Эмоциональный компонент этнической толерантности

№34-2,

психологические науки

В статье представлены результаты эмпирического исследования феноменов, входящих в состав эмоционального компонента этнической толерантности личности, обоснована важность данных категорий у студенческой молодежи.

Похожие материалы

Стирание национальных границ государства, обусловленное эмиграционными процессами, в нередких случаях приводит к накаленности взаимодействия разных этнических общностей ввиду непринятия и непонимания национальной специфики поведения, выраженной в национально-психологических особенностях. Поэтому реализация аспекта межэтнического понимания и этнической толерантности невозможна без рассмотрения проблемы компетентности в понимании, выражении и управлении эмоциями, а также терпимого отношения, как к своим эмоциональным переживаниям, так и эмоциональным процессам других людей, без какого-либо дополнительного смыслового приписывания. Предметом настоящей работы является эмоциональный компонент этнической толерантности личности.

Гипотезы исследования:

  • имеется связь между этнической идентичностью и структурными составляющими ЭИ, компонентами психологического благополучия личности, а именно: проявление повышенных черт этноэгоизма может быть изучена через категории управления своими эмоциями, управления средой, личностного роста и осмысленности жизни;
  • присутствие выраженности параметра понимания своих эмоций как компонента ЭИ, вероятно, взаимосвязано с повышением управления средой и самопринятия, характеризуется наличием тенденции к убыванию баланса аффекта.

Феномен этнической толерантности предполагает в своем понимании сохранность личностного «имущества», заключающегося в праве каждого человека быть иным в этническом отношении [6].

В своей статье Н. В. Нижегородцева и Н. Э. Солынин указывают на присутствие четырех подходов в рассмотрении этнической толерантности, из которых мы выделили два в качестве основы для настоящего исследования. Укажем кратко каждый из них.

В своей статье Н. В. Нижегородцева и Н. Э. Солынин указывают подходы в рассмотрении этнической толерантности, из которых мы выделили два в качестве основных для нашего исследования. Укажем кратко каждый из них [9].

Представителями этнопсихологического подхода была определена этническая нетерпимость как «реально значимая форма проявления кризисных трансформаций этнической идентичности». В связи с чем, этническая толерантность психологами представляется связанной с категорией позитивной этнической идентичности [12; 13]. Маркером устойчивости и отсутствия дискомфорта в области межэтнических контактов выступает этническая идентичность, на основе которой становится возможна экстраполяция проблемно-конфликтных ситуаций в этой плоскости социальных отношений, диалог с другими этническими общностями через регуляцию переживания своей принадлежности к какому-либо этносу.

Приверженцы социально-психологического подхода рассматривают этническую толерантность как установку, выражающеюся в мере включения в зону позитивного восприятия представителей той или иной этнической общности. Ю. П. Ивкова, обозначая исследуемый феномен как установку, усматривает в ней следующее структурное содержание: когнитивный (знания о существующих этнических общностях, в целом о правах человека вне зависимости от национальной принадлежности); эмоциональный (аффективная составляющая в пространстве межэтнических контактов); − поведенческий (реализованное поведение с присутствием толерантных или интолерантных признаков, которое обнаруживается в интенции, находящейся на полюсах континуума левой крайней точкой которого является агрессивные проявления по отношению к представителям другого этноса, другим полюсом будет диалог и взаимодействие культур) компоненты [9; 14].

В подходе было показано, что этническая толерантность имеет сложную, многокомпонентную конструкцию. Рассматривая эмоциональный компонент этнической толерантности, нужно отметить, что его составляющие весьма вариативны. В ходе анализа литературы, было выяснено, что основное его содержательное наполнение будет состоять из следующих феноменов: самопринятие, аффективная толерантность, принятие других [5].

Нами было предположено, что эмоциональный интеллект также должен входить в число перечисленных ранее элементов эмоционального компонента, поскольку личности, отличающиеся высоким уровнем развития эмоционального интеллекта, обладают чутким инструментом, настроенным на собственную эмоциональную сферу, а также эмоциональное состояние других индивидов за счет когнитивной переработки эмоциональной информации. Без приведенных возможностей личность не сможет осуществить успешную межкультурную коммуникацию и «ощутить» своего собеседника, относящегося к другому этносу, а также в целом его понять. Неиспользование эмоционального посыла собеседника существенно искажает смысл его сообщения, что может отягчить социальную дистанцию между представителями разных этнических групп, участвующими в диалоге [2; 3].

Нельзя не согласиться с тем, что иной культурный облик, оказывая влияние на эмоциональную сферу личности, продуцирует определенные переживания и потребности. Однако, в ходе теоретического анализа мы пришли к выводу, что налаживание таких компонентов как принятие себя, принятие других, эмоциональный интеллект, аффективная толерантность и этническая идентичность способствует сотрудничеству и воспроизводству толерантных установок в области межэтнических взаимодействий [1; 4; 6].

Методы: теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования; тестирование.

Опытно-экспериментальную базу исследования составили студенты-психологи очного отделения факультета психологии и педагогики Алтайского государственного университета 1 и 2 курса. Всего в исследовании приняли участие 38 студентов из них 10 юношей в возрасте и 28 девушек в возрасте 18-21 года.

В исследовании использовались нижеперечисленные методики: «Шкала психологического благополучия К. Риффа» (в адаптации Т.Д. Шевеленковой, Т.П. Фесенко), «Типы этнической идентичности» Г.У. Солдатовой, С.В. Рыжовой, опросник эмоционального интеллекта «Эм Ин» (Д.В. Люсина).

Таблица 1. Значимые корреляционные связи между уровнем выраженности этноэгоизма и компонентами психологического благополучия (управление средой, личностный рост, осмысленность жизни), а также уровнем управления своими

эмоциями

Название методики

«Типы этнической идентичности»

«Эм Ин»

«Шкала психологического благополучия»

Название шкалы

 

Управление своими эмоциями

Управление средой

Личностный рост

Осмысленность жизни

Этноэгоизм

Корреляция Пирсона

-,438

-,428

-,439

-,482

Знч.(2-сторон)

,006

,007

,006

,002

N

38

38

38

38

Результаты исследования выявили (табл.1), что уровень этноэгоизма у студентов отрицательно взаимосвязан с показателями управления своими эмоциями (p = 0,006; r = - 0,438), управления средой (p = 0,007; r = - 0,428), личностным ростом (p = 0,006; r = - 0,439), а также осмысленностью жизни (p = 0,002; r = - 0,482). Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что высокий уровень этноэгоизма, выражающийся в демонстрации в рамках общения нетерпении по отношению к представителям других этносов, восприятии окружающего мира через призму дихотомии «мои – чужие» способствует бесконтрольности во внешнем проявлении своих эмоций, которая может выразиться в элементарном раздражении на присутствие другой этнической категории в одном помещении. Высокие баллы по шкале этноэгоизма связаны также с низким уровнем управления своим окружением, что обнаруживается в том, что человек не обладает способностью к осуществлению координации в системе межэтнических отношений и отсутствии чувства компетентности в сложившихся обстоятельствах, возможно, возникающих вследствие дискомфорта в ходе этнического взаимодействия и возникновения ощущения неспособности в установлении новых отношений ввиду негативных проявлений на вербальном уровне по отношению к другой этнической группе ввиду присутствия упомянутого барьера в виде негативизма. Определенная «зацикленность» на собственном этносе и не признание возможностей за полиэтничной средой в приобретении знаний о других культурах, без ущерба для ценностей собственной, табуирует вероятность наличия привлекательных перспектив в других культурах, и создает доминанту отсутствия осмысленности жизни.

Таблица 2. Значимые корреляционные связи между уровнем выраженности параметра понимания своих эмоций и компонентами психологического благополучия (управление средой, самопринятие, баланс аффекта)

Название методик

«Эм Ин»

«Шкала психологического благополучия»

Название шкал

 

Управление средой

Самопринятие

Баланс аффекта

Понимание своих эмоций

Корреляция Пирсона

,451

,486

-,521

Знч.(2-сторон)

,004

,002

,001

N

38

38

38

Положительная корреляционная взаимосвязь (табл. 2) между «пониманием своих эмоций» и выраженностью параметров управления средой (r = 0,451, p = 0,04), самопринятия (r = 0,486, p = 0,02) позволяет предположить, что высокий уровень выраженности способности к пониманию своих эмоциональных переживаний означает, что человек, успешно устанавливая наличие эмоции, ее типологизируя, обозначая возможные причины и последствия своего эмоционального состояния, результативен и эффективен в своей деятельности, способен улавливать «нужные» ситуации для удовлетворения собственных потребностей и т.д. Можно отметить, что понимание наличествующих эмоций являют собой некую осведомленность об эмоциональном наполнении, без какого-либо искажения подпитывает позитивное отношение к себе, обеспечивает принятие собственной личности такой, какая она есть. Отрицательная взаимозависимость между пониманием своих эмоций и балансом аффекта (r = - 0,521, p = 0,01) указывает на то, что благодаря эмоциональной информации о собственной личности создается некий фундамент, на котором базируется компетентность в управлении собственной деятельностью, создается определенное пространство для поддержания и управления контактами с окружающими, а также возможность для адекватного оценивания своих достоинств и недостатков.

Понимание своих эмоций является достаточно важной характеристикой, поскольку открытый диалог со своим внутренним состоянием помогает осознать свои потребности, желания, свою личность в целом.

Таким образом, исследуемые компоненты эмоционального интеллекта помогают в какой-то мере получать удовлетворение от своей деятельности, взаимоотношений, при этом сохраняя свою личность, Проведенное эмпирическое исследование показало, что проявления этноэгоизма создает определенные барьеры для построения взаимоотношений в поликультурном пространстве, поскольку определенная доля «этнического нациссизма» может создавать беспокойство в собственном этническом сообществе, поскольку основная активность направлена на другой этнос в ущерб самодостаточности и прогресса собственного [10; 11; 12].

Если производить рассмотрение с точки зрения выборки исследования, то, безусловно, одной из важнейших компетенций выпускника является проявление этнической толерантности, достижение определенного внутреннего желания поддерживать собственные культурные ценности, вместе с тем адекватно эмоционально реагировать на иноэтническое окружение, его проявления, традиции и обычаи. Ввиду чего мы предлагаем развивать ЭИ как способность, помогающая на эмоциональном уровне «ощутить» другой этнос [9].

На наш взгляд, респонденты в стенах университета проходят обучение по классическим дисциплинам, что позволяет им в процессе учебной деятельности интериоризировать традиционные ценности социума, куда в частности входит уважительное отношение к собственной культуре, а также толерантность к другим этносам, экстраполяция и рефлексия собственных действий и поведения.

Наше исследование в дальнейшем предусматривает разработку тренинговой программы для наиболее успешного функционирования личности студента в рамках поликультурного пространства, а также своего собственного этноса. Проанализировав большое количество источников, мы пришли к выводу, что организацию программы, эффективнее будет осуществлять в период обучения в вузе на базе 1-х курсов, поскольку в этот период происходит формирования образа студента в образовательном пространстве, от которого зависит дальнейшее профессиональное становление личности [7; 8]. Этот образ, так или иначе, зависит от самопринятия, принятия других, в целом окружения в вузе. Подобные факторы могут способствовать поликультурности и сохранять баланс этнической идентичности, а могут в случае негативных влияний способствовать возникновению межэтнической напряженности. В связи с чем, ключевым моментом нашей программы будет являться участие представителей разных этнических групп, что позволяет острее ощутить собственную этническую идентичность, развитие выделенных нами элементов в составе эмоционального компонента этнической толерантности, а также расширение границ собственной картины мира, что впоследствии задаст интенцию диалога с другими «этническими мирами»[4] .

Указанные феномены эмоционального компонента этнической толерантности представляют собой одни из главных компетенций выпускника, которые соответствуют его готовности эффективно осуществлять профессиональную деятельность в поликультурном пространстве. Ввиду чего формирование и дальнейшее их развитие следует начинать на этапе профессионального становления будущего специалиста.

Список литературы

  1. Алиева, Э.Ф. Скрипкина, Т.П. Реализация проекта Российского гуманитарного научного фонда «Толерантность как фактор противодействия ксенофобии»// Национальный психологический журнал. – 2011. – №2(6). – С. 6-11.
  2. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 364 с.
  3. Андреева, И.Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии/ И.Н. Андреева. – Новополоцк : ПГУ, 2011. – 388 с.
  4. Владимирова, К.В. Психологическая безопасность личности современной молодежи в процессе профессионализации в поликультурной образовательной среде URL:http://www.ncfu.ru/uploads/doc/vladimirova_kv.pdf (дата обращения: 10.02.2015).
  5. Дагбаева, С.Б. Структурно-содержательные характеристики этнической толерантности подростков// Фундаментальные исследования, 2012. №11.URL:http://www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_id=9999792 (дата обращения: 26.05.2015).
  6. Ю.П. Зинченко. Методологические основы психологии безопасности// Национальный психологический журнал. – 2011. – №2(6). – С. 11-15. (15)
  7. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. – 9-е изд. – СПб.: Питер, 2005. — 940 с.
  8. Малютина, Т.В. Психологические и психофизиологические особенности развития в юношеском (студенческом) возрасте // ОНВ, 2014. №2(126). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-i-psihofiziologicheskie-osobennosti-razvitiya-v-yunosheskom-studencheskom-vozraste (дата обращения: 14.05.2015).
  9. Нижегородцева Н. В., Солынин Н. Э. Психологическая структура этнической толерантности// Ярославский педагогический вестник. – 2010. – № 2. – С. 230 – 234.
  10. Скрипкина, Т.П. Карабанова, О.А. Социокультурные технологии формирования социального и индивидуального толерантного поведения// Национальный психологический журнал. – 2011. – №2(6). – С. 34-40.
  11. Солдатова, Г. У. Психология межэтнической напряженности. М.: Смысл, 1998. – 389 с.
  12. Солдатова, Г. У. Толерантность и интолерантность - две грани межэтнического взаимодействия// Век толерантности: Научно-публицистический вестник. URL: http://www.tolerance.ru/VT-1-2-toler-intoler.php?PrPage=VT (дата обращения: 24.11.2014).
  13. Солдатова, Г. У. Тренинг «Учимся толерантности» [Текст] / Г. У. Солдатова, Л. А. Шайгерова, О. Д. Шарова // Тренинг «На пути к толерантному сознанию» / под ред. А. Г. Асмолова. – М. : Смысл, 2000. – С. 177–239.
  14. Шпунтов, В. И. Этническая толерантность как феномен культуры [Текст] / В. И. Шпунтов // Мир на СК. Сер. № 4. Культурология, этнокультурология, культурная антропология, 2004. URL: vestnik.yspu.org/releases/2010_2bg/50.pdf (дата обращения: 01.05.15).