Опыт иностранных государств в сфере противодействия экстремистской деятельности и терроризму

№60-2,

Юридические науки

В статье рассматриваются опыт иностранных государств сфере противодействия экстремистской деятельности и терроризму. Проводится сравнительный анализ уголовной ответственности за совершение преступлений экстремистской и террористической направленности.

Похожие материалы

В настоящее время опаснейшей угрозой, существующей как на глобальном, так и национальном уровнях признан терроризм. Само явление терроризма можно обнаружить практически в любом государстве мира, как правило, проявляется оно зачастую с иными угрозами: социально-экономический упадок, организованная преступность, трафики наркотиков и оружия, распространение оружия массового уничтожения, преступления в области информационных технологий. Базой терроризма, как идеологии террористических актов, являются конфликты, возникающие на почве национальных, этнических, и религиозных разногласий.

Практика деятельности государственных органов зарубежных стран в борьбе с терроризмом, показывает, что главные принципы этой борьбы включают несколько основных направлений: принятие соответствующих нормативно-правовых актов (или пересмотр существующих) направленных на противодействие терроризму включающих ужесточение норм уголовного наказания; координацию антитеррористической деятельности правоохранительных органов; пропаганда антитеррористических действий со стороны властей, с привлечением средств массовой информации [5].

Согласно законодательству США, терроризм относится к разряду федеральных преступлений (United States Code 1994. Edition title 18.2332в (5). W. 1995). За деяния подобного рода в Соединенных Штатах предусматривается уголовная ответственность, а кроме того, для юридических лиц (наряду с уголовной) – еще и гражданская ответственность.

В Своде законов США наказание за совершение преступления террористической направленности обстоит следующим образом: убийства или террористические акты, повлекшие смерть людей, караются смертной казнью, заключением на неопределенный срок или пожизненным заключением; за похищение людей – заключение на неопределенный срок или пожизненное заключение; за действия, повлекшие за собой увечья людей – заключением сроком до 35 лет; за нападение с использованием опасного оружия или нападение, повлекшее собой значительный ущерб – заключением сроком до 30 лет; за разрушение или повреждение любого сооружения, транспортного средства или личного имущества – заключением сроком до 25 лет; в случае угрозы совершить любое из перечисленных действий – заключением сроком до 10 лет (United States Code. Edition 1994, title IS, 2332b (c), W. 1995).

Дополнительным видом наказания, применяемым к лицам, виновным в террористической деятельности, является штраф для физических лиц, который назначаются обычно совместно с лишением свободы. Размеры штрафов могут быть предусмотрены в специальных нормативных актах, регулирующих те или иные вопросы борьбы с терроризмом, или в УК штатов. По общему правилу, штраф для физических лиц не должен превышать 250 тыс. дол., а для юридических лиц – 500 тыс. дол. (United States Code. Edition 1994, title 18. 3571. W. 1995).

Наряду с уголовной ответственностью за террористические действия, законами США предусматривается и гражданская ответственность. Так, если финансовая организация, узнавшая, что она распоряжается или контролирует денежные средства террористической организации, должна:

  1. сохранять контроль над ними;
  2. сообщить министру финансов в соответствии с выпущенными им инструкциями.

Если финансовая организация эти положения сознательно не выполняет, то она подлежит штрафу в размере 50 тыс. дол. за нарушение, или в двойном размере от суммы ущерба, вследствие несоблюдения данных требований [2].

Понятие экстремизма сформулировано в докладе Министерства внутренних дел Чешской Республики по итогам работы за 2002 г. как идеологические позиции, которые заметно отклоняются от норм права, демонстрируют элементы интолерантности и посягают на конституционные принципы [5].

В докладе под «преступлением с экстремистским контекстом», понимаются виды преступлений, которые справедливо оцениваются как мотивированные экстремистскими позициями. Как альтернатива этому понятию используется понятие «преступление, мотивированное расовой, национальной или иной социальной ненавистью», под которым понимается поведение, содержащее все установленные признаки преступления, и мотивированное ненавистью к расе, национальности, религии, классу или иной социальной группе, которая подверглась нападению. В докладе подчеркивается, что, хотя в большинстве своем подобные преступления совершаются участниками движения скинхедов и движения анархистов-автономистов, они могут совершаться и лицами, которые не имеют никакого отношения к экстремистским движениям и которые открыто, не исповедуют никакой экстремистской идеологии в так называемых ситуационных конфликтах [1].

В докладе судам разъяснено, что в ходе судебного рассмотрения фактов экстремизма необходимо принимать во внимание следующие преступления: общественная угроза; насилие в отношении группы людей или отдельных лиц; клевета на нацию, расу или в отношении убеждений; возбуждение национальной или расовой ненависти; нарушение общественного порядка; тяжкое убийство; причинение вреда здоровью; ограничение свободы человека; вымогательство; ограничение свободы вероисповедания; нарушение права на свободу объединений и собраний; причинение ущерба имуществу другого лица; геноцид; поддержка и пропаганда движений, направленных на подавление прав и свобод человека; преследование населения.

В докладе отмечается, что экстремистская идеология может перерасти в деструктивную деятельность, направленную против существующих демократической политической и экономической систем.

Уголовный закон Чешской Республики (раздел IX Преступления против Чехии, часть 1) в § 311 под террористическим актом понимает:

1. действие лица, которое намеревается нанести вред конституционному порядку или обороноспособности Чехии; нарушить или разрушить фундаментальные политические, экономические или социальные структуры Чешской Республики или международным организациям; серьезно запугать население или чрезмерно вынудить правительство или другой государственный орган или международную организацию, к чему-то, а равно:

  • совершение нападения, угрожающее жизни или здоровью человека, с намерением причинить смерть или серьезные телесные повреждения;
  • осуществление захвата заложников или похищение людей;
  • разрушение или повреждение объектов общественного назначения, транспортной или телекоммуникационной системы, в том числе информационной системы, стационарной платформы на континентальном шельфе, энергетики, водоснабжения, здравоохранения и других важных объектов, объектов общественного пользования или собственности, чтобы поставить под угрозу жизнь, безопасность, упомянутые устройства;
  • разрушение или прерывание подачи воды, электроэнергии или любого другого фундаментального природного ресурса, чтобы поставить под угрозу жизнь или имущество в крупном размере;
  • захват самолета, корабля и других средства личного пользования или перевозки грузов, или осуществление контроля над ними, или уничтожение или серьезное повреждение навигационного устройства или передача важной ложной информации, что ставит под угрозу жизни или здоровье людей, безопасности таких транспортные средства;
  • незаконное производство или иным образом приобретение, владение, импорт, транспортировка, экспорт или иные поставки, или использование взрывчатыми веществами, ядерным, биологическим, химическим или другим оружием, или осуществление незаконного исследования и разработка ядерного, биологического, химического или других видов оружия или боевых средств, или взрывчатых веществ, запрещенных законом или международным договором;

Наказанием за вышеперечисленные преступления является лишение свободы на срок от пяти до пятнадцати лет с конфискацией имущества. За публичное подстрекательство к терактам, финансовую или иную материальную поддержку законом предусмотрено лишение свободы на срок от пяти до пятнадцати лет.

В Чешской Республике совершенствуется национальное законодательство по вопросам борьбы и профилактики экстремизма. В частности, усиливается уголовная ответственность за совершение преступлений в связи с политическими убеждениями жертвы, ее расой, нацией, этнической принадлежностью, религией или отсутствием у жертвы религиозных верований [4].

Уголовный закон Республики Молдова под терактом понимает совершение взрыва, поджога или иного деяния, создающего опасность гибели людей, причинения им телесных повреждений или иного вреда здоровью, нанесения существенного ущерба имуществу или окружающей среде либо наступления иных тяжких последствий, если это деяние совершено в целях устрашения населения или его части, привлечения внимания общественности к определенным политическим, религиозным или другим взглядам лица, совершившего деяние, либо в целях понуждения государства, международной организации, юридического или физического лица совершить какое-либо действие либо воздержаться от его совершения, а равно угроза совершения такого рода деяния в тех же целях, наказывается лишением свободы на срок от шести до 12 лет (ч. 1 ст. 278 Уголовного Кодекса Республики Молдова). Часть вторая указанной статьи предусматривает максимальное наказание за совершение того же деяния совершенного организованной преступной группой; с применением огнестрельного оружия или взрывчатого вещества; с причинением имущественного вреда в особо крупном размере – пятнадцать лет лишения свободы. Часть третья закрепляет, что если деяние совершено преступной организацией или повлекшее по неосторожности смерть человека максимальный срок лишения свободы двадцать лет.

Минимальное уголовное наказание за террористический акт может быть применено к лицу, если оно предупредило органы власти о соответствующих деяниях и этим способствовало предотвращению гибели людей или иных тяжких последствий, либо разоблачению других преступников. Лицо, участвовавшее в подготовке террористического акта, освобождается от уголовной ответственности, если оно своевременным предупреждением органов власти или иным путем способствовало предотвращению осуществления террористического акта и если в действиях этого лица не содержится иного состава преступления (ч. 5 ст. 278 Уголовного Кодекса Республики Молдова).

За финансирование террористической деятельности предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от пяти до десяти лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет. В случае совершения данных действий юридическим лицом – наказывается штрафом в размере от 7000 до 10000 условных единиц с ликвидацией юридического лица (ст. 279 Уголовного Кодекса Республики Молдова).

Вербовка, подготовка или оказание иной поддержки в террористический целях наказывается лишением свободы на срок от трех до восьми лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет, а в случае юридического лица – штрафом в размере от 3000 до 7000 условных единиц с ликвидацией юридического лица (ст. 279-1 Уголовного Кодекса Республики Молдова).

Подстрекательством в террористических целях, признается распространение или доведение до сведения общественности иным способом сообщения с намерением, чтобы это сообщение склонило, или при осознании, что это сообщение может склонить к совершению преступления террористического характера, наказывается штрафом в размере от 300 до 600 условных единиц, или неоплачиваемым трудом в пользу общества на срок от 180 до 240 часов, или лишением свободы на срок до пяти лет с лишением (или без лишения) права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет. В случае совершения данных действий юридическим лицом – наказывается штрафом в размере от 1000 до 3000 условных единиц с лишением права заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет или с ликвидацией юридического лица (ст. 280 Уголовного Кодекса Республики Молдова).

Заведомо ложное сообщение о террористическом акте наказывается штрафом в размере от 200 до 500 условных единиц, или неоплачиваемым трудом в пользу общества на срок от 180 до 240 часов, или лишением свободы на срок до двух лет (ст. 281 Уголовного Кодекса Республики Молдова).

Для непосредственного руководства и управления контртеррористической операцией создается оперативная группа, возглавляемая представителем Антитеррористического центра Службы информации и безопасности Республики Молдова. Деятельность оперативной группы регулируется «Типовым положением об оперативной группе по управлению контртеррористической операцией, утвержденным Правительством».

Причиненный в результате террористического акта материальный ущерб, возмещается за счет средств бюджетов административно-территориальных единиц, на территории которых совершен данный акт, с последующим взысканием с лица, причинившего ущерб.

Социальная реабилитация лиц, пострадавших в результате террористического акта, осуществляется в целях возвращения их к нормальной жизни и включает в себя правовую помощь указанным лицам, их психологическую, медицинскую и профессиональную реабилитацию, вплоть до восстановления трудоспособности, трудоустройство, обеспечение жильем. Социальная реабилитация осуществляется за счет средств государственного бюджета и бюджета административно-территориальной единицы, на территории которой был совершен террористический акт [3].

Список литературы

  1. Бешукова З.М., Прохоров П.А. Законодательные и правоприменительные аспекты противодействия экстремизму: анализ опыта Чешской Республики // Российский следователь. 2011. № 8.
  2. Власов И.С. Зарубежное законодательство в борьбе с терроризмом/ Отв. Редактор И.С. Власов. – М: «Городец-издат», 2002. 144с.
  3. Калужина М.А., Шапоренко А.А. Правовые основы экстрадиции иностранных граждан Аналитический материал / Москва, 2016.
  4. Моргунов А.В. Стратегия экономической безопасности в условиях инновационного развития экономики. Мир современной науки 2016 № 3 (37) с 48-51.
  5. Пертли Л.Ф., Горенкова Е.В. Международные рекомендации в сфере противодействия экстремистской деятельности и терроризму. Аналитический материал / Москва, 2016.
  6. Ибрагимов О.А. Развитие института пожизненного лишения свободы в контексте вступления России в Совет Европы // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. – 2016. – № 1. – С. 26-28.