Анализ сопоставимости объемов государственного бюджета и фонда обязательного медицинского страхования

№96-1,

экономические науки

В статье представлены результаты компаративного анализа доходов и расходов федерального бюджета РФ и Федерального фонда обязательного медицинского страхования, выявлены соотношения объемов исследуемого фонда и федерального бюджета за период с 2014 по 2017 годы.

Похожие материалы

Одной из самых актуальных проблем в развитии системы обязательного медицинского страхования в России считается ее недофинансирование. По мнению многих исследователей, связано это на прямую с увеличением средней продолжительности жизни населения, бурным развитием дорогостоящих медицинских технологий, сокращением налогооблагаемой базы за счёт снижения занятости и доходов в официальном секторе экономики, увеличением доли нетрудоспособного населения [19, 20]. Нашей задачей стояло провести анализ бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) за 2014 — 2017 годы, и сравнить объемы его доходов и расходов с аналогичными показателями федерального бюджета РФ. Такой анализ позволил дать оценку объемам финансирования системы обязательного медицинского страхования в России. На основании данных, представленных в законах: О федеральном бюджете, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования и их исполнении, можно провести анализ и сформулировать выводы о динамике доходов и расходов федерального бюджета и исследуемого внебюджетного фонда и их сопоставимости по масштабу.

В таблице 1 сгруппированы исследуемые показатели на основе соответствующей законодательной базы РФ.

Таблица 1. Доходы и расходы федерального бюджета и фонда обязательного медицинского страхования за 2014-2017 гг. млрд. руб.

Показатель

2014

2015

2016

2017

План

факт

План

Факт

План

факт

План

факт

Федеральный бюджет

Закон

349-ФЗ

276-ФЗ

384-ФЗ

377-ФЗ

359-ФЗ

287-ФЗ

415-ФЗ

354-ФЗ

Доходы, всего

14238,8

14496,9

13251,4

13659,2

13251,4

13659,2

14720,3

15088,9

Закон

349-ФЗ

276-ФЗ

384-ФЗ

377-ФЗ

359-ФЗ

287-ФЗ

415-ФЗ

354-ФЗ

Расходы, всего

13960,1

14831,6

15417,3

15260,3

16402,9

16416,4

16728,4

16420,3

Фонд обязательного медицинского страхования

Закон

321-ФЗ

281-ФЗ

387-ФЗ

379-ФЗ

365-ФЗ

290-ФЗ

368-ФЗ

357-ФЗ

Доходы, всего

1240,1

1250,5

1619,8

1573,5

1661, 7

1657,6

1705,9

1737,2

Закон

321-ФЗ

281-ФЗ

387-ФЗ

379-ФЗ

365-ФЗ

290-ФЗ

368-ФЗ

357-ФЗ

Расходы, всего

1240,1

1268,7

1662,8

1638,8

1594,9

1590,2

1735,0

1655,0

Источник: составлено автором по [1-17].

Согласно ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» от 29.11.2010 г. № 326-ФЗ ФОМС как и все другие социальные фонды устроен по страховому принципу, т.е. большая часть его доходов должна обеспечиваться работодателями за счет взносов на заработную плату своих работников. Остальную часть за неработающую часть населения, в том числе за детей, пенсионеров, инвалидов и так далее платят субъекты федерации, имея в своих бюджетах соответствующие статьи расходов. По данным СМИ, в 2018 году нехватка средств ФОМС ожидалась порядка 196,6 млрд. руб., что чуть более 12% ожидаемых доходов ФОМС в 2018 году [21].

В таблицах 2 и 3 представлены соотношения плановых и фактических показателей доходов и расходов федерального бюджета и Федерального ФОМС РФ за исследуемый период.

Таблица 2. Соотношение объемов ФОМС РФ и федерального бюджета (план)

Показатель

2014

2015

2016

2017

Доля доходов фонда обязательного медицинского страхования от доходов федерального бюджета, (%)

8,71

12,22

12,43

11,51

Доля расходов фонда обязательного медицинского страхования от расходов федерального бюджета, (%)

8,88

10,79

9,72

10,37

Источник: рассчитано автором по [1-17].

Таблица 3. Соотношение объемов ФОМС РФ и федерального бюджета (факт)

Показатель

2014

2015

2016

2017

Доля доходов фонда обязательного медицинского страхования от доходов федерального бюджета, (%)

8,63

11,52

12,32

11,51

Доля расходов фонда обязательного медицинского страхования от расходов федерального бюджета, (%)

8,55

10,74

9,69

10,08

Источник: рассчитано автором по [1-17].

Анализ данных таблиц 2 и 3 показывает, что плановый объем доходов фонда обязательного медицинского страхования от уровня запланированных доходов федерального бюджета составил в 2014 году 8,71%, в 2017 году — 12,51%; фактический объем — в 2014 году 8,63%, в 2017 году — 11,51%.

Плановый объем расходов фонда обязательного медицинского страхования от уровня запланированных расходов федерального бюджета составил в 2014 году 8,88%, в 2017 году — 10,37%; фактический объем — в 2014 году 8,55%, в 2017 году — 10,08%.

Исследование динамики доходов и расходов фонда обязательного медицинского страхования позволяет сделать выводы о том, что объемы фонда составляют не менее 7,5% и показывают рост в динамике (рис. 1 и 2).

Динамика удельного веса доходов ФОМС в общем объеме доходов федерального бюджета страны. Источник: составлено автором по [1-17].
Рисунок 1. Динамика удельного веса доходов ФОМС в общем объеме доходов федерального бюджета страны. Источник: составлено автором по [1-17].
Динамика удельного веса расходов ФОМС в общем объеме расходов федерального бюджета страны. Источник: составлено автором по [1-17].
Рисунок 2. Динамика удельного веса расходов ФОМС в общем объеме расходов федерального бюджета страны. Источник: составлено автором по [1-17].

Таким образом, проведенный анализ динамики доходов и расходов федерального бюджета и ФОМС позволяет сделать следующие выводы. Во-первых, по своим доходам и расходам ФОМС составляет порядка десяти процентов от аналогичных показателей федерального бюджета. Иными словами — данный социальный внебюджетный фонд, выполняя функции по предоставлению медицинских услуг гражданам, составляет громадные суммы, подавляющая часть которых финансируется за счет страховых платежей, уплачиваемых работодателями. Во-вторых, исследование динамики движения финансовых ресурсов в составе ФОМС требует к себе пристального внимания в научных исследованиях, связанных с решением проблем дефицита средств в системе обязательного медицинского страхования.

Список литературы

  1. «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» Федеральный закон от 19.12.2016 № 418-ФЗ. – Информационно-справочная система «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_138541/e401275e4f6cc46a58be0e5e2ee2faf1bfbfeab0/.
  2. «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» Федеральный закон от 02.12.2013 № 321-ФЗ (ред. от 21.07.2014). – Информационно-справочная система «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155141/78583f39e5162f69ee2209a4e849997efd948d69/.
  3. «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» Федеральный закон от 01.12.2014 № 387-ФЗ (ред. от 20.04.2015). – Информационно-справочная система «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171551/34b2870933bff25d1ce8977235e3374e477b9117/.
  4. «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2016 год» Федеральный закон от 14.12.2015 № 365-ФЗ (ред. от 19.12.2016). – Информационно-справочная система «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_190428/.
  5. «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» Федеральный закон от 02.12.2013 № 349-ФЗ (ред. от 26.12.2014) . –Информационно-справочная система «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155198/b50647f0d9209a5c4aa1bff7f0a9e4cb009ff7ad/.
  6. «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» Федеральный закон от 01.12.2014 № 384-ФЗ (ред. от 28.11.2015) . – Информационно-справочная система «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171692/10499cea702d9c171a9c0babb3cae34bee6c104c/.
  7. «О федеральном бюджете на 2016 год» Федеральный закон от 14.12.2015 № 359-ФЗ (ред. от 22.11.2016). – Информационно-справочная система «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=207926&fld=134&dst=100241,0&rnd=0.20699802975162596#0.
  8. «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» Федеральный закон от 19.12.2016 № 415-ФЗ. – Информационно-справочная система «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_138665/6aeccf8476a50e5b47bae93064caa14e47648b28/.
  9. «Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2017 год» Федеральный закон от 11.10.2018 № 357-ФЗ. – Информационно-справочная система «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_169737/2b7f88742da5abad05b8bc29a84947176c096cff/.
  10. «Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2014 год» Федеральный закон от 05.10.2015 № 281-ФЗ. – Информационно-справочная система «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_186965/2b7f88742da5abad05b8bc29a84947176c096cff/.
  11. «Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2015 год» Федеральный закон от 31.10.2016 № 379-ФЗ. – Информационно-справочная система «КонсультантПлюс». – Режим доступа:http://www.ffoms.ru/documents/federal-laws/federalnyy-zakon-ot-31-noyabrya-2016-379-fz/.
  12. «Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2016 год» Федеральный закон от 16.10.2017 № 290-ФЗ. – Информационно-справочная система «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_280370/.
  13. «Об исполнении федерального бюджета за 2014 год» Федеральный закон от 05.10.2015 № 276-ФЗ. – Информационно-справочная система «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_186926/2b7f88742da5abad05b8bc29a84947176c096cff/.
  14. «Об исполнении федерального бюджета за 2015 год» Федеральный закон от 31.10.2016 № 377-ФЗ. – Информационно-справочная система «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_206543/2b7f88742da5abad05b8bc29a84947176c096cff/.
  15. «Об исполнении федерального бюджета за 2016 год» Федеральный закон от 16.10.2017 № 287-ФЗ. – Информационно-справочная система «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_280523/.
  16. «Об исполнении федерального бюджета за 2017 год» Федеральный закон от 11.10.2018 № 357 -ФЗ. – Информационно-справочная система «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_169502/2b7f88742da5abad05b8bc29a84947176c096cff/.
  17. «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.01.2017) Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ (ред. от 28.12.2016). – Информационно-справочная система «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_107289/.
  18. Налоговый Кодекс Российской Федерации от 31.07.98 №146-ФЗ . – Информационно-справочная система «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/.
  19. Обязательное медицинское страхование в Российской Федерации. – Научно-практический журнал. – 2016.– №6. – 79 с.
  20. Панковская Е.В., Козлова Е.В. Современные проблемы развития обязательного медицинского страхования в России. – Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2015/pdf/14925.pdf.
  21. СМИ рассказали о нехватке в ФОМС 0,5 трлн руб. на зарплаты врачам. – Официальный сайт «РБК». – Раздел «Экономика». – 14 октября 2016г. – Режим доступа: https://www.rbc.ru/economics/14/10/2016/580049f29a7947a8c4cbcf5f.