К вопросу о идентичности

NovaInfo 10
Опубликовано
Раздел: Психологические науки
Просмотров за месяц: 0
CC BY-NC

Аннотация

Статья посвящена вопросом национальной и личной идентификации. В ней рассматриваются личная и социальная идентичность, а также аспекты национального самосознания и и его изменения.

Ключевые слова

ЛИЧНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ, СОЦИАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ, НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ

Текст научной работы

Идентичность является главной во всех различных психологических объяснениях националистического конфликта, рассматриваемого до сих пор. Смысл того, кто мы и кем мы не являемся, пробегает все психологические подходы к национализму. Каждый начинает с различия между "нами" и "ими. И мы очень быстро, замечаем различие между людьми.

Ярким примером может быть студенческая группа. Если создать внутри группы микрогруппы, и поместить их в условии видимой изоляции группы от группы, студенты немедленно начнут комментировать различия между своими группами. Сознание "нас" и "их" становится очевидно, даже до любых взаимодействий групп.

Если перенести наши наблюдения за группами студентов, то можно еще раз подтвердить что вопросы идентичности, могут перейти в межнациональные и национальные конфликты.

Эти конфликты является проблемами идентичности — определение, защита, и укрепление границ национальной идентичности. Так по разному идентифицирующие себя нации могут негативно оценивать друг друга (авто и гетеростереотипы), что в последствии приводит к конфликтам. Но самое важно, что представители национальностей, находят любые отговорки для оправдания конфликта и насильственных действий кроме разной идентичности — национализма.

Так же мы можем говорить о личной и социальной идентичности. Первая задача понимания национализма состоит в том, чтобы придумать способ одновременного понимания двух центральных измерений национализма — человек и общество. Национализм (основанный на разнице идентичностей) происходит в контексте определенных исторических, культурных, экономических, и политических обстоятельств.

Можно утверждать что, первой идентичностью является наша личная идентичность, которая происходит из нашей отдельной истории и событий. Второй является наша социальная идентичность, которая происходит из нашего членства в различных видах социальных групп. То, что мы сильно идентифицируемся с группами очевидно. Но идея состоит в том, что идентичность с группой не что-то отдельное от нас. Когда мы идентифицируем себя с группой, в некотором смысле группа становится частью нас. В конкурентной борьбе, если наша группа проигрывает, мы проигрываем. Если наша группа побеждает, мы побеждаем.

У концепции социальной идентичности есть интересное и важное значение. Каждый человек может быть частью множества "групп интересов" в любой момент времени, в зависимости от того с кем они себя сравнивают. Ситуации, меняют чувства, и делают определенные идентичности более важными для нас. Идентичность постоянно переходит и изменяется, но некоторые социальные идентичности являются по своей природе более "основными" или более важными для нашего самосознания, чем другие.

Одним из таких является национальное самосознание. Определение «нация» является центральной темой в большом разнообразии работ по политологии и международных отношениях. Энтони Смит, наблюдатель национализма, дает фундаментальные особенности нации как «население, разделяющее историческую территорию, общие мифы и исторические воспоминания, массовую общую культуру, общую экономику и общие законные права и обязанности для всех участников. Эти определения сосредотачиваются на общности, и в истории и в текущей жизни.

Национальное самосознание, не является просто расовым или территориальным или экономическим или политическим; оно является также психологическим. Люди идентифицируют себя с национальными группами, и это — часть того, что делает те национальные конфликты постоянно открытыми.

Объяснение того, почему этнический конфликт вспыхнул в местах, таких как Босния, Чечня, Нагорном Карабахе, и других областях прежнего Советского Союза и Восточной Европы, состоит в том, что у многих из этих народов были давнишняя этническая конкуренция и различная идентичность. Когда Советская власть развалилась, те национальные чувства, и национальная враждебность, которая сопровождает их, просто проявила себя. Национальное самосознание может развиться и измениться в ответ на социально-бытовые условия, окружающие вовлеченные народы.

Конфликты, построенные на разнице идентичностей — национальные конфликты, являются не разрешимыми. Они могут только временно затухать, но потом проявляться вновь с новой силой. Всему виной наш поиск своей идентичности, и идентичности наций. Пока человечество не перестанет использовать в восприятии других наций авто- и гетеростереотипы¸ национальные конфликты не иссякнут, как и конфликты между малыми группами. Управление идентичностями в наше время может стать опасным оружием для разжигания конфликтов, но и для их предотвращения.

Читайте также

Цитировать

Спичка, В.А. К вопросу о идентичности / В.А. Спичка. — Текст : электронный // NovaInfo, 2013. — № 10. — URL: https://novainfo.ru/article/1552 (дата обращения: 27.01.2022).

Поделиться