Роль оздоровительного бега в физическом воспитании студентов вуза

№93-1,

медицинские науки

В статье рассматривается значение оздоровительного бега для физического воспитания студентов вузов.

Похожие материалы

Многие студенты высших учебных заведений в настоящее время все чаще страдают гиподинамией или ограниченной двигательной активностью. Этому способствуют, в частности, повышенные учебные нагрузки, утомительная работа за компьютером и стрессовые ситуации. Мало кто из студентов задумывается над тем, что гиподинамия способна нанести тяжелый вред организму, в первую очередь сердечно-сосудистой системе, приводя к такому опасному заболеванию как ишемическая болезнь сердца. Под угрозу ставится не только успеваемость студентов, но и их будущая работоспособность.

С целью повышения физической активности студентов в образовательные программы вузов включена дисциплина «Элективные курсы по физической культуре и спорту», организованы секции по различным видам спорта. Однако, как показывает практика, эти мероприятия не всегда дают желаемого результата. Из-за минимального количества часов «Элективные курсы по физической культуре и спорту» ограничиваются лишь узкими рамками учебного плана. Что касается спортивных секций, то большинство студентов, полностью сконцентрировавшись на учебе, не находят времени на их посещение. Отсюда вытекает необходимость поиска универсального средства физического воспитания, способного обеспечить студентов ежедневным движением. Одним из таких средств является оздоровительный бег.

Какова же роль оздоровительного бега в физическом воспитании студентов вуза? Чтобы в этом разобраться, нужно изучить влияние оздоровительного бега на организм студента.

Оздоровительный бег отличается своей неприхотливостью и доступностью, ярким подтверждением чему служат слова Е.И. Егорова: «Он прост и доступен, не требует специальных тренажеров, снарядов и сооружений [1, с. 31]». Действительно, студенту достаточно лишь одеться по погоде и выйти на пробежку. Кроме того, бег отнимает немного времени — всего лишь 30-40 минут. Поэтому любой студент, даже самый занятый, может включить его в ежедневный график.

Оздоровительный бег важен для развивающегося организма студента в первую очередь тем, что укрепляет сердечную мышцу, увеличивает ее вес и объем. «Физическая тренировка, — пишет известный новозеландский тренер А. Лидьярд, — помогает сердцу биться четко, ровно, сильно и легко снабжать организм хорошо насыщенной кислородом кровью [2, с. 11]». При гиподинамии вследствие ослабления сердечной мышцы заметно ухудшается ее снабжение насыщенной кислородом кровью. Наблюдается повышение артериального давления, типичными симптомами которого являются частые головные боли, бессонница. Из-за этого студенту становится тяжело усваивать информацию в процессе учебной деятельности. Регулярные занятия оздоровительным бегом позволяют улучшить работу сердца, сделать его устойчивым к повышенным физическим нагрузкам.

Оздоровительный бег обладает аэробным свойством. Суть его проста. В процессе тренировки легкие потребляют кислорода намного больше, чем, например, при ходьбе. Интенсивное дыхание способствует расширению легочных капилляров, просветов бронхиол и альвеол, укрепляет мышцы грудной клетки и бронхов.

Нельзя не отметить успокаивающее действие оздоровительного бега. Известно, что в кровь бегуна выделяется «гормон радости» — эндорфин. Он улучшает настроение, подавляет нервное перенапряжение, помогает справиться с бессонницей. Многие специалисты настоятельно рекомендуют бегать в вечернее время, когда необходимо высвободить накопившиеся за день негативные эмоции.

«Лучшим средством снижения избыточной массы тела является оздоровительный бег [3, с. 12]», — отмечают В.М. Волков и Е.Г. Мильнер в своей книге «Человек и бег». На самом деле, в процессе занятий оздоровительным бегом увеличиваются энергозатраты, происходит поглощение лишних калорий. При этом нельзя забывать и о здоровом питании. В рацион следует включить овощи, фрукты, отвары из лечебных трав, уменьшить потребление калорийной пищи.

Отдельно следует сказать о том, что к занятиям оздоровительным бегом необходимо подходить с осторожностью. Здесь в первую очередь идет речь о студентах, имеющих противопоказания и зачисленных в специальную медицинскую группу. К тренировкам они должны быть допущены исключительно по результатам врачебного обследования. Важно также добавить, что при ухудшении самочувствия следует отказаться от пробежки либо вдвое уменьшить нагрузку.

Студентам вузов ежедневно поддерживать двигательную активность, без всякого сомнения, поможет оздоровительный бег. Его с абсолютной уверенностью можно назвать универсальным средством физического воспитания. Ежедневные пробежки не требуют особых приготовлений, занимают мало времени. Главные преимущества бега для организма студента: укрепление сердечной мышцы легких, устранение нервного перенапряжения, борьба с избыточным весом. Помимо всего прочего, бег развивает силу, выносливость, служит отличным профилактическим средством от различных видов заболеваний. Оздоровительный бег способствует гармоничному, всестороннему развитию студента, нацеливает на достижение успехов в учебе. «Заняться бегом — значит усовершенствовать себя: стать добрее, мягче, сдержаннее, внимательнее, проще, обрести совершенно новые интересы [4, с. 43]», — говорит Р.В. Хайруллин в «Азбуке оздоровительного бега».

Список литературы

  1. Егоров Е.И., В.П. Гуляев Бег и здоровье.— Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 1989.— 76,[2]с.: ил.
  2. Лидьярд А., Гилмор Г. Бег с Лидьярдом: Пер. с англ. – М.: Физ-культура и спорт, 1987. – 256 с. – (Физкультура и здоровье).
  3. Волков В.М., Мильнер Е.Г. Человек и бег. – М.: Физкультура и спорт, 1987. – 144 с., ил. – (Наука - здоровью).
  4. Хайруллин Р.В. Азбука оздоровительного бега. – Казань: Татарское кн. изд-во, 1985. – 104 с.