Общественная опасность нарушения права на свободу совести и вероисповеданий

№89-1,

юридические науки

В статье раскрываются понятия и основные признаки института свободы совести и вероисповеданий. Рассматривается общественная опасность нарушения права на свободу совести и вероисповеданий и возможные пути решения данной проблемы.

Похожие материалы

Религия в современном российском обществе занимает все более важное место, приобретает ключевое значение для развития многих общественных процессов. Деятельность религиозных объединений охватывает широкий спектр отношений: духовных, культурных, правовых и даже политических.

В России развитие религиозной жизни издревле шло в единстве с формированием основ государственности и права, поэтому недооценка значимости религиозного фактора в процессе становления демократических основ государства может привести к возникновению спорных ситуаций во взаимоотношениях между государством и религиозными объединениями.

Фундаментом всех прав и свобод в религиозной жизни являются свобода совести и свобода вероисповедания. Свобода совести как субъектное право в современной России характеризуется комплексным правовым межотраслевым регулированием, включающим наряду с нормами, определяющими содержание этой свободы, меры ее гарантирования, защиты и ограничения.

Мнения исследователей уже давно разошлись по вопросу о том, как понимать свободу совести — как свободу убеждения в целом, или в узком смысле как ее осмысление через отношение к религии и атеизму.

Проблемы обеспечения свободы совести и вероисповедания человека и гражданина выходят далеко за рамки религиозной жизни, регулируется и обеспечивается нормами международного и российского законодательства, поэтому относятся к важнейшим проблемам на современном этапе развития России.

При рассмотрении понятий «свобода совести» и «свобода вероисповедания» необходимо отметить, что важнейшее значение имеет не правовой аспект, а личный. Будучи правовой и этической нормой в гражданском обществе, свобода совести призвана соблюдать интересы личности, т.е. гарантировать ее право верить во что угодно, поклоняться предмету своей веры, объединяться с единоверцами в организации и распространять свою веру.

В тот момент, когда религиозная мысль из личного осмысления перерастает во взаимодействие с другими людьми, проблема права на свободу совести обнаруживает и вторую социальную и правовую сторону.

Основанием для ликвидации религиозной организации и запрета на деятельность религиозной организации или религиозной группы в судебном порядке являются положения, перечисленные в ст. 14 ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ ( ред. от 01.07.2011 г., с изм. от 05.12.2012 г.).

Это относится к религиозным объединениям, которые носят характер деструктивных культов. Данные культы разрушают состояние личности: духовное, психическое, физическое, что можно определить как тотальную деструктивность отдельного лица (внутренняя деструктивность), но также посягают на традиционные ценности и правовые нормы, сложившиеся социальные структуры и основы демократического общества.

Статья 28 Конституции РФ в завуалированном виде закрепляется право не только на атеистические убеждения, но и на атеистическую пропаганду («распространять религиозные и иные убеждения»). С содержательной точки зрения следует признать бесполезным упоминание о праве «не исповедовать никакой» религии, поскольку это заложено в содержании свободы совести.

Следует помнить, что данная статья Конституции посвящена только правам человека в области религии, что же касается правового положения самих религиозных объединений, их равенства перед законом, то основанием этого служит ст. 14 Конституции РФ.

Свобода совести и вероисповедания подробно регламентируется Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях»:

  • верующий человек имеет право заменить военную службу на альтернативную, если это противоречит его убеждениям;
  • никто не обязан сообщать о своей вере никому, и никто не вправе требовать этого от других людей;
  • никому не может быть запрещено принимать участие в богослужениях, но и никто не может быть принуждён к этому;
  • священнослужитель не может быть привлечен за отказ от дачи показаний по фактам, ставшим ему известным из исповеди;
  • верующие могут объединяться в различные группы и организации. Объединение граждан может, как иметь регистрацию, так и не иметь;
  • закон позволяет проводить религиозные встречи, как в специальных местах, так и в жилых помещениях;
  • религиозные организации вправе проводить богослужения в больницах, детских домах, тюрьмах, домах престарелых;
  • религиозные организации вправе производить, распространять, продавать и покупать религиозную литературу, аудио и видео материалы и иные предметы религиозного назначения.

При реализации законодательства по обеспечению свободы совести и вероисповедания в Российской Федерации опираются на базовые правовые акты, обеспечивающие основополагающие права и свободы человека, к которым относятся в первую очередь Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948).

Конституционный принцип светскости государства (ст. 14) является одной из основ конституционного строя Российской Федерации и важнейшей гарантией реализации свободы совести (ст. 28). Это значит, что нарушения светскости государства направлены на подрыв основ конституционного строя России и неизбежно ведут к проблемам реализации прав человека и свободы совести, в частности.

Все названные места являются местами, специально предназначенными для проведения церковных обрядов.

В иных случаях публичные богослужения, другие религиозные обряды и церемонии осуществляются в порядке, установленном для проведения митингов, шествий и демонстраций. Таким образом, если в соответствии с федеральным законодательством о проведения митингов, шествий и демонстраций религиозная организация получила разрешение на проведение в определенном месте и в определенное время массового религиозного обряда, то это место также будет относиться к местам, специально предназначенным для проведения богослужений, религиозных обрядов и церемоний и ответственность будет наступать по части второй ст. 148 УК РФ.

Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 148 УК РФ, связана с незаконным воспрепятствованием деятельности религиозных организаций или проведению богослужений, других религиозных обрядов и церемоний.

Создание и функционирование религиозных организаций регламентируется Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ.

Сегодня в мире открыто много псевдорелигиозных организаций, все они имеют дополнительную классификацию и признаки. Тоталитарные секты можно разделить по источникам: оккультные; псевдоиндуистские; псевдобиблейские; псевдоправославные.

Также они разделяются по времени появления: классические; послевоенные; новейшие. По направлению деятельности: целительские; психологические; экологические; коммерческие. А вот по опасности для общества, кроме тоталитарных, они еще бывают деструктивными, отдельно выделяют секты-убийцы.

Мировоззрение, которое проповедуют сектанты, простое, но оно охватывает многое. У членов секты всегда есть ответ на любой вопрос. Их мировоззрение сильно отличается от того, что видит простой человек. Учение своей организации считают самым правильным в мире, а все остальное — это вред и ложь.

Один из основных признаков тоталитарной секты — это стремление объяснить новому адепту, что только их религия истинна, а все другое — это ложь и обман. В каждой секте есть лидер, гуру и наставник — это сверхчеловек, который получает информацию из уст Бога. Он может встречаться со своими прихожанами по особым дням, а может быть и такое, что его никто из сектантов и не видит никогда.

Одним из главных признаков тоталитарной секты является также наличие собственной литературы, которую часто раздают всем, когда сектантам дано задание завербовать новичка. В ней встречаются ссылки на священные книги, но все больше они вырваны из контекста, что и приводит к заблуждению.

Члены секты людей делят на своих и чужих. Своими у них считаются те, кто чтит их культ, а вот все другие — это чужие, заблудившиеся в мире. Эти люди "никак не могут найти дорогу домой", то есть в секту, где есть все для счастливой жизни.

Законом предусмотрено, что религиозные объединения граждан могут образовываться в виде религиозной группы и религиозной организации. Религиозной группой признается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица. Помещения и необходимое для деятельности религиозной группы имущество предоставляются в пользование группы ее участниками (ст. 7 Закона)

В указанном выше контексте, в Российской Федерации были выявлены системные нарушения принципа светскости государства, осуществляемые с целью удержания власти и реализуемой посредством коррумпированных отношений государства с религиозными объединениями.

Системообразующим фактором коррупции в области отношений государства с религиозными объединениями является государственная политическая элитно-властная (верхушечная) коррупция, связанная с принятием решений, имеющих самую высокую цену — удержание власти, и относящаяся как к отношениям государства с религиозными объединениями, так и к избирательному процессу.

Фактически свобода совести подминается религиозной политикой и поглощается системной коррупцией в области отношений государства с религиозными объединениями.

Если вмешательство в реализацию прав на свободу совести и/или вероисповедания подпадает под КоАП, то ответственность и наказания будут административными. Правонарушение по первой части предполагает только штраф: 10 — 30 тысяч рублей могут присудить гражданам, 50 — 100 тысяч рублей — должностным лицам.

Правонарушение по второй части статьи 5.26 карается более строго. «Гражданский» штраф достигает размера от тридцати до пятидесяти тысяч рублей, альтернатива — обязательные работы (максимум 120 часов). Должностному лицу может быть назначен штраф в 100 — 200 тысяч рублей.

Крайне серьезными проблемами, влияющими на уровень реализации свободы совести в РФ, являются вопросы повышения эффективности международно-правовых норм и институтов в сфере прав человека, а также взаимодействия международно-правовых документов и внутригосударственного законодательства Российской Федерации в области свободы совести.

Социальные концепции и верования ряда действующих в России религиозных организаций позволяют ученым сделать следующие выводы:

  1. свобода совести и вероисповедания, равенство религиозных объединений являются приоритетными для большинства религиозных объединений;
  2. для данных организаций важно, чтобы государство гарантировало реализацию свободы вероисповедания и ее защиту;
  3. религиозные организации, как правило, призывают своих последователей к толерантности и уважению убеждений представителей других религий и мировоззрений.

Таким образом, ситуация в области религиозной свободы определяется, прежде всего, государственной религиозной политикой, в том числе продолжением тенденций формирования антиконституционного и коррупциогенного законодательства. И только затем можно говорить о неисполнении законодательства, некомпетентности, злоупотреблениях и коррупции региональных чиновников, приводящих к нарушениям прав верующих и религиозных объединений.

Итак, идеальная религиозная ситуация в стране, к которой целесообразно стремиться российскому обществу в своем развитии, определяется единством трех компонентов: секулярного государства (гарантирующего свободу совести своим гражданам), религиозного плюрализма и гражданской религии, направленной на позитивное, заинтересованное и активно-созидательное отношение к социальной действительности.

Эти три условия явятся залогом веротерпимости между людьми, будут способствовать изживанию раскола общества по религиозным убеждениям и его внутреннему сплочению благодаря ориентациям на демократические, гуманистические и патриотические приоритеты.

Список литературы

  1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948)// Собрание законодательства РФ. - 03.03.2018. - N 6. - Ст. 21.
  2. Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 03.03.2014. - N 3. - Ст. 21.
  3. Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" от 26.09.1997 N 125-ФЗ (последняя редакция 14.07.2018)// Собрание законодательства РФ. - 03.03.2014. - N 3. - Ст. 1.
  4. А.И. Яковлев. Лекции по истории Христианской Церкви. – М.: Паломник, 2017. – 368 с.
  5. А.О. Карпов. Образовательный институт, власть и общество в эпоху роста культуры знаний. – СПб.: Алетейя, 2013. – 260 с.