Информационно-коммуникационная среда образовательной организации

№129-1,

Педагогические науки

В представленной статье рассмотрена информационно-коммуникационная среда образовательной организации. Изучена ее роль в образовательном процессе, а также методика ее организации в современной школе.

Похожие материалы

XXI век — век высоких компьютерных технологий. Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, очевидно, что и современное образование ориентировано на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство.

В данный период времени развитие информационных и коммуникативных технологий оказывает огромное влияние на образовательный процесс, данные технологии могут эффективно применяться не только в процессе передачи знаний, но и в управление профессиональной образовательной организацией в целом.

Без использования средств информационно-коммуникационных технологий невозможно обеспечить повышение качества и эффективности управления образовательной организацией [5].

Информационно-коммуникационная среда образовательной организации играет ведущую роль на разных этапах учебных занятий, выступает в роли практического задания, дополнительных обучающих материалов (рисунки, фотографии, звуковые и видеофайлы).

Владение обучающимися умениями вдумчивого анализа содержательного наполнения электронных образовательных ресурсов, интернет-источников развивает навыки использования информации с учетом специфики. Электронный способ получения информации расширяет возможности быстро находить и эффективно использовать ее в учебных целях. Содержание экранных пособий применяют как зрительную опору для последующей самостоятельной работы школьников, при опросе, для проверки знаний [4].

Обучение с использованием информационно-коммуникационных технологий делает основной акцент на интеллектуальную составляющую учащегося. Современный педагог в своей деятельности вырабатывает индивидуальную методическую систему работы, включающую целеполагание, проектирование, использование последовательности ряда известных дидактических и воспитательных методик, занятий, мероприятий, собственные разработки, учитывает реальные условия работы с различными возрастными категориями обучающихся.

Информационно-коммуникационная среда образовательной организации решает следующие задачи [2]:

  • учит систематизировать теоретический материал;
  • способствует созданию обстановки сотрудничества на занятии;
  • развивает интерес к дисциплине;
  • мотивирует к творческому подходу в решении практических заданий;
  • создает ситуацию успеха.

Использование информационно-коммуникационной среды способствует повышению качества подготовки учащихся. Применение информационно-коммуникационной среды позволяет школьникам расширить собственные знания, применять их в конкретных жизненных ситуациях, в будущей профессиональной деятельности, развивать творческий потенциал.

Информационно-коммуникационная среда способствуют повышению учебной мотивации, развивает самостоятельность и ответственность в принятии аргументированных решений. Целесообразное сочетание традиционных образовательных технологий и информационно-коммуникационной среды способствуют совершенствованию учебной компетентности обучающихся, выступают локомотивом в организации учебно-познавательной деятельности личности для достижения качественного образования.

Также информационно-коммуникационная среда образовательной организации помогает учащимся лучше усвоить изучаемый материал, уметь применить полученные знания в практической деятельности, способствует личностной ориентации обучающегося на самостоятельность и ответственность за образовательную деятельность, формированию его познавательных интересов. Приобретенные навыки обеспечивают способность организовывать жизнедеятельность в современном компьютеризированном обществе, при выполнении различных социальных и профессиональных функций [1].

При использовании информационно-коммуникационной среды в педагогической деятельности возможна отработка новых, непривычных форм поведения или решений, более широкое и всестороннее изучение материала. Но следует помнить информационно-коммуникационные технологии являются лишь помощником в образовательном процессе.

Однако, следует помнить о рисках использования информационно-коммуникационной среды в образовании и учитывать при составлении образовательных программ. Такими рисками являются следующие положения: в мире нет психолого-педагогической теории цифрового обучения; встраивание цифрового обучения в традиционное усиливает недостатки обоих; информация и знания разные понятия; возможна деградация речи, а с ней и мышления; компьютер не способен превращать знания в смыслы, информацию в знания; в цифровом обучении исключен воспитательный момент образования [3].

Таким образом, можно сказать, что средством передачи знаний в современной образовательной системе являются не только прямое взаимодействие педагога с участниками образовательного процесса, но и усвоение обучающимися образовательных компетенций через использование компьютерных средств. Информационно-коммуникативная компетентность учащихся — это интегративная характеристика личностных качеств, включающая совокупность знаний, умений, ценностных ориентаций, личностных качеств, проявляющихся в готовности и способности выявлять и понимать гуманитарные смыслы технической информации, развивать в диалоге и реализовывать их целостное понимание в учебной деятельности. Преподаватели современной образовательной организации в своей работе должны использовать не только традиционные педагогические методы обучения, но и современные информационно-коммуникационные технологии. Информационно-коммуникационная среда образовательной организации должна включать: электронные учебники и пособия, образовательные ресурсы интернета, научно-исследовательские работы и проекты, презентации, аудио лекции. Использование информационно-коммуникационной среды помогает всестороннему изучению нового материала, стимулирует познавательные способности обучающихся, является эффективным методом организации самостоятельной работы обучающихся.

Список литературы

  1. Билецкая Н.Ю. Информационно-коммуникационные технологии как современная образовательная технология // Сборник статей I Международной научно-практической конференции: Информационные технологии и цифровое образование: приоритетные направления развития и практика реализации. — 2020. — С. 5-9.
  2. Вербицкий А.А. Воспитание в современной образовательной парадигме // Педагогика. — 2016. — № 3. — С. 3-16.
  3. Ежова Ю.М. Особенности организации образовательного процесса в условиях информационно-образовательной среды // Азимут научных исследований: педагогика и психология. — 2021. — № 1 (34). — С. 96-100.
  4. Зайцева Н.В. Роль информационно-коммуникативных технологий и активных методов обучения в организации учебно-познавательной деятельности // Сборник статей I Международной научно-практической конференции: Информационные технологии и цифровое образование: приоритетные направления развития и практика реализации. — 2020. — С. 29-34.
  5. Кабанова О.В. Методика комплексного мониторингового исследования инновационной деятельности образовательных организаций в субъектах российской федерации // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. — 2020. — № 1 (76). — С. 43-52.