Формирование нравственных качеств младших школьников на уроках в начальной школе через личностные УУД

№105-1,

педагогические науки

В статье раскрывается как с помощью личностных УУД мы можем формировать у детей нравственные категории.

Похожие материалы

Формирование нравственности совершается в школе на всех уроках. Мы проанализировали рабочую программу на 2018-2019 учебный год по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, изобразительному искусству, технологии, основы религиозных культур и светской этики и рассмотрели потенциал нравственного воспитания, заложенный в содержание учебных предметов 4 класса через личностные УУД.

«Русский язык»

УУД восприятие русского языка как явления национальной культуры, понимание связи развития языка с развитием культуры русского народа в отношении к Родине.

Язык — это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Ребенок приобщается к культуре речи народа. Через общение с другими людьми ребенок старается грамотно поставить свою речь, так он с уважением относится к себе. Так формируется нравственное осознание себя как субъекта российской идентичности.

УУД понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей чувств.

Исследователи — лингвисты отмечают, что современный ребенок часто не понимает многих крылатых выражений, связанных с событиями прошлого, не использует фразеологизмы в активном словаре. Предполагается, что одной из причин этого явления может быть то, что в современной культуре ребенок получает большое количество информационных блоков, подающихся в сжатой, преимущественно визуальной форме. Нравственные нормы, сформулированные в виде, пословиц, поговорок, притч, не предлагаются ребенку прямо, требуют замедления восприятия, рассуждения, актуализации исторических контекстов. Все это позволяет ребенку самостоятельно делать умозаключения, и у него тем самым появляется стимул к нравственному поведению.

УУД внимание к мелодичности народной звучащей речи.

О богатстве речи судят не только по количеству слов в русском языке, а прежде всего по умению использовать эти слова, учитывая их разные значения, стилистическую окраску. Умение воспринимать язык с эстетической стороны для младшего школьника является наиболее оптимальным способ пробуждения нравственных чувств.

Проанализируем возможности нравственного воспитания, заложенные в учебном предмете «Литературное чтение»

УУД учащиеся приобретают опыт внимательного отношения собственным переживаниям, вызванным восприятием природы, произведения искусства, собственных поступков, действий других людей; оценки своих эмоциональных реакций, поступков действий других людей.

Ученик на уроках литературного чтения учится не только правильно и четко читать, но и выразительно, ярко и красиво отвечать на вопросы по тексту. Смысловое чтение на уровне самоконтроля можно отнести и к регулятивным универсальным учебным действиям. Но наиболее активно оно проявляется как результат, как коммуникативные умения уже в качестве результата по прослушанному или прочитанному тексту. Собственное переживание познается и осознается ребенком лишь через посредство его отношения к внешнему миру, к объекту. Читая произведения, ребенок понимает, что такое хорошо и что плохо, как поступать правильно, а как не нужно.

УУД соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями.

Дети склонны подражать своим любимым героям. Исследователи отмечают, что доброта стала наиболее дефицитным явлением в окружающем мире. Каким мы представляем себе доброго человека — любящим помогать другим, умеющим сочувствовать, сопереживать и т. д. В целой системе методов и средств воспитания добрых чувств не последнюю роль играют именно произведения: дети любят героев, они им становятся родными, близкими, а значит, могут и должны стать примерами для подражания. Только важно тактично направить мысли и чувства, учащихся в правильное русло.

УУД представление о добре и зле, общих нравственных категориях.

Вместе с героями ребёнок учится проявлять доброту и благородство, рисковать собой ради других, совершать подвиги, становиться смелым, верным, справедливым. Через идентификацию себя с положительными героями ребенок усваивает алгоритмы нравственного поведения. Различные жанры программных произведений передают нравственные понятия и чувства ребенку не только в виде голой морали или нудной проповеди, а в прозрачной, ясной по смыслу и одновременно захватывающей форме.

Проанализируем возможности нравственного воспитания, заложенные в учебном предмете «Математика»

Работа с математическим содержанием позволяет поднимать самооценку учащихся, формировать у них чувство собственного достоинства, понимание ценности своей и чужой личности. Тем самым процесс изучения математики может способствовать нравственному осознанию, пробуждать нравственные чувства.

Выполнение нравственных норм связано с развитием регулятивных процессов младшего школьника, воли, самоконтроля. Формирование регулятивных действий обеспечивает использование действий контроля, приемы самопроверки и взаимопроверки заданий. В процессе работы школьник учится самостоятельно определять цель своей деятельности, планировать ее, самостоятельно двигаться по заданному плану, оценивать и корректировать полученный результат. Регулятивные УУД и виды деятельности: способность к организации своей деятельности (самостоятельное составление плана выполнения заданий); способность принимать, сохранять и следовать учебным целям; умение действовать по плану (решение задачи, вычисление выражений в два и более действий); умение контролировать процесс и результаты своей деятельности (проверка вычислений); умение адекватно воспринимать отметки и оценки (самооценка и сравнение результатов самооценки с отметкой учителя); готовность к преодолению трудностей (решение нестандартных задач, поиск новых способов решения).

Проанализируем возможности нравственного воспитания, заложенные в учебном предмете «Окружающий мир»

УУД осознание себя как Гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны, республики (региональный компонент).

Современные дети растут в период, отличающийся от детства и юности предыдущих поколений: другие ценности, другие идеалы, другие правила. Изменилось отношение людей к Родине. Исследователи отмечают, что одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры в обществе явилось резкое падение роли и значения патриотизма как одной из ценностей нашего народа и его героической истории. Стержнем всего воспитания должен быть патриотизм, который призван способствовать формированию у ребенка активной социальной позиции участника и созидателя общественной жизни, проявлению чувства гордости за свою Родину, за достижения страны, в которой живет, готовности к любым подвигам во имя Отечества, желанию стать его защитником, гражданином России.

УУД уважительное отношение к созидательной деятельности человека на благо семьи, школы, страны.

Личностные результаты при работе над проектами на уроках окружающего мира могут быть получены при выборе тематики проектов. Например, выбор темы проектов, связанной с историей и культурой своего города или села, позволяет формировать самоопределение учащихся как граждан России, испытывать чувство гордости за свою малую Родину.

Объединив два творческих предмета «Технология» и «Изобразительное искусство» проанализируем возможности нравственного воспитания.

Уроки технологии и изобразительного искусства воспитывают в младших школьниках волю, уверенность в себе, формируют у учащихся ответственность за порученное дело, пробуждают инициативу. Взаимосвязь компонентов на уроках влияет на нравственное воспитание. Компоненты: когнитивный (знания, получаемые учеником на уроках); деятельностный (возможность ученика проявить себя в творчестве через умения и навыки); практический (возможность ученика использование предметов сделанными своими руками в повседневной жизни); эстетический (художественность в оформление предметов, которые сделаны своими руками); этический (совокупность норм и правил поведения); креативный (проявление инициативы в оформление объектов труда); коммуникативный (общение между учащимися, с учителем на уроках).

Проанализируем возможности нравственного воспитания, заложенные в учебном предмете «Основы религиозных культур и светской этики»

Если в перечисленных дисциплинах нравственное воспитание осуществляется косвенно, предмет «Основы религиозных культур и светской этики» прямо направлен на формирование нравственного сознания, нравственных отношений и навыков нравственного поведения. Содержание это предмета помогает осознанию четвероклассником нравственных категорий.

Нравственные категории — это понятия морали, которые носят всеобщий характер (Добро, Зло, Справедливость, Долг, Совесть, Честь, Достоинство, Счастье и т.д.). Главные нравственные категории: добро и зло. Иллюстрациями вечного противоборства добра и зла являются темы: свобода и ответственность, честность, справедливость, гордость, гордыня, достоинство, милосердие, долг.

УУД развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; УУД понимания и сопереживания чувствам других людей.

Воспитание эмоциональной отзывчивости у младших школьников — это процесс взаимодействия педагогов и учеников, направленный на сохранение и развитие природных предпосылок ребёнка к эмоциональной отзывчивости; на формирование у ребёнка опыта эмоциональных переживаний. Предусмотрены специальные уроки: «Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь», «Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь», «Дружба и взаимопомощь», «Зачем творить добро?»

Список литературы

  1. Ковалева Г. С., Логинова О. Б. Планируемые результаты начального общего образования /– М.: Просвещение, 2013
  2. Минаева Е. И. Формирование духовно нравственной культуры обучающихся на учебных занятиях курса «Основы религиозных культур и светской этики» в условиях полиэтнической образовательной среды [Электронный ресурс] / Е.И. Минаева — Режим доступа: http://aeterna-ufa.ru/sbornik/NK128-3.pdf#page=141