Анализ факторов успешной социализации студентов вуза

№60-1,

психологические науки

В данной статье описан теоретический анализ факторов успешной социализации студентов в современном высшем учебном заведении. Факторы и условия успешной социализации объединены в группы и рассмотрены комплексно.

Похожие материалы

Процесс социализации является базовым в жизни каждого человека. Он начинается с раннего детства и продолжается на протяжении всей жизни. При этом индивид формирует модель общения, получает жизненный опыт в различных социальных институтах и группах, усваивает и реализует систему социокультурных норм. Для того, чтобы индивид мог нормально воспроизводить усвоенные им навыки, следует обратить внимание на самые мельчайшие аспекты этого процесса.

Нарушение процесса социализации ведет к формированию у личности неправильного образа действий. Такой процесс будет десоциализацией индивида. Прежде всего, он проявляется в усвоении личностью черт, присущих отрицательной микросфере (преступные группы, сверстники по дворы и т.д.). При этом, в результате формирования неправильной модели поведения может возникнуть кризис личности на фоне крушения ожиданий.

В некоторых случаях, если приобретенные знания не были жизненно необходимыми и индивид способен изменить модель своего поведения, может наступить процесс ресоциализации. Однако с учетом наслаивания новых знаний на предыдущий опыт и временных задержек данного процесса, полное и правильное усвоение модели общения становится редким случаем.

Одним из основных этапов в социализации современного индивида является период получения им высшего образования. Именно в это время формируются основополагающие ценности и взгляд на проблемы, и процессы, происходящие в обществе. Вчерашние школьники вынуждены приспосабливаться к новым условиям университета, и это не только технические аспекты как, например, увеличение числа предметов, изменения структуры организации учебного процесса, но и, прежде всего, это особая среда университета, а в некоторых случаях и специфичная среда отдельного факультета.

При рассмотрении основных факторов, влияющих на успешную социализацию студентов современных высших учебных заведений, по мнению Фалеевой Л.В.[4], можно выделить следующие основные сферы:

Образовательная сфера – образовательный и воспитательный уровень преподавания, его качество в университете, личность и заинтересованность преподавателя в обучении своему предмету.

В качестве основной составляющей данной группы выделяется образовательный процесс, так как он является неотъемлемой частью любого вида обучения. Он основан на передачи знаний студентам в соответствии со стандартами данной дисциплины. Однако помимо усвоения знаний, идет процесс воспитания личности. Ей прививаются правила поведения и общения в коллективе. Прежде всего, это умение вести корректный диалог с преподавателями и другими студентами, умения выражать собственные мысли и идеи, при этом аргументируя их. Также в ходе образовательного процесса у студентов формируется позиция по отношению к значимым проблемам общества.

Тем самым, данных фактор является основным при формировании личности студента.

Таким образом, молодое поколение не просто получает знания в конкретной специализации, но и расширяет свой кругозор благодаря дополнительным общественно значимым дисциплинам. Образовательный процесс также нераздельно связан с культурным воспитанием студентов.

Социокультурная сфера – корпоративная культура высшего учебного заведения, структура самоуправления студентов [2].

Еще одной важной составляющей вузовской социализации становится деятельность студентов вне учебной жизни. Это различные формы организации студентов – студенческие советы, студенческие научные сообщества, различные центры творческого самовыражения студентов и т.д. Благодаря им молодое поколение имеет возможность для самовыражения. Отношения внутри этих сообществ устроены по определенным правилам, существует ряд Положений и Регламентов, в которых прописаны основные цели сообществ, права и обязанности сторон, направления деятельности. Интересы и сфера деятельности студенческих организаций различны – это творческие и научные объединения, волонтерские организации, и организации, оказывающие содействие в трудоустройстве студентов. Они охватывают всевозможные сферы вне учебной деятельности, помогают студенческой молодежи получить различный опыт.

При этом значение приобретает и корпоративная культура определенного факультета. Традиции, формируемые на каждом конкретном факультете, задают рамки поведения студентов, в соответствии с ними, формируется понимание того, как должен быть организован учебный и трудовой процесс.

Социально-экономическая сфера – материальная обеспеченность учебного процесса учебными материалами и наглядными пособиями, материалами для проведения практических занятий и опытов; зависит от условий обучения, технических средств оснащения учебного процесса и других параметров.

Немаловажным является техническая база факультета. Благодаря этому показателю, студенты могут получать информацию в более подробном и наглядном виде. Прямого воздействия данная сфера не имеет, однако она помогает создавать определенный особый микроклимат факультета. Наличие технической базы, материального благоустройства помещений, благоприятно влияют на восприятие учебного процесса и оценку деятельности университета. Все это оказывает существенное влияние на формирование личности молодых людей, поступивших в высшее учебное заведение. В высшем учебном заведении индивид знакомится со своей будущей профессией, приобретает навыки делового общения, получает возможность для самореализации, получает навыки коммуникации с представителями разных социальных групп и носителями разных социальных ролей.

Исследование социализирующего значения университета имеет междисциплинарный и комплексный характер, оно позволяет решать ряд серьезных задач с целью создания наиболее комфортных условий для социализации студенческой молодежи в современном обществе.

Список литературы

  1. Гасанова, Г.Р. Самореализация студентов в условиях негативных демографических воздействий как проблема современного образования. [Электронный ресурс] Режим доступа – http://edu.tltsu.ru/sites/sites_content/site1238/html/media69595/026_gasanova.pdf. Загл. с экрана.
  2. Савинова, И.А. Факторы, влияющие на социализацию личности в ВУЗе. [Электронный ресурс] Режим доступа – http://sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/1616-2012-03-21-17-35-41.– Загл. с экрана.
  3. Усынина, Н.И. Высшая школа как важный агент в социализации молодёжи // Вестник Удмуртского университета. Серия: Философия. Социология. Психология. Педагогика. 2012. №3. С.95-98.
  4. Фалеева, Л.В. Вузовская социализация студентов (подходы, структура, факторы, механизмы) // Теория и практика общественного развития. 2013. №6. [Электронный ресурс] Режим доступа – http://teoriapractica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2013/6/pedagogika/faleeva.pdf.– Загл. с экрана.