Основные направления развития речи в процессе обучения родному языку

№90-1,

педагогические науки

В статье освещается вопрос обогащения словарного запаса учащихся в школе, который реализуется различными путями.

Похожие материалы

Обозначение единицы речи — это любое слово или состоящее из звуков смысловое значение, это часть предложения. С помощью слова мы ясно выражаем абстрактные понятия и описываем наши мысли. Современный узбекский литературный язык имеет очень богатый словарный запас. В частности в "Толковом словаре узбекского языка " — даётся смысловой комментарии 60 000 словам и понятиям.

Это, в основном, общенародные слова использующиеся в узбекском литературном языке. Существуют множество слов не включённые в данный словарь, но которые люди используют диалектные слова, специальные термины специальностей, названия местностей, имёна, прозвища, псевдонимы, если всех их добавить, увеличится количество слов до 300 тысяч. Дело в том, что, если учесть наличие свыше сотни слов имеющие много значений и тысячи слов имеющие 2-3 и даже свыше десятков смысла, учитывая существование устойчивых соединений и наглядных выражений, их число увеличится еще больше.

Своеобразие обогащения детского словаря этой богатой сокровищницей в том, что усвоение его идет не только на уроках родного языка, но и во всех сферах деятельности — на улице в семье, в школе, в процессе обучения других дисциплин.

Математика, физика, химия, музыка и другие предметы, радиопередачи и телевидение, медиа, искусство, литература, социальная среда, окружающая детей — это все источники увеличения словарного запаса учащихся.

Обогащение словарного запаса учащихся в школе это сложный процесс и он реализуется следующими путями:

1. Читатели знакомятся со словами и фразами, незнакомыми им. В речи в языковой панели только слова, которые появляются в связи с социально-экономическим развитием, но и в первый раз они столкнулись новые слова доступны. Таким образом, они в художественном тексте сталкиваются с множеством слов и словосочетаний, таких как, новое слово в их языке, но не новой для читателя.

Новые слова каждый день изучают учащиеся при изучении различных дисциплин и в том числе родной язык и литература. Кроме этого все свободное от учёбы время они сталкиваются с новыми понятиями и словами на улице, дома, махалле и т.д. Языковые явления в процессе обучения интерпретируются значения новых слов и незнакомых им терминов.

2. Ознакомление учащихся с новыми значениями и смыслами слов . Как известно, многие дети не могут овладеть всеми смыслами и значениями слов сразу. ли всеми смыслами сразу, этот сложный процесс реализуется поэтапно. В младших классах ученик имеет первычный смысл а в последующих классах постепенно имеет возможность усваивать и другие значение этих слов.

Для этого проводится анализ успеваемости учеников со стороны педагога по родному языку детской речи.

3. Перевод малоиспользующихся слов в речи ученика в частое использование. Во многих случаях если даже ученик знает значение слова но всеравно мало его использует в речи. В целях решения этого вопроса рекомендуется использование в тексте другие слова с этими значениями посредством проставления точек..... на уроках выполняя упражнения.

4. Устранение слов в речи учащихся не подходящих литературному языку. Известно, что существуют слова в речи учащихся не встречающиеся в литературном словаре или имеющее другое произношение слова (местные диалект, архаичные слова) мешающие чистоте, понятливости и литературности речи. В целях предотвращения данной проблемы необходимо прописывание слов различающихся с литературным языком, использование замены литературным словом архаичные или диалектные слова в тексте.