Вклад Макаренко А.С. в становлении пенитенциарной педагогики

№96-1,

юридические науки

Актуальность взглядов А.С. Макаренко не утрачена в современном мире: воспитание является важнейшим компонентом образования в интересах человека, общества, государства, в том числе и в местах лишения свободы. Одним из направлений совершенствования уголовно-исполнительной политики являются «поиск и использование новых форм и методов исправительного воздействия на осужденных, организационных механизмов социальной работы с осужденными, закрепление в уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации форм социальной, психолого-педагогической работы с осужденными в качестве основного средства исправления осужденных». Для реализации данного положения все более осознается необходимость изучения педагогической системы А.С. Макаренко и практического применения его основополагающих идей и принципов воспитания.

Похожие материалы

Представления А.С. Макаренко не потеряли своей значимости в настоящем периоде развития общества: воспитание считается наиболее важным элементом образования человека, общества и государства. Изучая педагогическое наследие данного автора, можно отметить его постоянную научную ценность и значимость его мыслей, многосторонность и неповторимость его опыта. На сегодняшний день требованиями к педагогу являются не столько знания основ развития человека как личности, но и способность определения особенностей ребенка и коррекции его сознания и поведения. То есть, как можно увидеть из анализа положения педагога в современном обществе, именно педагог по праву может считаться основной фигурой в обществе, ведь именно на него возлагается роль развития маленького человека. [3, С. 186]

Учительское слово обретает свою воспитательную мощь только тогда, когда начинает функционировать его личный пример, когда иные средства реализации воспитания пронизаны чистотой и благородством. Именно в этом выражается положение педагога в образовательном процессе как личности. Именно от него зависит воспитание и образование будущего поколения. В образовательных учреждениях мы впервые учимся получать знания, учимся уважению к людям, изучаем ценность людской жизни. В нашу жизнь навсегда входит учитель. Но лишь огромное количество времени, повзрослев, мы наконец понимаем, какой громадной силой влияния на нас обладает педагог и как много он сделал для нас, чтобы мы стали тем, кем являемся сейчас [3, С. 182].

Как мы уже отметили в данной работе наиболее важный след в понимании роли педагога на жизнь людей оставил именно Антон Семенович Макаренко, изучив и переосмыслив все педагогическое наследие. Данный научный деятель внес вклад в основном в методологию педагогики, а также изучил все требования к личности учителя, а также обогатил как теорию, так и практику воспитания [2], создав свою педагогическую систему. Базой данной концепции является педагогическая логика, которая рассматривает педагогику как «практически целесообразную науку». Вышеуказанное мнение выражается в настоящий период времени как потребность закономерного соответствия между целями, задачами, средствами, методами, формами и результатами воспитания.

Пенитенциарная система Российской Федерации — орган правоохранительной системы государства, выражающийся собой комплекс учреждений и органов по исполнению уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера. Изучая статистику лиц, содержащихся под стражей, остаётся стабильно высоким: численность осужденных за более тяжкие общественно опасные деяния выросло за последние года на две трети от полного числа осужденных к лишению свободы. Одна четвертая заключенных приговорены к длительным срокам лишения свободы, половина заключенных являются рецидивистами.

Современный уклад «тюремной жизни» обвиняемых и осужденных в пенитенциарной системе оставляет желать лучшего. «Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации имеет своими целями исправление осуждённых и предупреждение совершение новых преступлений как осуждёнными, так и иными лицами» (ст. 1 УИК).

Итак, одна из важнейших целевых установок пенитенциарной системы — исправить человека, сделать его правопослушным. Согласно словарю В.И. Даля, понятие «исправить» означает «изменить улучшая, переделывать на лучший лад»; «исправлять повинности — нести, отбывать». Правонарушения — признак отсутствия правильного воспитания среди несовершеннолетних, что приводит к преступлениям и к наказанию. Появление специальных учреждений по исправлению правонарушителей восходит к 1704 году: именно в этом году при лазарете св. Михаила, основанном в Риме папой Климентом 11, был создан приют по исправлению испорченной молодёжи. С тех пор широкое распространение в мире получают «исправительные дома», а затем «исправительные колонии». Само понятие «исправление» становится основополагающим понятием пенитенциарной (от лат. poenitentia — раскаяние) системы. Термин «перевоспитание» — идеологема 20-х годов XX века, введён в научный лексикон с появлением так называемых «трудных», «невоспитуемых», «дефективных» — отставших от самих себя, взамен широкораспространённого понятия «коррекция» (выправление).

Перевоспитание — всего лишь вид воспитания, цель которого не столько устранение отрицательных, сколько развитие положительных личностных свойств человека: формирование установки на исправление, на ресоциализацию, на реабилитацию, на психологическую готовность к нормальной жизни на свободе, на предупреждение рецидивной преступности. Но всё это соотносимо с понятием «воспитание», которое может быть либо положительным (правильным), либо отрицательным (неправильным), другого не дано. Это — единство противоположностей или диалектическая логика. Исправление происходит в условиях изоляции осуждённых преступников от общества и задается правовыми нормами: соблюдение законности при исполнении уголовного наказания и административный надзор. Среди задач уголовно-исполнительного законодательства наиболее важное место занимает “охрана прав, свобод и законных интересов, оказание осуждённым помощи в социальной адаптации” (ст.1. ч.2 УИК РФ). Сам факт исправления человека сводится к получению правопослушного поведения осуждённого.

Одним из направлений совершенствования уголовно-исполнительной политики являются «поиск и использование новых форм и методов исправительного воздействия на осужденных, организационных механизмов социальной работы с осужденными, закрепление в уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации форм социальной, психолого-педагогической работы с осужденными в качестве основного средства исправления осужденных» [1].

Развитие пенитенциарной педагогики как научного знания, соединяющей теоретические и практические аспекты исправления заключенных, что выражается потребностью общества в изменении личности осужденного и его возвращении его к честной и качественной жизни в обществе. Для осуществления всех сторон пенитенциарной педагогики следует в первую очередь нужно начать с изучения педагогической системы А.С. Макаренко, а после реализовать его основополагающие идеи и принципы на практике. Но не стоит забывать, что основы педагогики А.С. Макаренко, выражающиеся в развитии личности в коллективе не реализовываются на в теории, ни на практике перевоспитания заключенных. Также следует отметить, что определенные положения недопустимы в целом в пенитенциарной системе на основе того, что реализовать опыт А.С. Макаренко на практике не получится.

Приверженцы данной позиции подтверждают свое мнение тем, что объект воспитания изменился, у А.С. Макаренко объектом являлись голодные дети, которым для воспитания нужна только еда и качественные условия существования, на данный же момент объектом воспитания являются закоренелые осужденные, которых исправить возможно устрашение и принуждение.

Мы считаем, что оба утверждения не могут считаться правильными. Во-первых, заключенные никогда не выступали в виде безликой однородной массы закоренелых преступников, а во-вторых, и во времена А.С. Макаренко объектом воспитания являлись лица, осужденные за преднамеренное совершения тяжких общественно опасных деяний, выросших в нормальных семьях. То есть, как можно отметить, проблема пенитенциарной педагогики заключается не только в объекте воспитания, сколько в субъекте воспитания.

Во времена работы в трудовой колонии имени М. Горького и коммуне имени Ф.Э. Дзержинского с 1920 по 1935 год А.С. Макаренко смог реализовать определенную систему исправления преступников, которая помогла исправиться и реализоваться в жизни многим заключенным. Но предложенная им концепция не смогла реализоваться по причине ужесточения карательной политики государства. Именно по данной и иным причинам А.С. Макаренко не смог внедрить свою практику по реализации пенитенциарной системы в практику исправительно-трудовых учреждений.

В настоящий период времени в весь педагогический процесс в пенитенциарных учреждениях реализуется с помощью исполнения уголовного наказания. Это приводит к жесткой регламентации его средств, форм и методов воздействия нормами права, которые не всегда подходят к педагогическому перевоспитанию осужденных. У А.С. Макаренко таких рамок не было, вернее, он признавал только одну целесообразность — педагогическую.

Период исправления заключенных реализуется в период уголовного наказания. То есть, в концепции А.С. Макаренко нет места быть сопоставлению периода исправления и период исполнения наказания, так как осужденные в системе исполнения уголовного наказания А.С. Макаренко должны проходить обучение в рабфаках, а в летний период возвращаться в стены колонии к иным осужденным. Также по мнению А.С. Макаренко свою актуальность в данной системе теряют все охранные сооружения, так как побег из пенитенциарного учреждения не мог считаться нарушением режима при условии его возвращения в стены колонии; также теряют свою значимость и все меры безопасности, лишение свиданий с семьей и т.д. Все это выражается в том, что педагогическая система А.С. Макаренко строится на педагогике доверия, возвращения личности к качественной жизни, а не ее разрушения и подавления. То есть это педагогика сотрудничества педагога и осужденного, а не их противостояния.

Идеи советского педагога-новатора до сих пор привлекают внимание прогрессивной педагогической общественности всего мира, доступны для внедрения в воспитательных учреждениях любого типа. Эти идеи нельзя рассматривать с точки зрения узкопринятой специфики или в узком смысле — педагогическом и практическом, их значение несравненно шире: они становятся факторами, способствующими возникновению нового отношения к человеку, жизни, обществу. Благодаря их использованию открываются новые возможности гуманизации условий содержания лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, повышения гарантий соблюдения их прав и законных интересов, что является одной из целей Концепции.

Все это реально осуществимо при условии освоения теоретической высоты педагогической системы А.С. Макаренко, ведь она содержит не только общие решения важнейших педагогических проблем, но и конкретные, действенные пути реализации результатов их решения на практике. В его педагогической концепции органически связаны разработанные им, говоря современным языком, социальные технологии воспитания (сводный отряд, перспективные линии, первичный коллектив, параллельное действие, общая программа и индивидуальный корректив к ней, метод взрыва и т. д.) и их теоретическое обоснование.

Таким образом, в период так называемой «оттепели» были заложены основы формирования новой исправительно-трудовой системы и определены гуманистические тенденции развития пенитенциарной науки и практики на последующие годы.

Список литературы

  1. Распоряжение Правительства РФ от 14.10.2010 N 1772-р <О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года> // "Собрание законодательства РФ", 25.10.2010, N 43, ст. 5544
  2. Золотухин Д.С. Трудовое воспитание школьников: книга для учителя / Д.С. Золотухин. – М.: Просвещение, 2011
  3. Макаренко А.С. Педагогические сочинения. - Педагогика. - М.: 1986. - Т. 1.