю. Человек как предмет философского исследования: учебное пособие. Уфа, Уфимский юридический институт МВД России, 1997. 66 с.
  6. Рахматуллин Р.Ю. Биологическое в структуре личности // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2015. № 14. С. 64-66.
  7. Рахматуллин Р.Ю. Фрактальная концепция творчества // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 7-1 (57). С. 145-147.

Цитировать

Алчинова, М.М. Эволюция идей о происхождении человека / М.М. Алчинова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 44. — С. 217-219. — URL: https://novainfo.ru/article/5445 (дата обращения: 04.12.2022).

Поделиться