Кризисные состояния молодых сотрудников УИС

№104-1,

психологические науки

Понятие «кризис» разрабатывается в психологии применительно к семье, малым и большим группам; самостоятельное направление имеет изучение проблематики возрастных кризисов человека . Формы кризисов описывают многообразные явления — всевозможные нарушения на уровне организма и на уровне личности: неврозы и другие пограничные состояния, алкоголизм, психозы, органические и соматические заболевания .

Похожие материалы

Понятие «кризис» разрабатывается в психологии применительно к семье, малым и большим группам; самостоятельное направление имеет изучение проблематики возрастных кризисов человека[1].

Формы кризисов описывают многообразные явления — всевозможные нарушения на уровне организма и на уровне личности: неврозы и другие пограничные состояния, алкоголизм, психозы, органические и соматические заболевания[2].

Из всей совокупности форм кризисов выделяют две основные группы: кризисы основной деятельности и биографические, вызванные кризисными ситуациями жизни. Для деятельности кризисных ситуаций, критерием для определения которых выступают два признака: затрудненность решения стоящей перед человеком задачи и высокая значимость результата выполняемой им деятельности. Биографические жизненные кризисы могут быть вызваны такими значимыми объективными событиями в жизни человека, как тяжелое заболевание, изменение социального статуса, смерть близкого человека и т.п.

В работе Ф.Е. Василюка дано представление о кризисе в глобальном смысле как о кризисе всей жизни человека: Кризис — это кризис жизни, критический момент и поворотный пункт жизненного пути[3].

Эффективная психологическая помощь при кризисе главным образом опирается на «терапевтические условия», описанные в клиент-центрированной психотерапии К.Роджерса, среди них мы остановимся на следующих: принятие индивидуального мира клиента, эмпатическое понимание клиента, активное слушание и помощь в вербализации эмоционального опыта клиента.

Молодой сотрудник может избежать проявление кризисных состояний с учетом:

  • работа не вызывает у сотрудника чувства страха, напряжения, неуверенности и т.д.;
  • сотрудник успешно овладевает необходимым объемом знаний, умений и навыков для профессиональной деятельности, профессионального роста;
  • сотрудник в адаптационный период усваивает профессиональную роль и входит в нее, отождествляя себя с профессией, должностью;
  • поведение сотрудника соответствует нормам, ценностям приоритетам следственного изолятора;
  • сотрудник связывает свое будущее с предстоящей службой;
  • сотрудник удовлетворен службой и справедливостью ее оценки

Большое значение имеет изначальное совпадение или несовпадение системы ценностей личности сотрудника и организационной культуры уголовно исполнительной системы. Несовпадение личностных и организационных ценностей, особенно базовых, значимых, поражает серьезные проблемы[4].

Вообще, приходя в УИС, сотрудник, всегда проводит сравнение и корректировку уже принятых и усвоенных ранее ценностей.

Однако в отличие от детей взрослые с трудом изменяют сложившуюся ценностно-смысловую структуру, во многих случаях это оказывается невозможным (процесс затрудняется в зависимости от возраста, особенностей характера, склада нервной системы и т.п.)[5].

Современная служба в УИС — это яркий пример напряженного ритма жизнедеятельности. Наряду с ежедневными трудовыми перегрузками (ненормированный рабочий день, множество решаемых функциональных задач, и т.п.) сотруднику одновременно приходится попадать и в психологически сложные ситуации.

Они связаны с психологическим напряжением, возникающим в ситуациях:

  • участия в разрешении конфликтов между осужденными или их группами;
  • нахождения в экстремальных ситуациях (групповые неповиновения, побеги, захваты заложников и т.д.)

Кроме того, очень много ситуаций, способствующих возникновению кризисных состояний человека, связаны с межличностными отношениями, в том числе и в сфере семейных отношений, и с личностными кризисами, в том числе и возрастными. Возникновению кризисных состояний у сотрудников могут способствовать проблемы со здоровьем, конфликты в профессиональной сфере.

Как правило, кризис возникает при невозможности преодоления человеком препятствий в достижении важных целей теми способами, которые были сформированы на основе накопленного опыта. Кризисное состояние характеризуется интенсивными отрицательными эмоциями:

  • Чувством неопределенности и беспокойством;
  • Тревогой вплоть до дезорганизации;
  • Переживаниями собственной беспомощности, несостоятельности, одиночества, безнадежности;
  • Пессимистической оценкой собственной личности, актуальной ситуации и своего будущего.

Признаки кризисных состояний:

  1. Изменения в поведении сотрудника;
  2. У сотрудника наблюдаются усталость, подавленность, преобладают негативные эмоции;
  3. Пессимистические высказывания сотрудника («Все плохо», «Ничего хорошего в жизни нет», «Так устал, что жить не хочется»);
  4. Наблюдается снижение эффективности профессиональной деятельности сотрудника.

Для всех молодых сотрудников характерно накопление психоэмоционального напряжения, тревоги, которое усиливается по мере увеличения стажа работы. Это связано с постоянным воздействием на сотрудника определенного рода стресс-факторов, которые могут привести к кризисному состоянию. Таким образом, жизненный кризис представляет собой жизнь личности в ее высшей, актуальной форме, осознание глубокого противоречия внутри себя и выход из этого противоречия, который требует концентрации всех физических, психических, интеллектуальных и духовных сил человека. И такой выход приводит к новому витку в развитии человека.

Список литературы

  1. Василюк Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). М.: МГУ, 1984
  2. Изард К.Е. Психология эмоций — М., 2006.
  3. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования
  4. Прикладная юридическая психология / под ред. А.М.Столяренко. — М.: ЮНИТИ, 2001.С.417
  5. Психологические состояния. Сост. и общая редакция Л.В. Куликова. — СПб: Издательство «Питер», 2000. С.38
  6. Ушатиков А.И. «Психология деятельности, личности и коллектива сотрудников органов, исполняющих наказания» С.239