Познавательные особенности детей среднего школьного возраста

№97-1,

психологические науки

В статье рассматриваются познавательные особенности детей среднего школьного возраста. С целью исследования уровня интеллектуального развития и познавательных способностей детей данного возраста проведено исследование с использованием методики ГИТ («Групповой интеллектуальный тест») Дж. Ваны среди учащихся 6-х классов. Разработаны практические рекомендации по использованию результатов исследования.

Похожие материалы

В последние десятилетия в российской науке усиливается внимание к исследованию познавательных особенностей учащихся и применению её результатов в воспитательной и учебной работе с детьми. Это связано с постоянным развитием современной психологии как науки.

Проблема изучения познавательных особенностей школьников привлекала внимание таких зарубежных исследователей, как: З. Фрейд, К. Роджерс, К. Хорни, а среди отечественных психологов можно выделить А.К. Маркову, Ж.Н. Тельнову, Г.И. Щукину, В.И. Лозовую, М.М. Семаго, И.С. Якиманскую.

Процесс обучения в общеобразовательной школе как система состоит из усвоения сложной системы знаний, становления многих учебных и интеллектуальных способностей, а также включает в себя развитие таких познавательных процессов, как внимание, речь, мышление, воображение, память, восприятие, ощущение, представление. В энциклопедическом словаре определение понятия «познавательные процессы» характеризуется как динамические явления психики, которые направлены на познание самого себя и мира [3]. Благодаря познавательным процессам человек получает информацию о себе и об окружающем мире.

Средний школьный возраст (подростковый) является переходным от детства к юности и охватывает период от 11-12-ти до 15-ти лет. Для данного возрастного периода характерны такие особенности развития, как интенсивное нравственное и социальное формирование личности, легкая возбудимость, большая активность, готовность участвовать в различных видах деятельности, желание узнать что-нибудь новое. Повышенный интерес к необычному, яркому в большинстве случаев приводит к непроизвольному переключению внимания [2].

В психологической литературе также отмечается, что у учеников средних классов повышается стремление к самостоятельности в умственной деятельности и критичность. Подросток предъявляет более высокие требования к содержанию рассказа учителя, он ждет доказательности, убедительности, часто спорит с учителями, родителями, приятелями [1].

Все эти особенности подростков делают их социально подвижной частью общества, однако и противоречивой.

Мы провели исследование, направленное на выявление уровня интеллектуального развития и познавательных способностей детей. Для достижения цели исследования использовалась методика ГИТ («Групповой интеллектуальный тест») Дж. Ваны. Исследование было проведено среди учащихся 6-х классов в количестве 20 человек в возрасте 12-13 лет.

Методика содержит 7 субтестов, на выполнение каждого которых отводится ограниченное время: «Исполнение инструкций» (4 мин), «Арифметические задачи» (6 мин), «Дополнение предложений» (5 мин), «Определение сходства и различия понятий» (1,5 мин), «Числовые ряды» (4 мин), «Установление аналогий» (3 мин), «Символы» (4 мин).

Субтесты «Исполнение инструкций», «Арифметические задачи», «Дополнение предложений» и «Числовые ряды» состоят из 20 заданий, а субтесты «Определение сходства и различия понятий», «Установление аналогий», «Символы» — из 40.

В ходе исследования нами были получены следующие результаты: учащиеся 6 класса имеют высокий процент правильно выполненных заданий по субтесту «Определение сходства и различия понятий» (74,25%). Это свидетельствует о сформированности навыков анализа понятий, о богатом словарном запасе. В тоже время необходимо отметить высокий уровень (65%) успешности выполнения субтеста «Установление аналогий» и субтеста «Исполнение инструкций», определяющие развитие способностей к выявлению аналогий и направленные на выявление скорости понимания простых указаний и их осуществления соответственно.

Средний уровень успешности выполнения имеют субтест «Числовые ряды» (56,5%) и субтест «Символы» (59,5%). Результаты субтеста «Числовые ряды» говорят о невысоком уровне умения учеников находить логические закономерности построения математической информации, а субтест «Символы» характеризует средние скоростные возможности выполнения простой умственной работы.

Результаты с низким уровнем по субтесту «Арифметические задачи» (37%) у детей среднего школьного возраста свидетельствуют о низкой сформированности математических знаний и действий, которые усваиваются школьниками в процессе обучения. Показатели девочек и мальчиков с низким уровнем по субтесту «Дополнение предложений» составили 36%, что говорит либо о невыраженности умения оперировать грамматическими структурами вышеперечисленных тенденций, либо о непонимании смысла отдельных предложений и о слабом развитии языковых навыков.

Таким образом, групповой анализ полученных данных по интеллектуальным показателям у детей среднего школьного возраста позволяет сделать основной вывод — уровень развития познавательных особенностей детей данного возраста находится на среднем уровне.

На основе полученных данных, нами были разработаны практические рекомендации по использованию результатов: с целью обеспечения в дальнейшем благоприятного развития личности учащихся, положительной динамики их интеллектуального развития необходимо на уроках выделить время на формирование способности понимать инструкции, умения выносить суждения, развивать активный словарный запас учащихся, способствовать развитию эмоционально-волевой сферы.

Список литературы

  1. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 томах. – М., 1984. – Т. 1. – С. 376.
  2. Немов Р.С. Общая психология. В 3-х т. Т. 3. Психология личности: Учебник / Р.С. Немов. – М.: Юрайт, 2012. – 739 c.
  3. Психология общения. Энциклопедический словарь / под ред. А.А. Бодалева. – М.: Когито-Центр, 2011. – 600 с.