Тенденция общественных процессов в городах России за последние годы была неровной по направленности и быстроте изменения. Последние двадцать лет, происходила существенная деформация профессиональной и миграционной мотивации у молодежи. В сравнении с предыдущими поколениями для XXI века характерна тенденция иметь большой и быстро расширяющийся запас знаний. Образование и квалификация имеют определяющее значение. Возможность выбора профессии рассматривается как условие жизненного самоопределения личности и успешной ее интеграции в обществе.
Для молодежи, как социальной группы, выбор профессии и получения образования является очень важной ступенью в развитии личности. Перемещение в более крупные города для получения образования или же поиска работы по специальности уже тенденция. Интересным представляется рассмотреть образ студента, как представителя современной молодежи. Цель статьи заключается в выявлении основных факторов, характеризующих портрет современного студента на примере студентов г. Междуреченска.
Для нас наиболее важным являются мотивы, которые побуждают молодежь к изменению места жительства и сфер деятельности. В г. Междуреченске с целью изучения факторов и параметров формирования миграционной и профессиональной мотивации молодежи, нами был проведен опрос. Исследованием охвачены респонденты филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева» в г. Междуреченске (Филиал КузГТУ в г. Междуреченске). В анкетировании приняло участие 300 студентов, в т.ч. 196 женщин и 104 мужчины.
Рассматривая студентов г. Междуреченска в аспекте социально демографических характеристик, можно отметить, что желание получить высшее образование наиболее характерно для женщин. Их удельный вес в общей численности опрошенных составляет 65%. Молодые люди, обучающиеся в Филиале КузГТУ (как юноши, так и девушки) не спешат вступать в брак, предпочитая статус холостяков и незамужних (254 человека или 84,6%). Можно сделать вывод, что женщины и мужчины стали более ориентированы на карьерный рост и самореализацию, отодвигая на второй план традиционные семейные ценности. Всего шесть женщин и один мужчина имеют по одному ребенку, находясь в официальных отношениях. Не ответили на данный вопрос 36 человек или 12%.
Низкие показатели брачности, в полной мере характеризуют общемировую тенденцию повышения среднего возраста вступающих в брак. Изменения жизненных ориентиров и ценностей молодежи являются достаточно важным фактором. Проанализировав анкеты, мы выявили что 70,6% студентов выросли в полной семье (212 человек), 29,3% студентов в неполной (88 человек). В неполных семьях, в большинстве случаев забота осуществлялась матерью (89,2% или 66 человек). Так же имеются примеры воспитания более старшим поколением (бабушки и дедушки — 14 человек или 4,7%).
В таблице 1 приведены возможные причины выбора г. Междуреченска для дальнейшего проживания.
Варианты ответов | Кол-во человек | Уд. вес, % |
Родной город | 72 | 19,57 |
Планируете продолжить здесь обучение | 50 | 13,59 |
Интересная работа | 41 | 11,14 |
Возможность получить хорошую заработную плату | 94 | 25,54 |
Есть жилье | 50 | 13,59 |
Супруг | 14 | 3,8 |
Нет выбора | 23 | 6,25 |
Другое | 8 | 2,17 |
Не ответило | 16 | 4,35 |
Сумма ответов не соответствует выборочной совокупности так как респонденты выбирали несколько вариантов ответа.
Из таблицы 1 видно что, выбор места обучения студентами осуществляется, исходя из возможностей получать хорошую заработную плату (25,5% или 94 чел.) и принадлежности к городу (19,6% или 72 чел.). Третий по популярности ответ — это наличие жилья (13,6% или 50 чел.) и планы на дальнейшее обучение в г.Междуреченске (13,6% или 50 чел.). Затем идет заинтересованность студентов в работе (11,1% или 41 чел.). Такие варианты как наличие супруга (3,8% или 14 чел.), отсутствие выбора (6,3% или 23 чел.) и другое (2,17% или 8 чел.) получили самые низкие рейтинги. Не ответило на данный вопрос 16 человек или 4,35%.
Таблица 2 представляет собой перечень мотивов, которые послужили причиной выбора данного ВУЗа.
Варианты ответов | Кол-во человек | Уд. вес, % |
Соответствует мои способностям | 50 | 13,59 |
Нравится содержание будущего труда | 51 | 13,86 |
Посоветовали родители | 32 | 8,70 |
Престижность вуза | 46 | 12,50 |
За компанию с друзьями | 8 | 2,17 |
Низкий конкурс | 25 | 6,79 |
Легче утроиться по специальности | 24 | 6,52 |
Возможность быстро достичь большого заработка | 14 | 3,80 |
Удобное местоположение | 110 | 29,89 |
Другое | 0 | 0,00 |
Не ответило | 8 | 2,17 |
Удобное местоположение вуза является самым популярным мотивом при выборе учебного заведения (110 чел. или 29,9%). Соответствие способностям (13,6% или 50 чел.), престижность ВУЗа (46 чел. или 12,5%) и заинтересованность в будущем труде (51 чел. или 13,9%) так же занимают одни из основных позиций. Наименее популярными мотивами оказались советы родителей (32 чел. или 8,7%), низкий конкурс (25 чел. или 6,8%), возможность быстро достичь большого заработка (14 чел. или 3,8%) и более легкое трудоустройство по специальности (24 чел. или 6,5%). На данный вопрос не ответило 8 чел. или 2,17%.
К моменту проведения опроса 54 студента (18%) совмещали учебу с постоянной или временной работой. На вопрос о трудоустройстве в настоящее время 20 студентов (6,6%) не ответили на вопрос.
Планы студентов после завершения обучения Филиала КузГТУ в г. Междуреченске приведены в таблице 3.
Варианты ответов | Кол-во человек | Уд. вес, % |
Работать по специальности | 130 | 42,62 |
Иметь любую работу | 16 | 5,25 |
Организовать свой бизнес | 72 | 23,61 |
Продолжить обучение | 51 | 16,72 |
Еще не решил | 28 | 9,18 |
Другое | 0 | 0,00 |
Не ответило | 8 | 2,62 |
В ходе опроса было выяснено, что меньше половины будущих специалистов (130 чел. или 42,6%) собираются работать по специальности (Таблица 3). Скорее всего это связанно с тем, что на современном рынке труда г. Междуреченска и Кемеровской области в целом наличие высокого уровня образования не гарантирует молодому человеку более высокого уровня жизни, как это было 20-30 лет назад. Молодые специалисты поэтому часто оказываются перед дилеммой — продолжать трудовую деятельность по выбранной специальности либо использовать свои возможности в более прибыльной сфере. По окончанию ВУЗа, свой бизнес собирались организовать 72 студента (23,6%), а 51 человек (16,7%) продолжать обучение. На любую работу было согласно 16 человек (5,3%) и 28 студентов (9,2%) еще не определились со своими желаниями в плане будущей профессии. Не ответило на данный вопрос 8 человек (2,62%).
Источники помощи при поступлении в ВУЗ можно рассмотреть в таблице 4.
Варианты ответов | Кол-во человек | Уд. вес, % |
Целевому направлению | 8 | 2,63 |
Результатам ЕГЭ | 97 | 31,91 |
Связям | 29 | 9,54 |
Контрактной основе | 47 | 15,46 |
Результатам вступительных испытаний | 107 | 35,20 |
Из-за ограниченных возможностей здоровья | 6 | 1,97 |
Другое | 4 | 1,32 |
Не ответило | 6 | 1,97 |
Для большинства студентов обучение стало возможным благодаря результатам вступительных испытаний (107 чел. или 35,2%) и результатам ЕГЭ (97 чел. или 31,9%), что наглядно продемонстрировано в таблице 4. На контрактной основе 47 человек (15,46%) поступило в ВУЗ, а 29 человек (9,54%) воспользовались связями, так же по причине ограниченных возможностей 6 человек (1,97%) и других причин 4 человека (1,32%). На вопрос не ответило 6 человек или 1,97%.
Студенты рассчитывают на различные источники помощи в трудоустройстве, которые перечислены в таблице 5.
Варианты ответов | Кол-во человек | Уд. вес, % |
Предприятие, где проходил практику | 83 | 20,34 |
Предприятие, которое оплатило обучение | 2 | 0,49 |
Целевое распределение | 3 | 0,74 |
Родственники | 92 | 22,55 |
Друзья | 32 | 7,84 |
Педагоги | 0 | 0,00 |
Интернет | 47 | 11,52 |
СМИ | 36 | 8,82 |
Службы по трудоустройству | 50 | 12,25 |
Связи | 48 | 11,76 |
Не ответило | 15 | 3,68 |
Данные таблицы 5 показывают, что родственные связи занимают лидирующее место среди всех источников помощи в трудоустройстве (92 чел. или 22,55%). Это отражает степень непрозрачности и масштабы теневых (скрытых) процессов в обществе, где «связи решают всё». Реальность трудоустройства после окончания ВУЗа посредством проявления своих способностей во время практики (83 чел. или 20,3%) отстает от упомянутого выше фактора. Рекомендации педагогов, как один из возможных варианта отсутствует вообще.
Какие факторы и насколько необходимы для достижения успеха в жизни, по мнению студентов?
Для ответа на поставленный вопрос рассмотрим таблицу 6, где приведена количественная оценка факторов, необходимых для достижения успеха.
Факторы, необходимые для достижения успеха | Очень важно | Важно | Не очень важно | Не важно | ||||
чел. | % | чел | % | чел. | % | чел. | % | |
Быть инициативным | 102 | 34,5 | 158 | 53,4 | 32 | 10,8 | 4 | 0,14 |
Иметь высшее образование | 216 | 74,5 | 64 | 22 | 2 | 0,7 | 8 | 2,8 |
Хорошая работа | 160 | 62,5 | 94 | 36,7 | 2 | 0,8 | - | - |
Добросовестное отношение к делу | 138 | 47,2 | 136 | 46,7 | 14 | 4,8 | 4 | 1,3 |
Карьера | 164 | 53,9 | 122 | 40 | 18 | 5,9 | - | - |
Материальное благополучие | 182 | 62,8 | 92 | 31,7 | 14 | 4,8 | 2 | 0,07 |
Высокое положение в обществе | 78 | 27,3 | 126 | 44 | 72 | 25,2 | 10 | 3,5 |
Талант | 48 | 17,14 | 122 | 43,6 | 110 | 39,3 | - | - |
Семья | 128 | 46,4 | 96 | 34,8 | 42 | 15,2 | 10 | 3,6 |
Честность | 82 | 28,9 | 112 | 39,4 | 66 | 23,2 | 24 | 8,5 |
Удача, везение | 98 | 36,3 | 104 | 38,5 | 64 | 23,7 | 4 | 1,5 |
Родственные связи | 54 | 19,7 | 132 | 48,2 | 72 | 26,3 | 16 | 5,8 |
Умение приспособиться | 96 | 37,8 | 112 | 44 | 30 | 11,8 | 16 | 6,4 |
Приступив к рассмотрению количественных показателей данной таблицы по критерию «важно» и «очень важно», на первое место выходит такой фактор, как карьера (286 чел. или 95,3%). Наличие высшего образования (280 чел. или 93,3%) занимает второе место. Третье место разделили фактор материального благополучия (274 чел. или 91%) и фактор добросовестного отношения к делу (274 чел. или 91%). Быть инициативным для студентов Филиала КузГТУ г. Междуреченска на четвертом месте (260 чел. или 87%). И пятый фактор это наличие хорошей работы (254 чел. или 84,6%).
Необходимо отметить, что при сравнении такого фактора как создание семьи и возможности получить хорошее образование, второй практически в два раза популярнее. Таким образом студенты Филиала КузГТУ г. Междуреченска отражают новые реалии рыночных отношений, когда достижение материального благополучия и получение образования с последующим удачным трудоустройством выходит на первый план.
Относительно миграционных планов молодежи, в ходе анкетирования было выявлено, что количество выпускников намеревающихся покинуть свой город (124 чел. или 41,4%) меньше желающих остаться (151чел. или 50,3%). Но при осуществление планов на переезд, численность молодых специалистов в городе ощутимо уменьшится. Доля студентов, не определившее своё дальнейшее место проживания составляет 8,3% (25 чел).
Таблица 7 показывает отношение студентов Филиала КузГТУ к мигрантам.
Нормальное | Равнодушное | Отрицательное | |
Украинцы | 106 | 156 | 24 |
Татары | 100 | 170 | 18 |
Армяне | 82 | 174 | 36 |
Китайцы | 46 | 174 | 58 |
Немцы | 84 | 182 | 22 |
По данным таблицы 7 можно сделать вывод, что восприятие мигрантов студентами Филиала КузГТУ г. Междуреченска не однозначно. Наиболее отрицательное отношение у студентов к китайцам (58 чел. или 37%). По моему мнению, это обусловлено ассоциацией данной нации с производимыми ими некачественными товарами. Возникающее чувство неудовлетворенности качеством и в принципе негативные эмоции переносят на саму нацию. Так же отрицательный прирост в России и постоянное упоминание в СМИ о распространении китайцев по ближайшим территориям формирует конкуренцию между нашими нациями за рынок труда. На втором месте по негативному восприятию армяне (36 чел или 33,3%). Скорее всего, это связанно с обобщением лиц кавказской национальности в лице армян, за неимением в вариантах ответов других представителей Кавказа. Чеченцы и дагестанцы считаются агрессивным народом, и постоянные упоминания в СМИ о возникающих конфликтах только утверждают сложившееся мнение. Но всё же равнодушие у студентов Филиала КузГТУ г. Междуреченска преобладает над отрицательным отношением. Наиболее дружелюбно студенты относятся к украинцам (106 чел. или 25,4%) и татарам (100 чел 23,9%).
В заключении хотелось бы отметить, что молодежь XXI века в лице студентов Филиала КузГТУ г. Междуреченска коренным образом поменяла свои приоритеты в области семьи и образования. На основе собранных данных вырисовывается портрет студента, ориентированного на получение высшего образования и возможность получать хорошую заработную плату, при этом создание семьи уходит на второй план.