Значения национального и духовного богатство в воспитании молодого поколения

№89-1,

юридические науки

В статье рассмотрены идея развития учений народов Востока, в том числе ученых-мыслителей Узбекистана о национальной независимости. Настоящая ценность это идеи и понятия, прошедшие испытания историей, полностью соответствующие национальным интересам, мечтам и стремлениям сегодня меняю и завтрашнего дня, требованиям демократического общества. Делая вывод, можно сказать что именно национальная идея способствует национальному и интернациональному воспитанию молодежи, способствует осознанию или узбекской государственности, ознакомлению с традициями, идеями и культурой узбекского народа, приобщению к их национальному наследию. Эти качества молодежи являются критериями высокой духовности личности, именно такая молодежь будет вносить свой достойный вклад в строительство демократического государства.

Похожие материалы

Как нам известно, каждая нация имеет историю развитию национальную идею которая является одной из условий существования этой нации которая всегда, везде и во всём ищет путь поиска своей национальной идеи в условиях глубинных сдвигов и истории политических-правовых идей, учений народов всех стран мира.

Также история древнего Турана начинав борьбу против Ахаменидов во главе Томариса, Ширака, Спитамена защищая страну возложили эпоху идею национальной идей. Дальнейшую развитию мы видим как народы Средней Азии, в том числе Узбекистана имеют богатую, самобытную культуру, составной частью которой является политико-правовая учения, идея, уходящая своими корнями п глубокую древность. Есть и периоды, резко выделяющиеся своей насыщенностью, активностью различных общественно-политических сил как джадиды и значительным развитием политико-правовой мысли. Один из таких периодов и истории народов Узбекистана охватывает эпоху Восточного Ренессанса IX — XII веков.

Изучение особо значима в силу того, что политико-правовые проблемы, с которыми мы столкнулись после приобретении государственной независимости, в той или иной степени поднимались еще тогда учеными энциклопедистами а также государственными деятелями как Ибн Сина, Исмаил Саманид, Амир Темур, Бабур, Улугбек, Алишер Наваи и др…

Основные идеи национальной независимости являются теоретически оформленные в доктрину (учение) взгляды.

Закономерностью развития национальной идей а также политико-правовой идеологии является то, что любое учение о государстве, праве, политике разрабатывается с учетом современной ему политико-правовой действительности, которая обязательно отражается в самом, казалось бы, абстрактном теоретическом построении.

История политических и правовых учений развивается неравномерно. В истории каждой страны или группы стран были эпохи, когда одна за другой возникали новые политические и правовые доктрины, любая из которых отличалась от остальных содержанием и выводами Эти эпохи сменялись периодами апатии, потери интереса к политико-правовой идеологии, воспроизведением и повторением давно известных идей.

Основной причиной развития политико-правовой идеологии являются исторически возникающая острота проблем государства и права, повышенный интерес общества к этим проблемам.

Известно, что идейное наследие прошлого и гражданское сознание получило в независимом Узбекистане актуальное звучание — потому и изучение исторических предпосылок его становления представляет практическую ценность. «В решении таких актуальных задач мы будем опираться на исторически сформировавшиеся в течение многих веков национальные традиции, богатое духовное наследие нашего народа. — отмечал в этой связи Ш.М.Мирзиёев.

Это гуманистическое начало, которое позволяет нашей нации, нашему народу чувствовать себе уверенно в сообществе. Вместе с тем второе, что должно быть связано с этим, — это постоянное стремление осваивать высоты мировой науки и мысли. Поэтому в Самарканде организован Международный научно-исследовательский центр Имама Бухари, в Сурхандарье — научно-исследовательский центр Имама Термизи. Организуются школы хадисоведения в научном центре Имама Бухари в Самарканде, изучения каляма — при центре Имама Матуриди, школы исламского права — в научном центре Маргинани в Фергане, суфизма — в центре Бахоуддина Накшбанда в Бухаре, догматики — в центре Абу Муин Насафи в Кашкадарье.

В возводимом в соответствии с постановлением Президента нашей страны от 23 июня 2017 года Центре исламской цивилизации при Кабинете Министров Республики Узбекистан начата работа по изучению и научному исследованию огромного духовного наследия наших предков, их вклада в развитие мировой науки.

Также сегодня всем известно, что в Узбекистане принят Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах, где уделено особое внимание вопросам укрепления безопасности, религиозной толерантности и межнационального согласия. Осуществляемая в данном направлении работа еще более укрепляет атмосферу единства и сплоченности, доброты и милосердия в нашем обществе.

Президент Узбекистан Шавкат Мирзиёев на 72-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН выдвинул предложение по принятию специальной резолюции Генеральной Ассамблеи «Просвещение и религиозная толерантность». Основной ее целью является содействие утверждению толерантности и взаимного уважения, обеспечению религиозной свободы, защите прав верующих, недопущению их дискриминации о которой всегда мечтали народы Востока, которая всегда была основной мотивации национальной идеологии.

Достижение независимости создала возможность для Узбекистана совершенно новые пути и перспективы по созданию нового общества на основе национального социально — экономического и духовного развития. Эти перспективы и пути должны основываться, прежде всего, на выявление и реализации внутренних материальных и духовных возможностей народов Узбекистана, его экономических природных возможностей.

В области духовно — нравственного развития это, прежде всего, предусматривает необходимость интенсивного выявления ценностей национальной культуры и мобилизации их на осуществление поставленных новых задач по созданию нового общества, на организации всего населения республики, прежде всего молодого поколения, вокруг осуществления этих новых задач.

Выявление и мобилизации ценностей национальной культуры, прежде всего, зависит от необходимости расширенного изучения истории культуры, использования культурного наследия, всех духовных богатств, созданных нашим народом в прошлом. Широко известно, что народы Узбекистана являются одной из стран в Центральной Азии, имеющих древнюю историю, многовековую культуру, огромные духовные ценности. Эти ценности служили в течении многих веков не только для дальнейшего развития самого народа Узбекистана, региона Средней Азии, но и всего мусульманского Востока. Такие имена как Хорезми, Фергани, Бухари, Фараби, Ибн Сина, Беруни и другие широко известны мировой науки и культуры. Они, являясь выходцами из Средней Азии прославили свой народ, культурные ценности своего народа на весь Восток, внесли огромный вклад в развитие мировой культуры.

Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев в своих выступлениях, в своих книгах не однократно подчеркивает глубокое изучение культурного наследия, духовных богатств, созданных нашим народом в прошлом и широкое использование их в создании новых национальных ценностей будущего Узбекистана, в становление его развитое, процветающее и сильное государство. «Наследие великих предков — бесценное духовное богатство нашего народа»,-сказал президент Шавкат Мирзиёев 26 мая посетив мавзолей и мечеть Сузук-ота в Шайхантахурском районе нашей столицы. Под руководством Президента нашей страны Шавката Мирзиёева осуществляется большая работа по возрождению национальных обычаев, традиций и ценностей народа, нашей священной религии, глубокому изучению богатого наследия наших великих мыслителей, благоустройству мест их упокоения, сохранению исторических памятников. Сузук-ота, получивший от рождения имя Мустафокул, родился в 1140 году. Он был младшим сыном Гавхари Хуштож — дочери Ахмада Яссави. Дед, качая маленького внука на коленях, часто приговаривал: “Мой дорогой, любимый (сузигим), добро пожаловать!”, поэтому окружающие стали мальчика звать именно так. Сузук-ота воспитал сотни учеников, обучил ремеслам, честному труду. В 1363-1364 годах наш великий предок Амир Темур на могиле внука Яссави Сузука-ота построил мавзолей и мечеть.

В годы независимости это священное место поклонения было восстановлено, благоустроено. В сходе граждан махалли “Сузук-ота” проживает более пяти тысяч человек. В махалле развиты ремесленничество, плотницкое дело, резьба по дереву.

В Новой Конституции независимого Узбекистана, принятой в 1992 году на одиннадцатой сессии верховного совета республики Узбекистан двенадцатого созыва после всенародного ее обсуждения, также подчеркивается высокое уважение к народным традициям, их использование в создании нового общества, что она, Новая Конституция, опирается на исторический опыт узбекской государственности.

Проведение юбилеев выдающихся мыслителей, деятелей культуры прошлого нашего народа, Бахаутдина Накшбанда, Улугбека, Замахшари, Амира Темура и др. по специальному указу президента республики Узбекистан является ярким доказательством глубокого уважения нового независимого Узбекистана не только к своим культурным национальным ценностям, нового подхода к истории культуры, к прошлому духовного развития народа. Эти указы свидетельствуют и о необходимости широкого использования этих культурных ценностей прошлого, творческого наследия этих мыслителей в создании новой духовности народов Узбекистана, в широком использовании их в воспитании молодого поколения, в духе преданности своей Родине, богатствам своего народа, ценностям своей культуры, к общечеловеческим идеалам, воспетых в творчестве этих мыслителей.

Как подчеркивал Президент Республики Узбекистан Ш.Мирзиёев Наследие великих предков — бесценное духовное богатство нашего народа. Ибо нет будущего без памяти о прошлом. История — мудрый учитель для всех поколений. В истории народов Узбекистана рассматриваемого периода много поучительного, интересного и познавательного. Ее уроки, оригинальные идеи могут служить развитию государственно-правовых институтов, росту политико-правового сознания народов Узбекистана.

Выдающийся мыслитель и естествоиспытатель средневековья Аль-Бируни свои социально-политические взгляды выражал через исследование и сопоставление культур различных народов — в частности, индийской, греческой и арабской. Он полагал, что различные культуры в их лучших элементах объединяет приверженность гуманистическим ценностям. Так он полагал, что не существует принципиальных различий в философских основах религии ислама и индуизма. Он полагал, что все религии равноценны по своим мировоззренческим предпосылкам. Он считал, что Коран по своей сути в прямой гармонии с другими религиозными верованиями. Обоснование единства различных религий находится в прямой связи с представлением об универсализме гуманистических ценностей, а в конечном счёте, с пониманием равноправия всех народов.

Великий ученый-энциклопедист эпохи средневековья Абу Али ибн Сина (980-1037). Родился он в селении Афшона вблизи Бухары. Усердно занимаясь различными науками, он к семнадцати годам стал уже авторитетным врачом и ученым. Успешно вылечив заболевшего эмира Нуха ибн Мансура, Ибн Сина получает доступ в знаменитое книгохранилище Саманидов в Бухаре, что дает ему возможность углубить свои медицинские и философские познания. В то же время он пишет свое первое философское произведение "Исследования о душевных силах". Научное наследие Ибн Сины (европейцы его называли Авиценной) огромно и охватывает все области человеческого знания того времени. Им было написано более 450 произведений. Из них 40 по медицине, 30 по естествознанию, 185 по философии, логике, психологии, геологии, этике, 3 по музыке и др. До нас дошли около 240 его трудов.

Полным же именем будущеого ученого стало Абуали Хусейн ибн Абдуллах ибн-Хасли Абу Али ибн-Сино (Абдуллах — имя отца имянаречённого, Хасан — имя деда, Сино, как считают исследователи, — прозвище отца или фамильное то ли имя, то ли прозвище). Накануне празднования 1000-летия со дня рождения Ибн Сины в Таджикистане разгорелась дискуссия с участием видных филологов и других учёных: как правильно называть и правильно писать имя юбиляра. Единогласие достигнуто не было, "постановили" так: в сокращённом виде звать его Абуали ибни Сино; в начале предложения писать Ибни Сино, а в тексте — ибни Сино; слово "Сино" не склонять. Правда, среди таджиков и иранцев как было широко распро-странено, так и осталось сокращённое имя Абуали ибни Сино — "Буалп" (так он сам именовал себя в своих стихах, так называется площадь в иранском городе Хамадане, где находится мавзолей учёного). Однако Большая Советская Энциклопедия (М., 1972) "канонизировала" имя великого энциклопедиста так: Ибн Сина, Абу Али Хусейн ибн Абдаллах (латинизированное Авиценна); "и того проще: Ибн Сина (латинизированное Авиценна, Avicenna). Во многих современных книгах на русском языке, в том числе в научных, великого энциклопедиста называют и Ибн Сина, и с дефисом: Ибн-Сина, и Абу-Али Ибн-Син и Абу-Али...

Общественно-политические взгляды выдающегося учёного и философа Ибн-Сины сформированы в тесной связи с его гуманистическим пониманием места человека на земле. Ибн-Сина считал современное ему феодальное общество в значительной мере консервативным, не стесняющим свободу человека. В противоположность феодальному совершенным Ибн-Сина считал такое государство, в котором процветают науки. Он полагал, что необходима тесная связь между различными народами и государствами.

Ибн-Сина полагал, что "человек не может удовлетворять свои личностные потребности иначе как в общении с другими людьми. Если бы каждый делал всё сам, то на плечи каждого легла бы тяжёлая, непосильная ноша. Следовательно, необходимы соглашения между людьми".

В 1002г. Ибн Сина приезжает в Хорезм. Здесь он самоотвержденно работает в знаменитой по тем временам академии Маъмуна в Ургенче, знакомится и сотрудничает с Беруни. Научные интересы Ибн Сины развивались в основном в двух направлениях: в медицине и философии. Философия Ибн Сины, изложенная в "Китаб аш-шифо" ("Книга исцеления"), составляет целую эпоху в истории восточной философии.

Однако мировую славу ему создал его классический сводный труд по медицине "Канон фит — тиб" ("Канон врачебной науки"). В книге "Данишнамэ" ("Книга знаний") изложены его естественно — научные и философские взгляды. Перевод на латинский язык его труда "Канон врачебной науки" был опубликован в конце XV в. в числе первопечатных книг, и западная медицина находилась под прямым воздействием Канона. Ибн Сина стоит в одном ряду с таким медицинскими светилами, как Гиппократ и Галлен.

Авиценна внес фундаментальный вклад во все науки своего времени. Он изучал движение звезд, состав и строение различных материалов. Но особенно сильное влияние он оказал на развитие медицины, где подробно описал многие болезни, которые до него не могли даже определить. Уже в XI в. высказал мысль о микробах как переносчиках инфекционных заболеваний. Примером своей жизни Авиценна показал огромные возможности человеческого разума, способного постигать тайны природы, показал силу знаний, преобразующих жизнь. По данным ученых Ибн Сина написал более 450 трудов, из них до нас дошли около 240.На арабском и таджикско-персидском языках сохранился ряд поэтических и литературоведческих произведений Ибн Сины

Творчество Ибн Сины имело большое значение для развития литературы не только в Средней Азии, но и на всем Востоке. Наряду с многочисленными стихами философского и лирического содержания дошли до нас и девять его поэм — урджузы, причем восемь из них посвящены медицине.

Изучая арабскую литературу, Ибн Сина глубоко познакомился с классиками арабской поэзии, что сыграло немаловажную роль в формировании его как поэта. Сначала он писал небольшие стихотворения, а позже касыды и поэмы. Таким способом он пропагандировал науку среди народа.

Общественно-политические взгляды выдающегося учёного и философа Ибн-Сины сформированы в тесной связи с его гуманистическим пониманием места человека на земле. Ибн-Сина считал современное ему феодальное общество в значительной мере консервативным, не стесняющим свободу человека. В противоположность феодальному совершенным Ибн-Сина считал такое государство, в котором процветают науки. Он полагал, что необходима тесная связь между различными народами и государствами.

Ибн-Сина полагал, что "человек не может удовлетворять свои личностные потребности иначе как в общении с другими людьми. Если бы каждый делал всё сам, то на плечи каждого легла бы тяжёлая, непосильная ноша. Следовательно, необходимы соглашения между людьми".

Ибн Сина, сыгравший огромную роль в развитии философии и естественных наук, неоднократно в течение своей жизни заключался в тюрьму и изгонялся, а труды его, признававшиеся еретическими, сжигались, что подчеркивает его новаторство в науке и расхождение с догмами ислама. На Востоке и на Западе о нём говорили:

  • Со своим многогранным гением он есть целая культура».
  • Ибн Сина — «Шайх-ур-раис», то есть глава (наставник) учёных
  • Ибн Сина — отец (князь, король) врачей» Великий английский философ Фрэнсис Бэкон (1561-1626) назвал его «вождём и главой философов». Труды ибн Сины хорошо знал Леонардо да Винчи, им восхищался Микеланджело…

Природные способности этого человека были поразительными, трудолюбие — невероятным, бескорыстие — неподдающимся объяснению. Он не раз бывал везиром, но ещё чаще — изгнанником и узником. А ещё он был поэтом…

…Великий шведский натуралист и первый президент Шведской Академии наук Карл Линней (1707—1778) дал имя Ибн Сины вечнозелёному растению рода вербеновых в знак бессмертия его идей и славы.

Как он работал: "Труд для меня — это жизнь, а всё остальное — только существование".

Ибн Сина характеризует человека, в отличие от всех других живых существ, тем, что он называет надеждой, а стремление к созданию идеального человеческого объединения, которое Ибн Сина называет Справедливым Градом, он считает условием осуществления истинной человечности как таковой.

В "Книге исцеления" Ибн Сина описывает человека, который должен управлять человеческим объединением. Его представления об идеальном правителе не совсем совпадает с исламским. В "Книге знания" он описывает призванных управлять людьми следующим образом: "Они знают мыслимое без помощи учителя и грамоты, только догадкой и посредством связи с миром ангелов. Они постигают наяву положения тайного мира путём мышления и получают откровение". Свойство души, позволяющее осуществить всё это, Ибн Сина называет "миром пророчества" или "непогрешимой (священнической — кудеи) способностью". Таких людей он называет людьми особого рода, каждый из них как бы един в двух лицах: он и философ, и пророк. В качестве примера он называет великих греков — Пифагора, Сократа, Платона, Аристотеля. Конечно, их можно считать предводителями человечества. Но они не были правителями. Удел философа — умостроительство "Справедливого Града".

Но... правитель-практик, даже обладай он способностью "постижения наяву положений тайного мира", почему-то создаёт грады несправедливые. Философ же рядом с властью — не власть, а правитель рядом с философом — не философ. Ибн Сина убедился в этом на собственном опыте везира…

Широко известно, что народы Узбекистана являются одной из стран в Центральной Азии, имеющих древнюю историю, многовековую культуру, огромные духовные ценности. Эти ценности служили в течении многих веков не только для дальнейшего развития самого народа Узбекистана, но и всего мусульманского Востока. Такие имена как Хорезми, Фергани, Бухари, Фараби, Ибн Сина, Беруни и другие широко известны мировой науки и культуры. Они, являясь выходцами из Средней Азии прославили свой народ, культурные ценности своего народа на весь Восток, внесли огромный вклад в развитие мировой культуры.

Как нам известно, Шавкат Мирзиёев на состоявшейся 18 октября 2016 года в Ташкенте церемонии открытия 43-й сессии Совета министров иностранных дел Организации исламского сотрудничества инициировал создание при мемориальном комплексе Имама Бухари международного научно-исследовательского центра, специализирующегося на изучении исламской культуры, богатого и многогранного наследия наших великих предков, внесших огромный вклад в развитие мировой цивилизации.

31 августа 2018 года Узбекистан отмечал День независмости. И на выступление Президента Шавката Мирзиёева на торжественном собрании, посвященном 27-й годовщине государственной независимости Республики Узбекистан отметил что, «В этот знаменательный день я с сыновней любовью низко кланяюсь нашему трудолюбивому, мужественному, великодушному и благородному народу, который является созидателем всех наших свершений и побед. Хочу выразить всем соотечественникам свои самые добрые, сердечные пожелания.

Сегодня все мы желаем крепкого здоровья и долголетия нашим уважаемым ветеранам!

Пусть будут здоровыми и счастливыми наши заботливые матери, милые, прекрасные женщины — хранительницы семейного очага. Ведь когда счастлива женщина, мать — процветает все общество!

Пусть будет счастливой жизнь наших детей и внуков!

Пусть всегда в нашей стране царят мир и спокойствие, будет чистым небо над нашей Родиной!

Пусть будет вечной наша независимость!».