Принцип сбалансированности государственного бюджета является одним из основополагающих принципов бюджетной системы РФ. Этот принцип даже при дефиците бюджета позволяет достичь баланса между величиной поступлений и величиной расходов. Если это принцип не соблюдается, то нет и равновесия. Актуальность данной темы обуславливается тем, что государственный бюджет должен быть максимально сбалансирован по расходам и доходам.
Проблеме сбалансированности и дефицитности бюджета огромное внимание уделяют экономические науки, так как сейчас наблюдается увеличение числа стран с большим его дефицитом. Поэтому поиск оптимального решения проблем дефицитного бюджета и его сбалансированности — это одна из самых важных задач экономической политики практически каждого государства.
Расходы государственного бюджета — это денежные средства, которые направлены на финансовое обеспечение функций и задач местного и государственного самоуправления. Бюджет — финансовая категория, важная составляющая государственных и муниципальных финансов. Сущность бюджета обусловлена сущностью общественно-политического строя страны. Бюджет удовлетворяет потребности государства в денежных средствах вне зависимости от общественно-экономических формаций.
Такие термины, как дефицит и профицит, появляются в связи с несбалансированностью бюджета. Профицит — это превышение доходов над расходами, дефицит — обратное понятие, подразумевающее превышение расходов над доходами. Соблюдение баланса государственного бюджета является одним из важнейших вопросов в экономике страны. Поэтому, несомненно, важны методы его урегулирования.
Для Российской Федерации характерен подход балансирования бюджета в среднесрочной перспективе. В 2004 г. был создан Стабилизационный фонд, за счет средств которого правительство планировало покрывать дефицит бюджета в периоды спада экономики. Его создание было связано с тем, что до 2009 г. доходы государственного бюджета превышали расходы, то есть существовал профицит бюджета, и Стабилизационный фонд стал своего рода специальным финансовым резервом страны. Динамика расходов и доходов государственного бюджета РФ отражена в таблице 1.
2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | |
Доходы государственного бюджета (млрд. р.) | 3428,9 | 5127,2 | 6276,3 | 7779,1 | 9275,9 | 6956,9 |
Расходы государственного бюджета (млрд. р.) | 2698,9 | 3514,3 | 4281,3 | 5983,0 | 7570,9 | 9917,8 |
Дефицит/профицит (млрд. р.) | +730 | +1621,8 | +1995,0 | +1796,1 | +1705,0 | -2960,9 |
Стабилизационный фонд был частью системы в формировании дохода государственного бюджета России. Порядок управления Фондом осуществлялся Правительством РФ, а непосредственно управление средствами велось Министерством финансов Российской Федерации. После начала кризиса, в 2008 году, сложилась экономическая ситуация, заключавшаяся в том, что средств, зачисляемых в Фонд, стало недостаточно для обеспечения бюджетной стабильности. Вследствие этого Стабилизационный фонд был преобразован в Резервный фонд РФ и Фонд национального благосостояния РФ. В 2009г. большая часть средств из Резервного фонда была потрачена на покрытие дефицита бюджета. В 2010-2012гг. увеличивается часть государственных заимствований в финансировании дефицита государственного бюджета для сохранения бюджетных резервов. В 2009г. до 1 января 2013г. была приостановлена норма Бюджетного кодекса Российской Федерации, ограничивающая общий объем других источников финансирования дефицита государственного бюджета одним процентом прогнозируемого ВВП. Начиная с 2010г. страна находится на рынке внешних заимствований. Для обеспечения сбалансированности государственного бюджета объем других источников финансирования дефицита госбюджета составил в 2010 году 2,0% к ВВП, в 2011 году — 2,7% к ВВП, в 2012 году — 1,6% к ВВП.
Данные о дефиците государственного бюджета в 2010-2013 гг. представлены в таблице 2.
2010 г. | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. (проект) | |
Доходы государственного бюджета (млрд. р.) | 8305,4 | 11068,6 | 11779,9 | 12705,9 |
Расходы государственного бюджета (млрд. р.) | 10117,5 | 11098,5 | 12656,4 | 13730,6 |
Дефицит/профицит (млрд. р.) | -1812 | -29,9 | -876,6 | -1024,7 |
Для покрытия дефицита бюджета используются внешние и внутренние заимствования, однако помимо них в РФ вводятся изменения в налоговое законодательство. В 2010г. ЕСН заменили на страховые взносы в Пенсионный фонд, ФСС, ФОМС. С 2011г. ставки взносов повысились с 26 до 34%. С 2015г. планируется отмена всех льгот, все страхователи будут уплачивать взносы по равным ставкам. В результате должна увеличиться доля поступлений в Пенсионный фонд.
Одним из возможных долгосрочных источников стабилизации доходов бюджета правительство РФ считает Таможенный Союз России, Белоруссии и Казахстана. В результате образования единого таможенного пространства будет стимулироваться развитие экономики России и других стран в составе союза, что будет обеспечивать рост ВВП и доходы государственного бюджета РФ.
Соблюдение сбалансированности бюджета — трудная задача на каждом уровне управления, а особенно на государственном уровне. Для соблюдения этого принципа следует рационально тратить остатки средств. Доходная часть бюджета должна в основном стать социально-ориентированной системой, не угнетающей население страны. Это важно, потому что от того, насколько экономически развит каждый житель страны, зависит и величина налоговых поступлений в бюджет, обеспечивающих его доходность.
Для достижения этой цели необходимо создать в стране благоприятный инвестиционный климат при помощи налоговых льгот. Немаловажным является развитие науки и техники для ускорения роста экономики. Это в свою очередь приведет к переходу от экспорта сырья к экспорту высокотехнологичного оборудования. Но самое важное — это правильный план вложения средств таким образом, чтобы они приносили прибыль.
Все затраты, связанные с реформированием системы, будут покрыты тем, что в результате них начнется экономический рост и развитие технологий и производства. Это, в свою очередь, и станет источником доходной части бюджета.