Жизнь после смерти в религии индуизма

№95-1,

философские науки

Индуизм – является одной из древних религий, которая насыщена разными легендами и историями. Она, как и многие религии имеет свои представления о загробной жизни. В статье рассматривается особенности жизни души после смерти, этапы, развитие души в представлениях ада и рая.

Похожие материалы

Индуизм — это одна из самых древних и влиятельных религий в мире. Некоторые исследователи считают она не является одной целостной религией, а синтезом ряда родственных друг другу религиозных идей, когда-либо проникавших в Индию с сотнями различных культурных, социальных и племенных групп. Поэтому трудно дать краткое и точное описание религии. В данной статье рассматривается аспект загробной жизни в религии индуизма.

Загробная жизнь в индуизме делиться на два этапа. Первый называется сансарой. Второй выходом из сансары. Сансара в переводи с санскрита звучит как «странствование». Наряду с санскритом, сансара, переводиться как перерождение или реинкарнация. По своей сущности это душа переселяется в другое тело. Механизмом, является карма ( в переводе с санскрита «поступок») — это закон реинкарнации души, суть которого при овладении хороших поступков, человек перерождается в хорошее перерождении, если преобладают плохие — то плохое перерождение. Индуисты говорят, что какая карма — такова сансара. Если тело здоровое и судьба счастливая — то у человек имеет хорошую карму. Плохое перерождение — это растение, животное или больной человек. По мировоззрению индуистов, преступник становиться жертвой такого деяния, которое совершил.

Как и у многих мировоззрений, в индуизме загробная жизнь делиться на Рай и Ад. Существует легенда, что Брахма когда творил вселенную из космического яйца, не стал создавать смерть. Брахма сотворил небо, землю и подземный мир, которые населяли добрые боги «девы» и демоны злые «асуры». Они были бессмертны, людей еще пока не существовало. Пока у богини Адити не родился безрукий и безногий Вивасват. Братья пожалели калеку и сделали ему конечности, так возник первый человек ( по другим версиям слон). [4, C. 205].

Вивасват недолго был человеком, постепенно он превратился в бога, который олицетворял солнечный свет. Но дети его, Яма, Ями и Ману, родились людьми, в результате чего лишились божественного дара. Страшная смерть им не грозила, так как Брахма, создавая мир, не предусматривал этого, в результате чего Земля, была переполнена людьми. Не выдержала Земля, такого, и обратилась к Брахме, с просьбой уменьшить количество жителей.

Сложно такое представить, что Землю, волновало такое количество людей. Но мудрый Брахма, не стал выделять людей в определенную группу. Сначала он был зол и хотел убить всех, но потом смягчился по просьбе Шиву и создал Смерть, которая должна сдерживать рост населения. Она оказалась темноглазой женщиной в красном платье и венком из лотосов на голове, она была доброй. Сначала женщина рыдала и отказывалась исполнять свои обязанности, так как они наносят боль другим людям. В конце концов, Брахма пошел на компромисс, он слезы смерти превратил в болезни, а страсти и грехи причиной гибели живых существ. Смерть, таким образом носит титул справедливости.

Первой жертвой смерти стал Яма, сын бога Вивасвата. Он был первым человеком, который попал в загробный мир, где Агни управлял им. Он был очень одинок и с радостью отдал свое место Яме, чтоб самому стать посредником между людьми и богом. Яма основал новое загробное царство, которое расположилось на юге, под землей. Оно главное царство — «мир предков». Все кто прибывает сюда, подлежат суду, который совершается Ямой. Чтобы на него попасть, душа должна сделать долгий пусть, который занимает целый год. Здесь в огромном городе, Яма предстает в ярко-красном платье, с венцом на голове, в руках держа булаву и петлю из которой он вынимает душу умершего. Секретарь бога, Читрагупта, докладывает царю о земных деяниях каждого новоприбывшего, после чего Яма определяет ему место либо в раю, либо в одном из отделений ада. Некоторым в виде на жительство сразу отказывают и отправляют их обратно на землю для перерождения [1, C. 55].

Ад обозначается термином «нарака». Он имеет несколько отделений. Многие источники пишут, что существует 7 кругов ада. В каждом кругу определенное наказание. Их изнуряют бессонницей, заставляют обнимать раскаленное железо, варят в кипящем масле. Второй этап в жизни грешников, это попадание в 7 кольцо ада, туда отправляют только заядлых грешников, из которого выхода нет. Здесь души находятся до конца «дня Брахмы» и уничтожаются [4, C. 79].

Безрадостной бывает участь, что у некоторый покойных прерывается род, по мужской линии. В той же «Махабхарате» описывается некто Джараткара, праведник, предававшийся «суровым аскетическим подвигам». Подвиги эти были столь суровы, что Джараткара, научившийся полностью усмирять плоть, не имел потомства и засчитывал это себе в заслугу. Но однажды, странствуя по свету, аскет «увидел своих праотцев, висящих в глубокой яме ногами вверх, а головами вниз». Мучения старцев усугублялись крысой, «тайно живущей в той же яме». Выяснилось, что в яме (видимо, это был один из участков ада) истязаются предки героя, которые были столь же «суровы в обетах», как и сам аскет, по каковой причине они имели на всех лишь одного потомка, самого Джараткару. И теперь, если он не родит хотя бы одного сына, род их угаснет и посмертная судьба праотцев не сможет измениться к лучшему. Видя мучения старцев, Джараткара немедленно устыдился, снял с себя принятые обеты и воскликнул: «…я приложу старания к тому, чтобы жениться, о праотцы!.. И тогда родится потомство ради вашего спасения. Достигнув вечного местопребывания, радуйтесь, о мои отцы!» [1, C.43].

Джараткара сдержал слово, родил сына и «отправился на небо вместе со своими предками». Но поскольку в Индии всегда существовало множество аскетов, можно опасаться, что не одни лишь предки Джараткары, но и миллионы других жителей Питрилоки безвинно терпят мучения, расплачиваясь за воздержание своих потомков. Требование, чтобы жители Питрилоки не были бездетными — это бюрократическая придирка Ямы. Отправление души индуса в загробный мир, процедура сложная. Поэтому если человек, не имеет детей, то он может быть не уверен, что дальние родственники совершат этот обряд. [2, C. 45].

Впрочем, бывает и обратная ситуация: заботливые родственники совершают похоронный обряд, провожая в царство Ямы человека, пропавшего без вести, а он через некоторое время возвращается домой. Это вызывает немалые затруднения, поскольку не только с юридической, но и с религиозной, и с социальной точки зрения человек этот становится подданным Ямы, а двойное гражданство в данном случае категорически запрещено. Требуется сложная система обрядов, воссоздающих весь жизненный цикл от зачатия и рождения до свадьбы, чтобы «покойный» мог снова стать полноправным членом мира живых [3, C. 85].

Стоит отметить, что существует и второй этап жизни души, которые вели праведный образ жизни. Их действие обозначается термином «мокша». Она действует и достигает цели, когда происходит слияние души с богом Брахмой, которая достигает вечного блаженства [1, C. 105].

Таким образом, загробная жизнь индуизма имеет свою древнюю историю, которая насыщена различными легендами и представляет для индусов ценность и веру, что их души сольются с великим богом- создателем мира Брахмой.

Список литературы

  1. Волжок Д. О. Индийские божества Вып. III: Исследование индийских богов . Спб : Наука, 2009.156 C. ISBN 5-02-009825-6.
  2. Корин Н. Г. Индийские легенды. Спб: Востоковедение, 2008. 300 C. ISBN: 5-85803-307-3
  3. Матретина Г. А. Загробная жизнь в индуизме. (на материалах МАЭ). Санкт-Петербург:МАЭРАН,2005. 145 C. ISBN: 5-88431-097-8
  4. Тромас К. Индия. Эпос, легенды, мифы. М: Евразия, 2008.800 C. ISBN: 58071-0038-7