Применение лекции-визуализации при обучении графическим дисциплинам

№114-1,

педагогические науки

В статье рассмотрена лекция-визуализация как современный метод интерактивного обучения, представлены особенности применения лекции-визуализации при обучении графическим дисциплинам.

Похожие материалы

Лекцией называется устное изложение учебного материала, выстроенное по строго определенной логической структуре, подчиненной задаче максимально глубоко и понятно раскрыть заданную тематику.

В переводе с латинского слово «лекция» означает чтение. Лекция появилась еще в Древней Греции в средние века. Но в силу того, что эта форма обучения является основой для дальнейшего усвоения учебного материала, она и в настоящее время актуальна и является одним из самых распространенных способов донесения информации до обучающихся. Особенно распространен этот метод изложения материала у преподавателей образовательных организаций высшего образования.

Основной целью лекции является обеспечение теоретической основы обучения, развитие интереса к учебной деятельности и конкретной учебной дисциплине, формирование у обучающихся ориентиров для самостоятельной работы.

В ежедневной педагогической практике преподаватель использует определенный набор методов для проведения лекционных занятий, которые чаще всего отражают классический подход к их проведению. При проведении традиционной лекции преподаватель передает определенное знаниевое содержание по определенной структуре и является транслятором этого знания. Студентам же в этом случае отводится роль пассивных слушателей, письменно фиксирующих информацию.

В настоящее время при чтении лекций широкое применение находят методы активного обучения. Существуют различные виды интерактивных лекций: проблемная лекция, лекция с заранее запланированными ошибками, лекция-пресс-конференция, лекция-дискуссия, лекция-беседа, лекция-визуализация и др. [1]. Для таких дисциплин как «Начертательная геометрия» и «Инженерная графика» наиболее эффективной является лекция-визуализация. При изучении графических дисциплин наглядность приобретает первостепенное значение, так рассматриваются формы, размеры и взаимное расположение различных предметов в пространстве. Формирование графической грамотности будущих инженеров неотделимо от развития их пространственного мышления.

Кроме этого современные дети, начиная с раннего возраста, пользуются смартфонами, планшетами и компьютерами. Сначала для игры, потом в школе для учебы, используя электронные учебники, интерактивные доски и другие мультимедийные инструменты. Таким образом, современные дети привыкли с детства к визуальной информации и лучше ее усваивают.

Лекция-визуализация представляет собой передачу информации посредством графического представления в образной форме (слайды, видео-слайды, плакаты и т.д.) [2]. Следует отличать лекцию-визуализацию от лекции с использованием технических средств обучения (ТСО). Лекция считается визуализацией, если в течение полутора часов преподаватель использует не менее 12 наглядных изображений. Роль преподавателя в лекции-визуализации — комментатор. Чтение лекции-визуализации сводится к развернутому или краткому комментированию просматриваемых визуальных материалов.

Разработка лекции-визуализации требует тщательной реконструкции: лекционный материал необходимо по максимуму преобразовать в визуальную форму (схемы, графики, таблицы, рисунки, чертежи) и разработать конспект проведения лекции с включением в него визуального материала.

Для сопровождения лекции наиболее распространенной является мультимедийная презентация, созданная в программе Power Point, входящей в программный пакет Microsoft Office [3]. Наибольшую эффективность при этом дает использование трехмерной компьютерной графики и анимации. 3D модели позволяют ярко и реалистично показать то, что описывает сложный для восприятия технический текст (рис. 1) [4]. А если к моделям добавить ещё и анимацию, то техническая информация приобретет необходимую динамику.

Использование трехмерных моделей в презентации
Рисунок 1. Использование трехмерных моделей в презентации

Использование анимации и электронных слайдов способствует повышению у обучающихся осознания отображения различных пространственных объектов на плоскости, развитию их пространственного мышления [5].

Визуализация помогает более успешному восприятию и запоминанию лекционного материала, а также позволяет активизировать мышление, показывает его связь с творческими процессами принятия решений.

Работу над материалом лекций можно построить так, чтобы можно было привлечь и обучающихся, которые получат соответствующие навыки и умения, смогут развить активность и развить личностное отношение к обучению.

Таким образом, лекция-визуализация является современным методом интерактивного обучения, который, в отличие от традиционной методики, создает условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности.

Список литературы

  1. https://helpiks.org/8-78991.html
  2. https://studwood.ru/1061731/pedagogika
  3. Никитина, С.А. Применение современных информационных технологий в преподавании начертательной геометрии и инженерной графики / С.А. Никитина, И.А. Легкова. — Современные проблемы высшего профессионального образования: материалы международной научно-методической конференции. — Курск, 2011.
  4. Легкова, И.А. Использование трехмерной графики при изучении устройства узлов и механизмов / И.А. Легкова, В.П. Зарубин, В.Е. Иванов. — Аграрная наука в условиях модернизации и инновационного развития АПК России: материалы всероссийской научно-методической конференции с международным участием. — Иваново: ИГСХА, 2015. — С. 140-143.
  5. Легкова, И.А. Применение информационных технологий для развития пространственного мышления обучающихся / И.А. Легкова, С.А. Никитина, А.В. Топоров, А.А. Покровский. — Информационные технологии в обеспечении федеральных государственных образовательных стандартов: материалы международной научно-практической конференции. — Елец, 2014.