Проблемы изучения стереометрии в старших классах

№95-1,

педагогические науки

Данная статья посвящена стереометрии как предмету,вызывающему сложность в изучении у учеников старших классов, выделяются основные проблемы, пути их решения и обозначается важность предмета в развитии у ученика определенных умений.

Похожие материалы

Развитию пространственного мышления учащихся школспособствует стереометрия, наука, изучающая свойства фигур в пространстве, которая является одним из разделов геометрии. Значительному количеству учеников сложно понять методы построения объемных фигур, либо как пересекаютсяданные фигуры в трехмерном пространстве.

Одна из причин,усложняющей изучение стереометриизаключается в построении чертежей.В тетради сложно построить правильный чертеж пространственной фигуры. Ученик иногда не замечает ошибок, не уделяет внимания учету выбора положения фигуры в пространстве, что бы правильно решить задачу, не обсуждает с учителем чертеж к задаче, а сразу приступает к его построению, не уделяет внимания технике выполнения чертежа.Так же зачастую ученики заучивают правило, не нарисовав и не вообразив в голове то, о чем идет речь,из-за этого ученик полностью не может представить фигуру.

Другая проблема состоит в том, что ученики привыкли видеть перед собой фигуры, лежащие только в плоскости, для построения пространственной фигуры необходимы знания о свойствах фигуры. Такие сложности возникают из-за того, что ученик зрительно воспринимает геометрические объекты так, что они не всегда соответствуют тем закономерностям, которыми обладают. Сложности возникают с прямыми, которые скрещиваются, но выглядят они как пересекающиеся либо параллельные прямые.Прямой угол в проекции может выглядеть как острый или тупой угол, на чертеже одинаковые по длине отрезки могут иметь разную длину.

Зачастую ученики, не представляя расположение фигуры в пространстве, её свойства и соотношения с другими фигурами, начинают сомневаться в правильности своих действий и верности составленного чертежа, так как, выполняя одну и туже операцию в разных ситуациях можно легко ошибиться. Например, ученик верно изображает высоту правильного тетраэдра, проведенную на основание, но затрудняется изобразить высоту, проведенную из вершины основания на боковую грань.

Знание объекта так же вызывает сложности у учеников, опознание объекта подразумевает знание его свойств, характерных признаков и его структуры, соотношение с другими объектами в пространстве.

Для облегчения изучения пространственных фигур ученики могут изготовлять наглядные пособия. Это один из способов самостоятельного изучения материала, в процессе изучения стереографии с наглядными учебными пособиями, ученики усваивают полученные теоретические знания и навыки, при этом свойства и особенности фигур легко познаются и прочно закрепляются в памяти учащихся.

В последние два десятилетия компьютерные технологии используются во всех сферах человеческой деятельности. Не стал исключением и образовательный процесс. Целесообразность и эффективность применения компьютеров иинновационных методов в школьном образовании очевидна. Особенно полезны они на уроках стереометрии, хотя бы по той причине, что в докомпьютерный период изображались пространственные тела (пирамиды, параллелепипеды, цилиндры, конусы) на плоскости. Теперь есть возможность применять на уроке компьютер, на экране которого геометрические тела показываются в трехмерном изображении, их можно увеличивать, перемещать, изображать в цвете. Уже разработаны специальные методики использования компьютерных технологий на занятиях по геометрии, в целом же их использование способствует качественному и глубокому усвоению геометрии в общеобразовательных учреждениях.

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что такие распространённые проблемы как сложность построения пространственнойфигуры, правильное представление фигуры, сложность восприятия материала, решаются с помощью составления учениками собственных пособий, которые помогают им заучить материал,понять его суть, правильно изобразить фигуру, как на чертеже, так и в своей голове, не ошибиться в собственных мышлениях и найти верное решение задачи. Не стоит забывать и о компьютере, на экране которого можно смотреть, перемещать иувеличивать геометрические тела в трехмерном изображении. Так же правильному усвоению материала способствует работа педагога, который должен изложить материал в доступной для учеников форме, проверить правильность составления чертежей и убедиться, что каждый ученик понял суть материала, так как изучение стереометрии очень важно для развития мышления ученика.

Список литературы

  1. Атанасян Л.С. Геометрия 10-11– М.: Просвещение, 2005.
  2. Погорелов А.В. Геометрия 6-10. – М.: Просвещение, 1983.
  3. Методика обучения геометрии – М.: Дрофа, 2004.