Состояние и динамика нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств

№90-1,

юридические науки

В статье на основе имеющихся официальных статистических данных рассмотрена картина преступности в виде нарушений правил дорожного движения и безопасности транспортных средств, выявлены тенденции развития этих преступлений, обобщены мотивы нарушений правил дорожного движения, исследованы основные причины ДТП. Полученные результаты могут использоваться для дальнейшего совершенствования мер профилактики данных преступлений.

Похожие материалы

В современной России проблема безопасности дорожного движения вышла на уровень криминальных угроз первостепенной важности. По данным, которые приводятся в Концепции федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах» ежегодно в Российской Федерации, и в ее регионах в результате дорожно-транспортных происшествий погибают и получают ранения свыше 270 тыс. человек.

О состоянии и динамике дорожно-транспортных преступлений можно судить по данным, приводимым в исследовании Д.Н.Юрпаловой. За период с 2007-2012 гг. в целом по стране количество дорожно-транспортных преступлений (далее ДТП) снижается. Так, в 2007 г. было зарегистрировано в официальной статистике 233 809 преступления, в 2008 г. — 218 322, в 2009 г. — 203 618, в 2010 г. — 199 431, в 2011 г. — 199 868. Тенденции сокращения наблюдаются и в отношении число погибших и раненных в ДТП. В частности в 2007 г. их количество составило 33 308, в 2008 г. — 29 936, в 2009 г. -27 659, в 2010 г. — 26 567, в 2011 г. — 27 953. Количество получивших ранения в ДТП в Российской Федерации в 2007 г. зафиксировано на отметке 292 206 чел., в 2008 г. — 270 883, в 2009 г. — 255 484, в 2010 г. — 250 635, в 2011 г. — 251 848.

Незначительный рост данных показателей отмечался в 2011 г., по сравнению с 2010 г. (+ 0,2 %), количества погибших (+5,2 %) и раненых (+0,5 %) в Российской Федерации.

Изложенные выше данные, характеризуют общую картину дорожно-транспортных происшествий за последние годы. Применительно к преступлениям в виде преступления в виде нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, выявленные тенденции не всегда выдержаны. Так, если в целом по стране в 2008 г. зарегистрировано 24 326 преступлений, в 2009 г. — 23 151, в 2010 г. 33 713, в 2011 г. — 34 888, в 2012 г. -37 553. Как видно из приведенных данных в отношении рассматриваемого нами преступления прослеживаются неблагоприятные тенденции роста исследуемых преступных деяний за период с 2008-2012 гг.

По имеющимся официальным данным, которые приводятся на сайте ГИБДД, в 2014 год имело место относительное снижение общего количества аварий на дорогах страны, в результате которых есть погибшие или пострадавшие люди. В частности, в период с января по декабрь прошлого года в стране было зафиксировано 199,720 аварий (-2,1% по сравнению с 2013 годом), в которых погибло 26,963 человека (-0,2%) и 251,785 ранено (-2,6%).

Снижение количества преступлений в виде преступления в виде нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств продолжилось и в 2015 -2017гг.

Таблица 1. Статистика преступлений в виде преступлений в виде нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств за 2010-2015 гг.

2011

2012

2013

2015

2016

2017

33713

-3,5

33488

+3,5

37553

+7,6

36128

-2,8

27937

-3,7

26347

-0,2

Между тем, анализ материалов прессы позволяет заключить, что опасность рассматриваемого вида преступности связана скорее с его последствиями, и относительное колебание его уровня не снижает внимания государства к данным проблемам. Так, только за период с 2001 г. по 2013 г. в России в результате дорожно-транспортных происшествий количество погибших составило свыше 399,7 тысяч челове. Наиболее остро данные проблемы ставятся в тех городах, где количество транспорта больше, а дорожная инфраструктура развита слабо, она недостаточно обеспечена материальными и техническими составляющими. На фоне роста уровня автомобилизации страны возрастает и диспропорция между темпами усовершенствования улично-дорожной системы, применяемыми техническими средствами организации дорожного движения и увеличивающейся интенсивностью движения. Эти процессы особенно характерны Республике Дагестан. Согласно имеющимся официальным статистическим данным, в 2015 году в авариях в Дагестане погибло более 500 человек, получили ранения более 2 тысяч. Свыше 75% аварий происходит по вине водителей, их нарушения чаще всего выражены в превышении скорости, выезде на встречную полосу, пренебрежениях к правилам проезда через перекрестки и т.д.

Анализ показателей статистики позволяет определить рейтинг аварийности региона как неблагополучный. Республика Дагестан в входит в первую десятку регионов РФ по числу аварий на 1000 автомобилей, по смертности и количеству раненых, и другим показателям.

Анализ состояния преступности предполагает оценку уровня ее латентности. Выделяя криминологический аспект латентной преступности, А.А. Акутаев понимает под ней совокупность преступлений, которые не учтены уголовной статистикой. По данным исследователей уровень латентности преступлений в виде преступлений в виде нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств относительно невысок и составляет примерно 2%. Это обусловлено с несколькими факторами. Раненные пострадавшие в дорожно-транспортных происшествиях всегда нуждаются в скорой медицинской помощи, поэтому информацию о совершенном наезде на потерпевшего скрыть объективно невозможно. В системе Министерства внутренних дел учет ДТП ведется двумя службами параллельно, следственные подразделения (подразделения дознания) и ГИБДД. Укрыть от регистрации данные преступления сложно. Поэтому они получают отражение в реальной статистике.

Анализ и обобщение данных социологических исследований автора, проведенных среди водителей маршрутного такси (легковые машины и малые автобусы) выявил следующий структурный расклад мотивации нарушений правил дорожного движения:

  • 45% водителей маршрутных такси превышают скорость с целью обеспечения выполнения плана, 24% — под воздействием пассажиров, которые опаздывают на самолет, поезд, в театр, гости и т.д. 19% — из желания не отставать от других, показать возможности своей машины и т.д.
  • Несколько иным является соотношение различных целей и мотивов превышения скорости у водителей грузовых автомобилей: 22% — выполнение плана, 32% — желание поскорей закончить поездку, вернуться в гараж, домой.
  • У водителей индивидуальных автомобилей мотивами превышения скорости являются: 35%- стремление не опоздать на работу, 21% -желание поскорей доехать до дома, завершить поездку, 23%; — испытать свой автомобиль, получить удовольствие от «экстремального вождения» и т.д.

При этом 48 % опрошенных водителей, допустивших такое нарушение, как превышение скорости, указали в анкете, что действовали сознательно.

Исследование показателей аварийности и ее динамики подтвердило выдвинутую гипотезу, что уровень рассматриваемого явления продолжает оставаться высоким и проявляет заметные тенденции роста. Как показывают материалы изученных нами уголовных дел и административные материалы наиболее распространенными видами нарушений правил дорожного движения являются: наезд на пешехода, препятствие и на стоящее транспортное средство, а также столкновение и опрокидывание. Примерно треть всех ДТП связаны с нарушениями скоростного режима. Выезд на полосу встречного движения становится причиной более чем 13 процентов дорожно-транспортных происшествий. В каждом восьмом дорожно-транспортном происшествии водитель, находился в состоянии опьянения, в каждое седьмом — не имел права на управление транспортным средством. Наибольшее число ДТП совершены водителями транспортных средств, которые принадлежат — 80%..

Изложенные выше соображения позволяют сделать вывод о необходимости создания эффективной системы профилактики дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. В центре профилактических мероприятий, прежде всего, должны находиться водители транспортных средств. Сегодня существующие меры профилактического воздействия в основном реализуются односторонне силами управомоченных на то государственных органов и должностных лиц, между тем в этот процесс активнее надо вовлекать и институты гражданского общества, и в том числе самих водителей, а также их ассоциации.обращения 05.05.2018)

Список литературы

  1. Постановление Правительства РФ от 03.10.2013 № 864 (ред. от 25.05.2016) "О федеральной целевой программе "Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах"[Электронный ресурс] // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_152847/ (Дата обращения 05.05.2016)
  2. Юрпалова Д.Н. Состояние и динамика дорожно-транспортных преступлений, совершаемых женщинами// Теория и практика общественного развития Выпуск № 6 / 2013. – С.232
  3. ГИБДД опубликовала статистику аварий по итогу 2014 года[Электронный ресурс] //http://www.1gai.ru/publ/514267-gibdd-opublikovala-statistiku-avariy-po-itogu-2014-goda.html(Дата обращения 05.05.2016)
  4. Сведения о показателях состояния безопасности дорожного движения [Электронный ресурс] // Официальный сайт ГУОБДД МВД России. URL : http://www.gibdd.ru/stat/ (Дата обращения 05.05.2018)
  5. Постановление Правительства РФ от 03.10.2013 № 864 (ред. от 25.05.2016) "О федеральной целевой программе "Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах"[Электронный ресурс] // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_152847/ (Дата обращения 05.05.2018)
  6. Акутаев Р.М. Проблемы латентной преступности: Учебное пособие по спецкурсу. – Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2001.
  7. Неверов В. И. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств [Электронный ресурс]: уголовно-правовое и криминологическое исследование : дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.08. - Саратов: РГБ, 2007. – С.101.
  8. Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 -2012 годах» // Собрание законодательства РФ.2006. № 9. Ст. 1020. [Электронный ресурс]// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_152847/ (Дата