Анализ деятельности Ольхонского районного ресурсного центра с позиций системного подхода

№11-1,

Педагогические науки

Зарождение системного подхода относится к XIX в. и связано с трудами К.Маркса (общественные или социальные системы), Ч.Дарвина (биологические системы), Д. И. Менделеева (периоди­ческая система химических элементов). В разработку идей систем­ного подхода значительный вклад внесли также Ч. Барнард, Г. Сай­мон, Р.Аккофф, С.Оптнер, Д. Клиланд, У.Кинги и др.

Похожие материалы

Зарождение системного подхода относится к XIX в. и связано с трудами К.Маркса (общественные или социальные системы), Ч.Дарвина (биологические системы), Д. И. Менделеева (периоди­ческая система химических элементов). В разработку идей систем­ного подхода значительный вклад внесли также Ч. Барнард, Г. Сай­мон, Р.Аккофф, С.Оптнер, Д. Клиланд, У.Кинги и др.

Хотя существует множество конкретных моделей системного подхода в управлении, общим для них является стремление рас­сматривать организацию не как простую сумму каких-то отдель­ных компонентов, а как систему, т. е. как совокупность связанных и взаимодействующих частей, как целое, обладающее собственными качествами, отличными от качеств составляющих его частей.

Таким образом, системный подход в управлении образованием предполагает изучение объектов и явлений в их целостности, в их взаимосвязи с другими явлениями.

Практика показывает, что применение системного подхода в управлении образованием вызвано необходимостью:

  • рассмотрения управляемых объектов образования и явлений, связанных с образовательной деятельностью и нуждающихся в управленческом вмешательстве, в единстве частного и целого;
  • создания надежной основы для классификации управляемых объектов и явлений для выбора эффективных методов и техноло­гий управленческой деятельности;
  • объединения ситуационно разрозненных фактов образователь­ной практики в единую систему для принятия правильного уп­равленческого решения.

По мнению известного исследователя общей теории систем Дж. ван Гига, системный подход является порождением целост­ной оптимизации задачи, решаемой в условиях развития сложных систем.

Системный подход в управлении ориентирует управленца на оптимизацию (улучшение) объекта и явления в целом, с учетом всего многообразия проблем их функционирования и развития, а не на оптимизацию их отдельных частей, и представляет собой альтернативу методу частичного улучшения объектов и явлений.

В отечественной научной литературе термином «оптимизация» обозначается процесс, позволяющий получать наивысший возмож­ный для конкретных условий результат.

С позиций системного подхода любая организация (в нашем случае — это районный ресурсный центр)  является от­крытой системой. Она взаимодействует с внешней средой, обме­нивается с ней энергией, информацией, материалами. Эффективность организации определяется не только ее системными ка­чествами, но и условиями среды. Эти условия постоянно меняют­ся, поэтому, чтобы оставаться эффективной, организация долж­на развиваться и приобретать новые качества. Изменения ее час­тей не должны осуществляться изолированно, они потребуют со­гласованных изменений и других частей.

Ранее подходы к управлению были обращены «внутрь управля­емой организации». Системный же подход прежде всего рассмат­ривает управляемую организацию как часть другой, внешней по отношению к этой организации, большей системы. Например, общеобразовательная школа как системный объект понимается как часть социума микрорайона, в котором она находится, или как часть муниципальной системы образования города, или как часть региональной, федеральной систем и т.д. Только затем с позиций системного подхода выделяется то, что определяет «по­ведение» системного объекта, его особенности.

При системном подходе к управлению в центре внимания ока­зывается процесс принятия решений. Решения принимаются на всех уровнях организации, в том числе и на уровне рядовых работников (они решают, работать или не работать в этой организа­ции, какие усилия прикладывать, как строить отношения с кол­легами и администрацией и т.д.).

Практика показывает, что при реализации системного подхо­да в управлении необходимо осуществить:

  • анализ цели управленческой деятельности как системного объекта;
  • определение назначения создаваемой системы управления по отношению к другим системам (внешним или более высокого порядка) и ее места в системе профессиональной деятельности, осуществляемой в изучаемом объекте;
  • выявление ее структуры и протекание в ней процессов;
  • определение критериев эффективности создаваемой сис­темы;
  • раскрытие методов и прогнозов развития (в этом плане сис­темный подход должен отождествляться с проектированием).

Построить систему управления — значит сформулировать цель управленческой деятельности, выделить совокупность элементов системы и установить характер связей между ними, которые по­зволяют реализовать управленческие действия в достижении по­ставленной цели.[1]

Создание эффективной системы образования требует внедрения новых подходов, использующих современные информационные  технологии  в области  обработки и применения информации в образовательном процессе,  и современного менеджмента в сфере управления качеством образования. Повышение эффективности системы образования, возрастание качества и доступности образовательных услуг базируются на внедрении использования современных информационных и коммуникационных технологий в образовательные учреждения района.

Администрация Ольхонского района и управление народного образования приняли решение пять лет назад, что в районе необходимо такое учреждение, в котором будет сконцентрирована работа с педагогическими работниками и учащимися, где будет осуществляться дополнительная подготовка выпускников для поступления в ВУЗы и реализовываться программы дополнительного образования с использованием компьютерной техники.

Для этих целей было выделено помещение на базе МБОУ «Еланцынская СОШ», в котором было установлено пятнадцать компьютеров и 6 марта 2007 года открыт Районный ресурсный центр. Районный       ресурсный       центр       информационной       и       научно-методической поддержки     образования     (далее     -     РРЦ)     -    структурное     подразделение Управления народного образования и       создан       на    основании распоряжения (постановления) мэра (главы администрации)  от 8.12.2006 г. № 452 (Положение на сайте РРЦ- http://trc-olhon.ucoz.ru )

Основными целями Ресурсного центра являются:

  • развитие информационного образовательного пространства и распространения информационной культуры в образовательной среде Ольхонского муниципального района;
  • научно-методическая и информационная поддержка федеральных и областных целевых программ в сфере информатизации образования;
  • просветительская работа с педагогическими и руководящими кадрами  муниципальных образовательных учреждений.

С 2007 года РРЦ работает над решением следующих задач: методическое сопровождение целевых федеральных, региональных и муниципальных программ образования и  воспитания; оказание методической поддержки образовательным учреждением в освоении и введении в действие Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) второго поколения; оказание помощи в развитии творческого потенциала педагогических работников образовательных учреждений; удовлетворение информационных, учебно-методических, образовательных потребностей педагогических работников образовательных учреждений; создание условий для организации и осуществления повышения квалификации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений; оказание методической и консультационной поддержки всем участникам образовательного процесса. создание и обслуживание базы образовательных электронных ресурсов (ОЭР); сопровождение районных, областных мероприятий в сфере образования: видеоконференций, проблемных семинаров, научно-практических  и методических конференций, конкурсов, олимпиад, проектов и других форм методической работы; консультационная и аналитическая работа: предоставление информации по запросам области и муниципальных органов управления образованием, ОРЦ, образовательных учреждений, КПМО; сопровождение государственной итоговой аттестации (ЕГЭ, ГИА). организация районных конкурсов, а также сопровождение областных, федеральных для воспитанников детских садов, обучающихся школ  и педагогических работников.

В 2012-2013 учебном году РРЦ продолжалась работа по реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Особое значение уделялось развитию учительского потенциала -  повышению уровня компетентности педагогических кадров.

Работа по повышению квалификации педагогов проводилась в сотрудничестве с ИПКРО и ИРО. Формы работы РРЦ по повышению квалификации педагогов разнообразны: семинары, вебинары, мастер-классы, конференции, видеоконференции, курсы повышения квалификации,  в том числе дистанционные.

Только в текущем году на базе Ресурсного центра были организованы следующие курсы повышения квалификации: «Внедрение пакета свободного программного обеспечения», ИИПКРО с 12.09.11 – 24.09.11 (72 ч), 16 учителей, МБОУ «Еланцынская СОШ»; «Внедрение пакета свободного программного обеспечения», ИИПКРО в дистанционном режиме (72 ч), 2 педагога дошкольного образования «Ромашка»; «Основы компьютерной грамотности», «Твой курс», ИИПКРО (18 ч) в дистанционном режиме, 6 учителей, МБОУ «Еланцынская СОШ», 3 педагога дошкольного образования «Ромашка», 1 социальный педагог, 4 учащихся МБОУ «ЕСОШ»; «Создание ЭОР для дистанционного обучения», ИРО, с 15-16 мая 2012г.,14 учителей,  МБОУ «Еланцынская СОШ»; «Сайтостроение», ИПКРО, с 25.06.2012, 72 часа, 21 учитель, МБОУ «Еланцынская СОШ», МКОУ «Алагуевская ООШ».

В течение 2011 – 2012 г. выехали на курсы повышения квалификации учителя и педагоги дошкольного образования по следующим темам: «Формирование системы духовно-нравственных ценностей средствами музыки» - ИИПКРО – 72 ч (1 учит ЕСОШ);  «Основы религиозных культур и светской этики», ИИПКРО, 72 ч. (8 уч.- ЕСОШ, БСОШ, ЧСОШ, ХСОШ, АООШ, ОСОШ, КСОШ); «Основы трехмерного моделирования» в дистанционном режиме, ИИПКРО 72 ч. (3 уч.- ЕСОШ – 2, ХСОШ -1); «Новые педагогические технологии на основе использования современных форм аттестации выпускников. Технологические принципы использования обучающего дидактического тестирования с применением ИКТ» ИРО 72 ч. (4 уч.- ОСОШ, ХСОШ, АООШ, ЕСОШ); и т.д.

А также, на базе Ресурсного центра в течение последнего года прошли уроки, заседания методических объединений, руководителей ОУ, классные часы и внеклассные мероприятия: «Введение. Техника безопасности. Информация. Ввод информации» учитель – Романова Н.Г. 8 класс; «Word. Ввод текста» учитель – Романова Н.Г. 8 класс; Открытый классный час, 8 класс, учитель Хамадаева Э.В.; МХК «Проверочная работа», учитель – Долхонова Г.Г. 11 класс; Читательская конференция  10-е классы МБОУ ЕСОШ в рамках недели русского языка и литературы к юбилею Распутина В.Г., учитель Дамбуева Г.А.; Открытый урок 10 класс в рамках недели английского языка, МБОУ ЕСОШ, учитель Афонькина Л.П.; Заседание творческой группы «Применение инновационных технологий в образовательном процессе в средней школе», руководитель Баннова Т.С.; «Космическое путешествие» среди детских садов; Внеклассное мероприятие среди 5-х классов «Своя игра. Древняя Греция», учитель Долхонова Г.Г., Открытые уроки в рамках недели информатики и математики в 5,7,9,10 классах, учитель Васильева И.М.

На адрес школ ежемесячно рассылаются темы проводимых вебинаров. За последний год педагогические работники МБОУ «Еланцынская СОШ» на базе РРЦ в дистанционном режиме, приняли участие в шести вебинарах.

Для обучающихся района сотрудниками ресурсного центра проводятся различные конкурсы и олимпиады, причем не только школьного и районного масштаба, но и областные, международные и т.д.  В десятый раз в этом учебном году проходил фестиваль «Информационные технологии». Отрадно, что уже третий год  он стал межтерриториальным.

В РРЦ школьники могут пройти различные курсы, причем не только по овладению компьютером и программами, но и ежегодные дистанционные курсы по русскому языку и математике, которые ведут учителя базовой школы района для старшеклассников Алагуевской, Чернорудской, Тонтинской, Бугульдейской и Хужирской школ. Также ученики могут пройти дистанционное обучение, организованное РРЦ совместно с Новосибирской дистанционно математической и физической школой, Иркутским государственным университетом (ЗФМШ), и ИРО («Телешкола»). Все это направлено, в первую очередь, на высокую подготовку старшеклассников к экзаменам.

Что касается экзаменов, то в РРЦ проходят уже несколько лет традиционные репетиционные ЕГЭ и ГИА. Чтобы экзамен не был неожиданностью для ребенка, в центре проводятся различные тестирования и пробные экзамены. Все организационные вопросы ложатся на плечи работников центра, в том числе сбор информации, выверка данных для базы данных по выпускникам.

В центре также проводятся различные конкурсы для педагогов, тематические мероприятия к различным праздникам. Кроме этого, ресурсный центр сам принимает активное участие в конкурсах.

Теплые отношения поддерживает коллектив с коллегами других районов области. В  2009 году РЦ радушно принял на Ольхонской земле руководителей и методистов территориальных ресурсных центров. Согласно плана ОРЦ,  был проведен семинар "Деятельность территориальных ресурсных центров по созданию единого информационного пространства Иркутской области". 

С сентября 2009 года пополняется  муниципальный банк данных «Одаренные дети».

В текущем учебном году необходимо приобрести программу «1С: Управление образованием 3.0».

Использование многофункциональной системы «Управление образованием 3.0» позволит комплексно решить задачу автоматизации управления системой образования на районном уровне. Это означает автоматизацию потоков информации из всех МОУ и ДОУ, с организацией полного информационного обмена между ними и муниципальными органами управления на основании единых информационных стандартов.

Таким образом, внедрение специального программного обеспечения на платформе «1С», т.е. информационной комплексной системы в управление образованием является важной частью предметного содержания образовательного менеджмента. Системный же подход к использованию информационного пространства повышает эффективность управленческих решений.

Список литературы

  1. Воробьева С.В. Основы управления образовательными системами. – М.: Академия,2008.
  2. Давыденко Т.М., Шамова Т.И., Шибанова Г.Н. Управление образовательными системами. – М.: Академия 2007.
  3. Сайт Ольхонского районного ресурсного центра http://trc-olhon.ucoz.ru