Формирование благоприятного климата в группе подростков

№105-1,

педагогические науки

В статье рассматривается характерные черты и значимость эмоционального климата в формировании школьного класса. Атмосфера класса считается одной с основных характеристик группы. Он формируется в ходе взаимодействия группы и определяет все её дальнейшую деятельность. Таким образом, положительная атмосфера увеличивает эффективность работы группы, содействует её сплочению. В собственную очередность, неблагоприятная атмосфера уменьшает свойство работы и снижает трудоспособность группы. Проведено изучение в исследовании эмоционального атмосферного климата класса

Похожие материалы

Растение… В одном климате он способен расцвести пышным цветом, в ином — зачахнуть. В таком случае можно отметить и о климате: в одних обстоятельствах группа действует хорошо и её члены приобретают возможность предельно полно реализовать себя, в иных — люди чувствуют себя некомфортно, стараются покинуть группу, выполняют в ней меньше времени, их личностный рост замедляется. По этой причине проблема «климата в коллективе» совершенно актуальна. Целью изучения является исследование климата в 8 классе МБОУ ОШ № 8 г. Елабуга.

При бесконечном напряжении велика вероятность того, что индивид способен получить ряд трудностей. И в том числе, если он не конфликтует с окружающими его в коллективе, и ежедневно ощущает себя в психическом напряжёнии со стороны членов группы, есть вероятность того, что он может перейти в состояние углубленного психологического стресса. Существенно определить роль руководителя в коллективе, так как от него зависит развитие климата в группе [2].

Данный класс разный по составу, обладает огромной творческой и интеллектуальной возможностью. Отзывы педагогов в адрес класса в целом всегда только позитивные.

Для наиболее детального изучения эмоционального атмосферного климата в коллективе было применено ряд вариантов методик, что позволило приобрести более четкий вид сформировавшегося психологического климата. Для изучения эмоционального атмосферного климата в коллективе были отобраны методики[1]: карта-схема Л.Н .Лутошкина; методика оценки психологической атмосферы в коллективе по А. Ф. Фидлеру; экспресс-методика по изучению социально-психологического климата в коллективе О.С. Михалюка и А.Ю. Шалыто.

С помощью карты-схемы Л.Н. Лутошкина была получена единая оценка климата в исследуемой группе. На рисунке 1 презентованы итоги изучения взаимоотношений между членами группы

Взаимоотношения между отдельными членами группы.
Рисунок 1. Взаимоотношения между отдельными членами группы.

Изучение обнаружило, что в коллективе сформировалась достаточно негативная атмосфера: имеется конфликтность и враждебность. Эти показатели подтверждаются суждениями 74 % анкетированных.

На рисунке 2 представлено подход испытуемых к наиболее тесному общению друг с другом.

Отношение школьников к более тесному общению
Рисунок 2. Отношение школьников к более тесному общению

В группе не имеется заинтересованность к наиболее близкому разговору между членами группы. Таким образом, отмечают 64 % школьников . Кроме того испытуемые отмечают, то что в трудных моментах состав практически постоянно разъединяется (согласно суждению 60 % опрошенных).

С помощью карты-схемы Л.Н. Лутошкина была получена абсолютная оценка каждого испытуемого как члена этого коллектива. Результат исследования продемонстрировал, что студент под номером «7» считается наиболее положительным членом группы.

Испытуемый «7» хорошо реагирует на свои минусы, стараясь не допускать в дальнейшем. Реализует усилия объединить коллектив в трудных ситуациях, а при достижении побед ощущает чувство гордости за свою группу. Почти всегда ученик располагается в отличном настроении, а кроме того со всеми делится позитивом.

К успехам и неудачам своей группы относится равно как к собственным своим. Согласно суждению испытуемого, группа полна энергии и быстро реагирует на изменения. Сумма баллов по данным категориям принимает наибольшее значение(100%). Тестируемый считается активистом класса, проводит активный образ жизни, принимает участие в различных мероприятиях и конкурсах.

Совокупность баллов при анкетировании согласно данным категориям принимает минимальное значение (менее 15 %).При оценке уровня общительности было выявлено, что 10% испытуемых весьма болезненный характер общительности с окружающими. Такие люди в группе абсолютно могут выступать фактором конфликтной ситуации из-за отличительных черт собственного сложного характера.

Подводя результат изучению уровня конфликтности личности, подчеркнем, что у двух испытуемых он выше среднего. Подавляющее большинство членов группы(74 %)отмечают, что к конфликтам с людьми в данной группе их приводит чрезмерная прямолинейность, и она же считается фактором инцидентов в коллективе.

Исследования по методике оценки климата в коллективе по А. Ф. Фидлеру показало, что только 5 испытуемых (28,0%) оценивают эмоциональную атмосферу в коллективе как благоприятную. Средний уровень благоприятности эмоциональной атмосферы расценивается 12 учениками (56,0 %); но необходимо выделить, что 4 испытуемые (16,0 %) из группы оценивают атмосферу в коллективе как низкую. Таким способом, подавляющее большинство учеников считают атмосферу в своей группе благоприятной.

Для определения климата группы как системы отношений его членов к коллективу применяли экспресс-способ О.С. Михалюк и А.Ю. Шалыто. Исследование показало, что эмоциональный компонент составляет 75% из трёх компонентов, в то время равно как в долю когнитивного компонента приходится 10%, а поведенческого — 15%.

В качестве существенного показателя эмоционального компонента рассматривается аспект привлекательности — на уровне понятий «нравится — никак не нравится», «привлекательный — никак не привлекательный», данное свидетельствует об этом, что основным фактором в создании подходящего климата считается взаимная симпатия друг к другу членов коллектива.

Но они плохо знают друг о друге, вероятно, из-за этого что мало взаимодействуют. Дети не стремятся вместе осуществлять свободное время, немного контактируют с друзьями за пределами учебы. Данные заключения выполнены нами в основе низкого показателя(15%) поведенческого компонента.

Самые низкие показатели у когнитивного компонента (10%), это обозначает, что члены группы не могут дать довольно полную характеристику ни личных, ни деловых качеств.

Для того, чтобы более детально установить состояние климата в классе нами были рассмотрены эмоциональный, поведенческий и когнитивный элементы взаимоотношений в коллективе.

Самый высокий балл (75%) составил эмоциональный компонент, указывающий на взаимную симпатию друг к другу членов коллектива. Это дает возможность вывести структуру взаимоотношения к коллективу равно как позитивное.

Таким образом, в классе прослеживается большой показатель взаимности, отличные отношения в целом, отсутствует явного разделения в микрогруппы. В коллективе не выявлено межличностных конфликтов, обстановка довольно благоприятна. Класс выступает равно как один коллектив, но никак не обладает наиболее значительными показателями сплоченности.

В команде имеется люди, которые хотя и не являются «изгоями», но приобрели негативную оценку со стороны коллег по нескольким признакам. При оценке класса согласно эмоциональному и поведенческому компоненту непосредственно эти люди предоставляли среднюю оценку, определяя состав «неплохим, однако и не хорошим». Это свидетельствует о том, то что в полном они в соответствии с нормой чувствуют себе в этой команде, но никак не являются активными соучастниками в дружеских отношениях.

Члены категории доброжелательно настроены по отношению друг к другу, благоприятно оценивают цели и задачи, которые стоят пред классом, стремятся сообща решать проблемы, сохраняя и укрепляя категорию как целое, наиболее важная информация доступна абсолютно всем членам коллектива, участливо и дружелюбно относятся к новичкам, помогают им освоиться в коллективе.

Список литературы

  1. Методы исследования межличностных отношений в группе [Электронный ресурс] — Режим доступа. URL:http://testoteka.narod.ru/mlo/0.html
  2. Донцов А.И. Психология коллектива. — М.: Изд-во МСК. ун-та, 2007
  3. Хасан Б.И. Психотехника конфликта и конфликтная компетентность. –Красноярск, 1996.