Совершенствование сотрудничества учителей и родителей в воспитании младших школьников в современных условиях

№105-1,

педагогические науки

В данной статье приводятся результаты анкетирования учителей и родителей по вопросам сотрудничества. Описаны рекомендаций по оптимизации процесса сотрудничества учителя и родителей.

Похожие материалы

Воспитание младших школьников является базовой задачей образовательных организаций. Но главной и первой социальной средой, закладывающей основы физического и психологического здоровья ребенка, является семья. От того, насколько прочным, разумным является взаимодействие школы и семьи зависит гармоничное развитие ребенка.

В отечественной педагогике всегда уделялось большое внимание определению направлений работы по организации взаимодействия учителя и родительской общественности.

Белорусский исследователь Е.И.Сермяжко отмечает, что во всех странах, сформировавшихся на территории бывшего СССР ухудшились отношения между родителями и детьми на почве идеологических разногласий, выросло число супругов, недовольных отношениями в браке и свободно расторгающих официальные супружеские отношения, увеличилось число «матерей-кукушек» и «отцов-невидимок» [1, с. 4].

В связи с невысоким уровнем педагогической культуры и психологической грамотности преобладающего количества родителей, особенно тех, чье детство пришлось на переломные 80-90 годы, повышается запрос на ведущую роль школы в организации сотрудничества учителя и родителей в вопросах воспитания младших школьников.

В Федеральном государственном образовательном стандарте говорится, что родители являются субъектами учебно-воспитательного процесса в школе. Поэтому определение эффективных форм взаимодействия семьи и школы является одной из главных задач по реализации ФГОС в практике современной школы [2].

Выполнив анализ психолого-педагогической и нормативно-документальной литературы по теме исследования, мы выяснили, что адекватное применение современных форм сотрудничества педагогов и родителей в начальной школе способствует оптимизации воспитательных воздействий на младших школьников.

Для проверки эффективности использования современных форм сотрудничества учителей и родителей в начальной школе была организована наша исследовательская работа. Исследовательскую базу для исследования составили учителя начальной школы. Целью исследовательской работы было изучение оптимальных форм сотрудничества учителя и родителей в воспитании младших школьников.

В начале исследования мы провели анкетирование учителей школы и интерпретацию результатов анкетирования. В анкетировании приняли участие 15 учителей начальной школы. Анализ анкет показал, что большинство педагогов считают взаимодействие с родителями зоной своего профессионального комфорта, но из всех современных форм взаимодействия предпочитают традиционные родительские собрания.

Проведение анкетирования родителей класса через сайт «Анкетолог» показало, что мнения родителей по поводу сотрудничества со школой во многом совпадают. И для учителей, и для родителей зоной повышенного риска, требующей особого внимания и новых форм взаимодействия являются группы детей в социальных сетях. Часто взрослые не подозревают, что происходит с их детьми во время этого общения, поэтому школе и семье необходимо выстраивать общие правила поведения в сети, находить адекватные формы воздействия на детей в совместном деле профилактики негативных явлений.

Анализ годовых планов воспитательной работы за 2 и 3 класс, а также посещение нами в соответствии с целью исследования родительских собраний во время педагогической практики в 2017-2019 годах привели нас к выводу, что учителя не часто пользуются помощью специалистов помогающих профессий (психологов, социальных педагогов, уполномоченных по правам ребенка и др.) для проведения глубокой, адресной работы с родителями. Часто встречи с родителями носят назидательный характер, не используется арсенал современных форм организации взаимодействия.

Итогом нашей исследовательской части работы стала разработка 3 блоков рекомендаций по оптимизации процесса сотрудничества учителя и родителей:

I блок — Организация сотрудничества учителя и родителей с приоритетной задачей — ознакомление родителей с понятием «Универсальные учебные действия» и методами их формирования в учебной и внеучебной деятельности. В планировании воспитательной работы в разделе сотрудничества с родителями учителю необходимо в первую очередь знакомить родителей с концепцией построения ФГОС НОО. Очень важно, чтобы родители понимали, в чем коренное отличие ФГОС НОО от предыдущих образовательных стандартов, выступали подлинными субъектами учебно-воспитательного процесса своих детей.

II блок рекомендаций связан с использованием многообразных современных форм сотрудничества учителя и родителей и разделения взаимодействия по степени и времени контакта, максимального использования ресурсов специалистов, оказывающих правовую, психологическую и социальную поддержку учителю. Учителю нужно разграничить работу с родителями по следующим уровням:

  1. Индивидуальная работа с родителями, которая должна четко разделяться в сознании учителя на контактные формы работы, которые должны быть максимально содержательны и уважительны (беседа с родителем, когда он приходит в школу по вызову учителя, на мероприятия) и дистанционные (беседа по телефону или в социальных сетях или общение в ходе выполнения заданий через учебные онлайн — площадки).
  2. Работа со всем родительским коллективом, которая также должна быть разграничена на контактные формы (с использованием всего разнообразия современных форм проведения встреч с родителями) и дистанционные (через родительские группы в мобильном приложении WhatsApp), которые позволяют оперативно решать текущие вопросы взаимодействия учителя и родителей, оставляя время на родительских собраниях для решения концептуальных учебных и воспитательных задач.
  3. Работа с родителями через участие в общешкольных, городских и республиканских мероприятиях, Комиссию по делам несовершеннолетних и Защите их прав (КДНиЗП) и Психолого-медико-педагогические консилиумы школы и района (ПМПк и ПМПК).

III блок рекомендаций касается просвещения учителей и родителей по вопросу повышения компетентности в использовании возможностей мобильного приложения WhatsApp в работе классного руководителя с родителями и безопасности с сети Интернет. Большие потоки информации ежедневно атакуют современного человека, поэтому вопросы быстрой сортировки информации на существенную и второстепенную, мобильного реагирования на текущие проблемы, соблюдения правил взаимоуважения в сети необходимо проговаривать в формате сотрудничества учителя и родителей.

Список литературы

  1. Сермяжко Е.И. Семья и личность /Под ред. профессора Е.И. Сермяжко. –– Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2015. — 101 с.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. — 4-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2016. — 53 с. — (Стандарты второго поколения).