Биосоциальная природа человека

NovaInfo 44, с.213-215, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Философские науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 6
CC BY-NC

Аннотация

Статья посвящена анализу природы человека как биосоциального существа, у которого биологическое тесно связано с социальным. Обращается внимание и на духовное в структуре личности.

Ключевые слова

СОЦИАЛЬНОЕ, БИОЛОГИЧЕСКОЕ, ЧЕЛОВЕК, ДУХОВНОЕ

Текст научной работы

Среди наиболее важных проблем, решаемых философской антропологией, в первую очередь следует назвать вопрос о соотношении биологического и социального в человеке. То, что человек является частью живой природы, и к тому же продуктом биологической эволюции, теперь, на фоне современного естествознания, стало в достаточной мере очевидным и практически бесспорным уже не только для ученых и специалистов, но и для широкого круга образованных людей [1].

Нет сомнения, что каждый человек неповторим уже в силу своих биологических особенностей: генетического кода, веса, роста, темперамента, цвета волос и кожи, срока жизни и т. п. Однако также бесспорным является и то, что он – существо социальное, и его неповторимость, уникальность обусловлены не в меньшей степени его общественной природой, социальной средой, в которой он формируется, получает воспитание, образование, культурные, этические, ценностные ориентиры [2].

Именно поэтому человеческий индивид, помимо биологических особенностей, обретает свою индивидуальность (наличие единичных, неповторимых черт) и как социальное существо. Другими словами, становление человека в полном смысле этого слова происходит в обществе, и только в обществе.

Будучи оторванным от общества в младенческом возрасте, человеческое существо развивается лишь как биологическая особь, и практически безвозвратно утрачивает способность стать полноценным человеком, т. е. утрачивает способность овладеть нормальной речью, навыками общения, обучиться труду как к коллективной совместной деятельности и т.п.

В процессе антропогенеза произошло возникновение на нашей планете высшей формы существования материи – социальной. Появление человека является результатом развития жизни в одной из ее эволюционных ветвей – царстве приматов. Биологический вид Homo sapiens представляет собой уникальную жизненную форму, соединяющую в себе биологическую и социальную сущности. Это соединение обусловлено длительным процессом биологической эволюции и исторического развития человечества. Социальность не противопоставляет людей остальной природе. Соответственно своей биологической организации человек безусловно принадлежит живой природе, царству животных. Жизнедеятельность человеческого организма основывается на фундаментальных биологических механизмах, которые составляют биологическое наследство человека. Именно поэтому он включен в систему природы, которая складывалась на протяжении большей части истории развития планеты независимо от социального фактора и сама же породила этот фактор. Человек составляет своеобразный и неотъемлемый компонент биосферы. Особенность биологической сущности человека заключается в том, что она проявляется в условиях действия законов высшей, социальной формы движения материи. Из социальной сущности людей вытекают закономерности и направления исторического развития человечества [3]. Биологические процессы с необходимостью происходят в организме человека и им принадлежит фундаментальная роль в обеспечении важнейших сторон жизнеспособности и развития. Тем не менее, в популяциях людей эти процессы не приводят к результатам, обычным для остального мира живых существ. Так, естественный отбор – движущий фактор эволюции живых организмов – утратил свое значение (например, в видообразовании) в развитии человека, уступив ведущую роль социальным факторам.

В религиозной философии биосоциальная модель человека дополняется при помощи добавления в нее духовного фактора. В результате человек рассматривается как био-социо-духовное существо [4]. В наиболее ясном виде это проявляется в суфийской антропологии, где духовное (душа) составляет ядро человека, разум и тело рассматриваются как важные, но решающие факторы человеческой жизнедеятельности [5; 6]. Примерно такое же представление о природе человека мы встречаем у традиционалистов, учение которых тесно связано с религиозной идеологией.

Читайте также

Список литературы

  1. Рахматуллин Р.Ю. Биологическое в структуре личности // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2015. № 14. С. 64-66.
  2. Рахматуллин Р.Ю. Личностный образец как фактор социализации // Вестник ВЭГУ. 2013. № 3 (65). С. 114-121.
  3. Рахматуллин Р.Ю. Об онтологических основаниях логического мышления // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 9-2 (47). С. 148-150.
  4. Рахматуллин Р.Ю. Кораническая антропология // Молодой ученый. 2014. № 10 (69). С. 561-563.
  5. Рахматуллин Р.Ю. Модель человека в суфизме // Вестник ВЭГУ. 2014. № 3 (71). С. 120-129.
  6. Рахматуллин Р.Ю. Суфийская антропология // Исламоведение. 2013. № 1. С. 64-74.

Цитировать

Афлетунов, А.О. Биосоциальная природа человека / А.О. Афлетунов. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 44. — С. 213-215. — URL: https://novainfo.ru/article/5411 (дата обращения: 08.12.2022).

Поделиться