Основные принципы формирования модели профессиональной толерантности будущего учителя музыкального искусства

№89-1,

педагогические науки

В данной статье описано ту систему факторов, которая способна решить круг проблем в формировании профессиональной толерантности будущего учителя музыкального искусства и помогает повысить эффективность педагогического процесса. Названы основные принципы формирования модели названой проблематики, а именно: общедидактические (релевантность,профессиональное совершенствование, принцип научности содержания и методов обучения,субъект-субъектный, принципы интегративности, принцип единства образовательной, развивающей и воспитательной функций,принцип активности,принцип прочности, принцип доступности,систематичности и последовательности)и специальные принципы (принцип единства художественного и технического направления,единства эмоционального и сознательного,ориентации на духовное развитие личности средствами музыкального искусства, индивидуализации обучения).

Похожие материалы

В научном осмыслении мирового сообщества глобального понимания приобретает феномен толерантности, что соответствует сложным процессам международного, межконфессионального и межкультурного общения народов. Поэтому целесообразно называть ту систему факторов, которые способны решить круг проблем в формировании профессиональной толерантности и помогают повысить эффективность педагогического процесса. Современный подход отечественных и зарубежных ученых к решению междисциплинарных базовых группировок проблемы толерантности способствовал поиску решения проблемы профессионального контекста. В педагогической науке начался процесс научного оформления теоретико-методологических основ профессионально-толерантного измерения учебно-воспитательного процесса. В исследованиях ученых сущность и структура профессиональной деятельности преподавателя высшей школы, ее базовые характеристики совпадают с профессиональной деятельностью учителя музыкального искусства и является более вариативной и гибкой по своей сути.

Современные ученые, работающие в области художественного образования, среди которых: Е. Абдуллин [1], Ю. Алиев [2], А. Асмолов [3], Л. Безбородову [4], Д. Кабалевский [5], Л. Майковская [6], А. Ростовский [7], А. Рудницкая [8], в научных трудах неоднократно обращали внимание на проблемы формирования толерантности у школьников и студенческой молодежи.

Профессиональная толерантность будущего учителя музыкального искусства определяется нами как личностное качество, профессиональная позиция, которая формируется во время субъект-субъектного взаимодействия преподавателя и студента в процессе музыкально-творческой деятельности; способность воспринимать чужие мысли, характер поведения и другие особенности в процессе общения с произведениями музыкального искусства. Составляя модель формирования профессиональной толерантности будущего учителя музыкального искусства, мы придерживались ряда требований к процессу проектирования модели, при этом учитывая взаимосвязанные структурные элементы, а именно: цели, задачи, подходы и принципы, этапы работы, направления деятельности, особенности общественных и личностных потребностей, профессиональные знания, умения, навыки и особенности контроля, оценки результативности, эффективности модели.

Цель мы видели в определении особенностей процесса формирования профессиональной толерантности будущего учителя музыкального искусства; обеспечении системы знаний, умений и навыков, необходимых и достаточных для продуктивной будущей профессиональной деятельности, повышении уровня профессиональной толерантности будущих специалистов. Согласно поставленной цели, мы определили следующие задачи: определить педагогические условия для эффективного формирования профессиональной толерантности будущего учителя музыкального искусства; ввести педагогические условия через этапы, принципы, подходы, функции профессиональной толерантности будущего учителя музыкального искусства; определить структуру, сформировать компоненты, критерии, показатели и уровни указанного педагогического феномена.

Среди принципов, на которых мы базировались, проектируя модель, целесообразно выделить общедидактические, среди которых:

  • релевантность: ориентация на современные требования общества и профессиональные потребности будущих специалистов;
  • профессиональное совершенствование: направляется на непрерывное самостоятельное развитие студентов в течение жизни;
  • принцип научности содержания и методов обучения, когда общее образование базируется на основе современных научно-методических достижениях музыкально-педагогической мысли и художественно-творческой деятельности. Реализуется в содержании материала, зафиксированном в учебных программах в объеме и пределах требований профессиональных дисциплин. Считается средством овладения методами научного знания в процессе подготовки курсовых, дипломных и магистерских работ по музыкальной педагогике, теории и методики музыкального образования, методики преподавания профессиональных дисциплин в высшей школе.
  • субъект-субъектный — взаимодействие (сотрудничество). Предполагается равенство позиций субъектов учебного процесса (доминирование сотворчества, диалога, признание права на персонифицированную позицию, готовность к толерантному отношению к взглядам других людей;
  • принципы интегративности. Требует создания целостной системы подготовки будущего учителя музыкального искусства, где все компоненты программы взаимосвязаны и взаимообусловлены;
  • принцип единства образовательной, развивающей и воспитательной функций, предполагает сочетание профессионально-педагогической подготовки научно-методических компетенций и качеств с готовностью к реализации концепции художественно-эстетического воспитания молодежи средствами музыкального искусства, формирования профессионального мастерства на основе освоения современными музыкально-педагогическими технологиями и инновационными методами обучения в процессе проведения уроков и внеклассной работы;
  • принцип активности, если студенты являются активными участниками учебно-воспитательного процесса и несут персональную ответственность за свое дальнейшее профессиональное развитие. Целесообразно использовать в процессе обучения частично-поисковые беседы, создавать проблемные ситуации в музыкально-творческой деятельности, направленные на стимулирование толерантных отношений участников учебного процесса;
  • принцип прочности должен быть полноценной основой для развития знаний, умений и навыков студентов и позволяет свободно применять их в музыкально-педагогической деятельности. «Прочность усвоения знаний, умений и навыков в процессе профессиональной подготовки будущего учителя музыкального искусства достигается совокупностью различных форм работы, с использованием адекватных методов и приемов обучения, положительной мотивацией на художественно-творческую деятельность, толерантным отношением к усвоению произведений европейской, отечественной, народной и современной музыки» [1];
  • принцип доступности в освоении ценностями музыкального искусства является важным принципом профессиональной подготовки будущего учителя музыкального искусства, суть которого заключается в том, что в усвоении знаний и формировании умений и навыков необходимо двигаться от легкого к более сложному, от известного к более неизвестному, толерантно относиться к усвоению музыкально-педагогического репертуара, учитывая теоретические и художественные сложности;
  • принцип систематичности и последовательности основывается на системном и последовательном усвоении закономерностей профессионально-педагогического становления будущего учителя музыкального искусства с помощью разработанных музыкально-педагогических технологий, направленных на последовательное развитие и совершенствование толерантных отношений субъектов учебно-воспитательного процесса.

Предложенная модель имеет специальные принципы:

  • принцип единства художественного и технического направления, которое требует соответствующих знаний, умений и навыков с позиций овладения современными методами и приемами работы. Усвоение исполнительских навыков должно подчиняться художественным задачам, направленные на раскрытие и воплощение музыкального образа произведения. Единство художественного и технического в работе над музыкальным произведением достигается при условии развития творческой инициативы студентов, развития их общечеловеческих качеств, а именно: толерантности, доброжелательности, ответственности, мобильности;
  • принцип единства эмоционального и сознательного реализуюется в сознательном отношении к музыке, которая формируется на основе опыта эмоционального, образного ее восприятия. Поскольку музыкальное искусство — особая форма отражения действительности, в которой важнейшее значение имеют чувства, эмоциональная сфера, то именно познание происходит в процессе обучения музыке является специфическим. Оно понимается не только как деятельность мысли, а обязательно должно быть единством эмоций и разума, сознания и чувства; что делает развитие эмоциональной восприимчивости, реализацию собственных способностей;
  • принцип ориентации на духовное развитие личности средствами музыкального искусства, суть которого заключается в определении личностного и интеллектуального развития студентов. Задачу духовного развития студентов можно реализовать только при условии гуманизма;
  • принцип индивидуализации обучения требует развития музыкальных способностей будущих учителей музыкального искусства в процессе изучения специальных дисциплин. Учет индивидуальных возможностей студентов в процессе усвоения культурных ценностей общества способствует развитию специальных музыкальных способностей. Музыкальные способности имеют свою структуру, к которой принадлежит музыкальный слух, музыкальная память, чувство гармонии и метроритма, чистоты интонирования и тому подобное. Наиболее эффективному развитию индивидуальных музыкальных способностей способствует обучения игре на основном и дополнительном инструменте, занятия по дирижированию и вокального класса. Таким образом, описанные выше формы, методы, средства и приемы организации процесса формирования профессиональной толерантности будущего учителя музыкального искусства в учебно-познавательной и самостоятельной работе студентов делают эффективное формирование исследуемого явления в процессе профессиональной подготовки.

Список литературы

  1. Абдуллин Э. Б. Теория музыкального образования : учебник [для студ. высш. пед. учеб. зав.] / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. – М. : Академия, 2004. – 336 с.
  2. Алиев И. Ю. Теоретико-методологические основы профессиональной деятельности педагога-вокалиста : автореф. дис. д-ра пед. наук : спец. 13.00.08 «Дошкольная педагогика» / И. Ю. Алиев. – М., 2003. – 50 с.
  3. Асмолов А. Г. О смыслах понятия «толерантность» / А. Г. Асмолов, Г. У. Солдатова, Л. А. Шайгерова // Век толерантности : науч.-пуб. вест. – М. : МГУ, 2001. – С. 8–18.
  4. Безбородова Л. А. Теория и методика музыкального образования : учеб. пособ. / Л. А. Безбородова. – 2-е изд. – М. : Флинта, 2014. – 270 с.
  5. Кабалевский Д. Б. Педагогические размышления : избр. статьи и доклады / Д. Б. Кабалевский. – М. : Педагогика, 1986. – 188 с.
  6. Майковская Л. С. Феномен этнокультурной толерантности в музыкальном образовании : автореф. дисс. на соиск. уч. степ. д-ра пед. наук : спец. 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования» / Л. С. Майковская. – М., 2009. – 48 с.
  7. Ростовський О. Я. Теорія і методика музичної освіти : навч.-метод. посіб. / О. Я. Ростовський. – Тернопіль : Навчальна книга-Богдан, 2011. – 640 с.
  8. Рудницька О. П. Педагогіка: загальна та мистецька : навч. посіб. / О. П. Рудницька. – Тернопіль : Навчальна книга-Богдан, 2005. – 360 с.