Развитие и воспитание личности

№92-1,

педагогические науки

В этой теме внимание уделяется учению о развитии личности, о роли наследственности, среды, воспитания в сложном процессе её формирования.

Похожие материалы

Развитие является общим свойством, присущим природе и обществу в целом и каждой личности. Под развитием понимается изменение, переход из одного состоянии в качественно другое, более совершенное.

Учёные, исследуя проблему развития человеческого общества, пришли к выводу, что личность является продуктом определенного общественного строя, обуславливающего взаимодействие биологических факторов, социальной среды и воспитания.

Существенные изменения в формировании личности юношей и девушек происходят в результате акселерации — ускоренного развития детей и подростков.

Современные учёные рассматривают природные задатки, получаемые человеком по наследству, лишь как потенциальные возможности, необходимые условия, анатомо-физиологические предпосылки развития организма, но не определяющие факторы развития. В зависимости от социальных условий, в которых происходит это развитие, наследственные задатки (как потенциальные возможности развития) либо будут служить основой для развития соответствующих способностей и других психических качеств личности, либо вовсе не будут обнаружены. Человек становится личностью в процессе активного взаимодействия со средой.

Современная наука определяет важную роль деятельности и общения в развитии личности. Чем разнообразнее деятельность, в которую включается ребёнок, тем успешнее он развивается разносторонне. Разумно организованное общение также способствует формированию личности.

В процессе различных видов деятельности ребёнка и подростка, включения их в разнообразные связи и отношения, происходит всесторонне развитие личности, формируется его отношение к жизни, миру. В учебной деятельности школьников постоянно возникают противоречия между новыми познавательными задачами, потребностью их решения и уже приобретёнными знаниями, умениями н навыками, уровнем мышления.

Следует отметить, что самовоспитание представляет собой высшую форму участия личности в собственном развитии.

Успех воспитания зависит от знания закономерностей возрастного развития детей и умений, выявлять индивидуальные особенности каждого ребёнка. Отсюда важно знать возрастную периодизацию в развитии детей, учитывать возрастные особенности.

В обучении и воспитании детей большое значение имеет учёт их индивидуальных особенностей.

В широком смысле под воспитанием понимается целенаправленное систематическое управление процессом формирования личности в целом, или её отдельных качеств в соответствии с потребностями общества, а в узком смысле -это процесс формирования мировоззрения, духовно-нравственных и эстетических качеств, физических сил и способностей, организации жизненного опыта учащихся.

Под образованием понимается процесс и результат приобретения учащимися систематизированных знаний, умении и навыков.

Под обучением следует понимать такую познавательную деятельность, в которой учащиеся пол руководством учителя овладевают системой знаний, умений и навыков, развивают свои познавательные, творческие силы и способности, формируют мировоззрение.

Вопросы воспитания и обучения рассматриваются другими науками, например, психологией, социологией, кибернетикой, философией. Педагогика же исследует закономерности воспитании и обучении как специфических, педагогических явлений, изучает их содержание и методы, используя добытое в этом отношении другими науками. Теоретическое обоснование науки о воспитании подрастающего поколения связано с именем великого чешского педагога Я. Л. Коменского.

В систему педагогических наук входят: общая педагогика, педагогика высшей школы, специальная педагогика (сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика, логопедия) методика обучении отдельным предметам, истории педагогики, сравнительная педагогика, дошкольная педагогика, семейная педагогика и т.д.

Источники науки: учения выдающихся государственных общественных деятелей о воспитании образовании, обучении, труды: Президента РУз. И. А. Каримова, по вопросам образования и воспитания; законы «Об образовании», «Национальная программа по подготовке кадров», критическое использование исторического наследия в области воспитания, образования и обучения, изучение и обобщение опыта воспитания в школах, лицеях, колледжах, в семье и т.д.