Проблема сбалансированности государственного бюджета Российской Федерации

№12-1,

Экономические науки

В статье рассматривается проблема сбалансированности государственного бюджета Российской Федерации. Дается определение понятия сбалансированности бюджета, предлагаются пути решения поставленной проблемы и возможные источники стабилизации бюджета РФ.

Похожие материалы

Принцип сбалансированности государственного бюджета является одним из основополагающих принципов бюджетной системы РФ. Этот принцип даже при дефиците бюджета позволяет достичь баланса между величиной поступлений и величиной расходов. Если это принцип не соблюдается, то нет и равновесия. Актуальность данной темы обуславливается тем, что государственный бюджет должен быть максимально сбалансирован по расходам и доходам.

Проблеме сбалансированности и дефицитности бюджета огромное внимание уделяют экономические науки, так как сейчас наблюдается увеличение числа стран с большим его дефицитом. Поэтому поиск оптимального решения проблем дефицитного бюджета и его сбалансированности – это одна из самых важных задач экономической политики практически каждого государства.

Расходы государственного бюджета – это денежные средства, которые направлены на финансовое обеспечение функций и задач местного и государственного самоуправления. Бюджет - финансовая категория, важная составляющая государственных и муниципальных финансов. Сущность бюджета обусловлена сущностью общественно-политического строя страны. Бюджет удовлетворяет потребности государства в денежных средствах вне зависимости от общественно-экономических формаций.

Такие термины, как дефицит и профицит, появляются в связи с несбалансированностью бюджета. Профицит – это превышение доходов над расходами, дефицит – обратное понятие, подразумевающее превышение расходов над доходами. Соблюдение баланса государственного бюджета является одним из важнейших вопросов в экономике страны. Поэтому, несомненно, важны методы его урегулирования.

Для Российской Федерации характерен подход балансирования бюджета в среднесрочной перспективе. В 2004 г. был создан Стабилизационный фонд, за счет средств которого правительство планировало покрывать дефицит бюджета в периоды спада экономики. Его создание было связано с тем, что до 2009 г. доходы государственного бюджета превышали расходы, то есть существовал профицит бюджета, и Стабилизационный фонд стал своего рода специальным финансовым резервом страны. Динамика расходов и доходов государственного бюджета РФ отражена в таблице 1.

Таблица 1. Динамика расходов и доходов государственного бюджета РФ (2004-2009 гг.)

 

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Доходы государственного бюджета (млрд. р.)

3428,9

5127,2

6276,3

7779,1

9275,9

6956,9

Расходы государственного бюджета (млрд. р.)

2698,9

3514,3

4281,3

5983,0

7570,9

9917,8

Дефицит/профицит (млрд. р.)

+730

+1621,8

+1995,0

+1796,1

+1705,0

-2960,9

Стабилизационный фонд был частью системы в формировании дохода государственного бюджета России. Порядок управления Фондом осуществлялся Правительством РФ, а непосредственно управление средствами велось Министерством финансов Российской Федерации. После начала кризиса, в 2008 году, сложилась экономическая ситуация, заключавшаяся в том, что средств, зачисляемых в Фонд, стало недостаточно для обеспечения бюджетной стабильности. Вследствие этого Стабилизационный фонд был преобразован в Резервный фонд РФ и Фонд национального благосостояния РФ. В 2009г. большая часть средств из Резервного фонда была потрачена на покрытие дефицита бюджета. В 2010-2012гг. увеличивается часть государственных заимствований в финансировании дефицита государственного бюджета для сохранения бюджетных резервов. В 2009г. до 1 января 2013г. была приостановлена норма Бюджетного кодекса Российской Федерации, ограничивающая общий объем других источников финансирования дефицита государственного бюджета одним процентом прогнозируемого ВВП. Начиная с 2010г. страна находится на рынке внешних заимствований. Для обеспечения сбалансированности государственного бюджета объем других источников финансирования дефицита госбюджета составил в 2010 году 2,0 % к ВВП, в 2011 году – 2,7% к ВВП, в 2012 году – 1,6 % к ВВП.

Данные о дефиците государственного бюджета в 2010-2013 гг. представлены в таблице 2.

Таблица 2. Динамика расходов и доходов государственного бюджета РФ (2010-2013 гг.)

 

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г. (проект)

Доходы государственного бюджета (млрд. р.)

8305,4

11068,6

11779,9

12705,9

Расходы государственного бюджета (млрд. р.)

10117,5

11098,5

12656,4

13730,6

Дефицит/профицит (млрд. р.)

-1812

-29,9

-876,6

-1024,7

Для покрытия дефицита бюджета используются внешние и внутренние заимствования, однако помимо них в РФ вводятся изменения в налоговое законодательство. В 2010г. ЕСН заменили на страховые взносы в Пенсионный фонд, ФСС, ФОМС. С 2011г. ставки взносов повысились с 26 до 34%. С 2015г. планируется отмена всех льгот, все страхователи будут уплачивать взносы по равным ставкам. В результате должна увеличиться доля поступлений в Пенсионный фонд.

Одним из возможных долгосрочных источников стабилизации доходов бюджета правительство РФ считает Таможенный Союз России, Белоруссии и Казахстана. В результате образования единого таможенного пространства будет стимулироваться развитие экономики России и других стран в составе союза, что будет обеспечивать рост ВВП и доходы государственного бюджета РФ.

Соблюдение сбалансированности бюджета - трудная задача на каждом уровне управления, а особенно на государственном уровне. Для соблюдения этого принципа следует рационально тратить остатки средств. Доходная часть бюджета должна в основном стать социально-ориентированной системой, не угнетающей население страны. Это важно, потому что от того, насколько экономически развит каждый житель страны, зависит и величина налоговых поступлений в бюджет, обеспечивающих его доходность.

Для достижения этой цели необходимо создать в стране благоприятный инвестиционный климат при помощи налоговых льгот. Немаловажным является развитие науки и техники для ускорения роста экономики. Это в свою очередь приведет к переходу от экспорта сырья к экспорту высокотехнологичного оборудования. Но самое важное – это правильный план вложения средств таким образом, чтобы они приносили прибыль.

Все затраты, связанные с реформированием системы, будут покрыты тем, что в результате них начнется экономический рост и развитие технологий и производства. Это, в свою очередь, и станет источником доходной части бюджета.

Список литературы

  1. Бюджетный кодекс РФ №145–ФЗ от 31.07.1998 (принят ГД ФС РФ 17.07.1998) (ред. от 27.12.2009)
  2. Министерство финансов Российской Федерации www.minfin.ru
  3. Официальный сайт Центрального банка РФ www.cbr.ru
  4. Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов»
  5. Финансы №8 2009г.
  6. Финансы №1 2010г.