К вопросу о деятельности администрации образовательной организации по обеспечению ее безопасности

№94-1,

социологические науки

В настоящей работе рассматривается вопрос проблемы обеспечения безопасности образовательной организации с указанием примера из судебной практики.

Похожие материалы

Проблему обеспечения безопасности образовательной организации можно рассматривать с разных точек зрения. Можно говорить о создании безопасных условий для здоровья учащихся в процессе учебной деятельности, о профилактике правонарушений среди учащихся, о формировании у школьников необходимых знаний, умений и навыков, чтобы они не стали жертвами сексуального домогательства.

Не менее важными являются вопросы в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, соблюдения норм пожарной безопасности, состояния защищенности организации от угроз криминального характера и террористических угроз.

Законодательство Российской Федерации (1) определяет национальную безопасность как состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Можно сказать, что этой определение безопасности в широком смысле. В узком смысле, в отношении образовательной организации, на наш взгляд, следует говорить о конкретных мерах, которые принимает администрация школы для создания такого состояния защищённости.

Эти меры достаточны объемны. В 2017 году Минобрнауки России подготовлены методические рекомендации по организации проведения проверок состояния комплексной безопасности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, к началу учебного года.

Исходя из содержания этих методических рекомендаций можно сказать, что безопасность в образовательной организации осуществляется в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности и в сфере защищенности организации от угроз криминального характера и террористических угроз.

Образовательная организация при обеспечении безопасности взаимодействует с представителями МЧС России, МВД России (Росгвардии), ФСБ России, Роспотребнадзора. В случаях необходимости могут привлекаться представители коммунальных служб по направлениям энергоснабжение, теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение; профессиональных союзов и их объединений; комиссий по делам несовершеннолетних; уполномоченных органов государственной власти, осуществляющих функции в области охраны здоровья граждан; государственной инспекции труда.

Одним из мероприятий по организации безопасности в образовательной организации является определение и назначение на должность сотрудника, уполномоченного решать задачи в области ГО и ЧС. Обязанность руководителя образовательной организации в сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности регламентируется приказом МЧС РФ от 14 ноября 2008 г. № 687 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях».

Работники по гражданской обороне решают достаточно обширные задачи. Они осуществляют планирование и проводят мероприятия по гражданской обороне, создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности технических систем управления гражданской обороны, организуют подготовку работников организаций способам защиты от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, участвуют в организации создания и содержания запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств и др.

В соответствии с Приказом МЧС России от 23.05.2017 № 230 «Об утверждении Положения об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций» эти функции могут быть возложены на работника организации на условиях совместительства.

При необходимости количество работников, отвечающих за вопросы гражданской обороны, можно увеличить по решению руководителя организации и функции в данной сфере могут быть возложены на освобожденного работника, но это не обязательно. Руководителем структурного подразделения по гражданской обороне может стать один из заместителей руководителя организации.

Невыполнение требований настоящего приказа в части не назначения специалиста, уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны, является основанием для возбуждения административного производства по ст. 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Так, в ходе плановой документарной и выездной проверки в г. Ейске Краснодарского края было выявлено отсутствие распорядительного документа руководителя о назначении специалиста, уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны и отсутствие утвержденных руководителем организации функциональных обязанностей и должностной инструкции специалиста, уполномоченного на решение задач в данной сфере.

Такие нарушения стали основанием для принятия мировым судьей Ейска Краснодарского края [6] постановления о признании гражданин Б. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6 КоАП РФ, и подвергнуть его административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Вопросы определения распорядительным документом создания структурного подразделения организации, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, перечень решаемых задач и функций структурного подразделения организации, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны и утверждения функциональных обязанностей структурного подразделения организации (работников), уполномоченного(-ых) на решение задач в области гражданской обороны находятся в числе 111 других позиций, которые контролируют сотрудники МЧС России при осуществлении государственного надзора в области гражданской обороны при проведении плановых проверок по контролю за соблюдением установленных требований в области гражданской обороны.

Список литературы

  1. Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».
  2. Постановление Верховного Суда РФ от 22.08.2014 № 18-АД14-25
  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 года № 195- ФЗ.
  4. Приказ МЧС РФ от 23.05.2017 № 230 «Об утверждении Положения об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций».
  5. Приказ МЧС России от 27.02.2018 № 78 «Об утверждении формы проверочного листа (списка контрольных вопросов), используемого при осуществлении государственного надзора в области гражданской обороны при проведении плановых проверок по контролю за соблюдением установленных требований в области гражданской обороны».
  6. Постановление и.о. мирового судьи судебного участка № 21 г. Ейска Краснодарского края от 3 сентября 2013 г. № 5-387/2013