Повышенный уровень тревожности как психологический барьер при изучении иностранных языков в подростковом возрасте

№106-1,

психологические науки

В данной статье рассматривается уровень тревожности как психологический барьер в изучении иностранных языков в подростковом возрасте. Условия современного общества предъявляют более высокие требования к обучению иностранным языкам. В настоящее время востребована способность и готовность осуществлять иноязычное межличностное общение с носителями языка. Однако в процессе изучения иностранных языков учащиеся сталкиваются с трудностями, которые препятствуют успешному усвоению иностранного языка. Такими трудностями являются психологические барьеры. Актуальность работы заключается в том, что уровень тревожности связан с эффективностью усвоения иностранного языка. Статьи включает в себя теоретическое и эмпирическое исследование уровня тревожности у подростков при изучении иностранных языков.

Похожие материалы

Условия современного общества предъявляют более высокие требования к обучению иностранным языкам. В настоящее время востребована способность и готовность осуществлять иноязычное межличностное общение с носителями языка. Однако в процессе изучения иностранных языков учащиеся сталкиваются с трудностями, которые препятствуют успешному усвоению иностранного языка. Такими трудностями являются психологические барьеры.

У подростков механизм психологических барьеров состоит в усилении отрицательных переживаний и установок — стыда, чувств вины, страха, тревоги, низкой самооценки. Высокий уровень тревожности значительно замедляет процесс усвоения и приводит к еще более нестабильному психическому состоянию. Такие учащиеся чаще всего, дабы избежать стрессовых ситуаций, пропускают занятия или ведут себя пассивно и безразлично [1, с. 56].

Среди причин, вызывающих тревогу и страх у учащихся можно упомянуть следующие: страх, вызванный необходимостью пользоваться языком как средством общения (публичные выступления и высказывания при работе в группах); страх негативного оценивания со стороны учителя и сверстников; страх написания тестов и контрольных работ, боязнь провалить их; страх выполнения некоторых заданий в классе (презентация подготовленного диалога перед одноклассниками, выполнение работы у доски) [2, с. 9].

Таким образом, причины психологического барьера значительно глубже. Прежде всего, в его основе лежат различные страхи, связанные с особенностями темперамента, низким уровнем эмоциональной устойчивости и заниженной самооценкой, отсутствием мотивации к изучению языка, неготовностью к самостоятельному преодолению языковых трудностей, выражающаяся в неспособности к самоконтролю, недостатком воображения; слабой организацией учебного процесса и т.п.

В.А. Аверин и S. Khan считают, что основным барьером при изучении иностранных языков считается тревожность учащихся [1; 3].

Основываясь на данной теории, мы провели эмпирическое исследование.

Исследование проводилось в течение февраля-марта 2019 года на базе МБОУ «СОШ №9 г. Азнакаево». Выборка исследования состоит из 30 человек — учащихся 8 «А» и «Б» классов.

В качестве психодиагностической методики использована методика диагностики эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы.

В результате диагностики эмоционального отношения к учению, каждым из учеников были получены оценки познавательной активности, тревожности и выраженности негативных эмоциональных переживаний. Сводные данные приведены в таблице 1.

Таблица 1. Эмоциональное отношение к обучению

Показатели

Высокий

Средний

Низкий

Тревожность

35%

51%

14%

Познавательная активность

31%

60%

9%

Негативные эмоции

30%

51%

19%

Познавательная активность на высоком уровне проявляется у 31% учащихся, на среднем уровне — у 60% учащихся и низкий уровень наблюдается у 9% учащихся. Следовательно, у большинства испытуемых проявляется средний уровень познавательной активности, который выражается в самостоятельности подростка, его заинтересованности в достижении успешных результатов в учебной деятельности.

Тревожность на высоком уровне проявляется у 35% учащихся, средний уровень — у 51% и низкий уровень — у 14% учащихся. У большинства испытуемых проявляется средний уровень тревожности, что свидетельствует о постоянном чувстве страха (в данном случае боязни иностранного языка). Это приводит, в свою очередь, к тому, что подросток крайне редко проявляет инициативу в изучении иностранного языка и становится очень чувствительным.

На высоком уровне негативные эмоции проявляются у 30% учащихся, на среднем — у 51% и на низком уровне — у 19% учащихся. Следовательно, у большинства испытуемых проявляется средний уровень негативных эмоций, который проявляется в существенном снижении успеваемости. Также это может стать причиной разочарования, уныния, раздражения, состояния растерянности перед неудачами в учебе.

Таким образом, для данной выборки испытуемых подросткового возраста в качестве психологического барьера при изучении иностранных языков выступает высокое проявление тревожности.

Основываясь на полученных данных, мы определили рекомендации по преодолению психологических барьеров при изучении иностранных языков. Они направлены на снижение уровня тревожности при изучении иностранных языков. Подростку очень трудно в одиночку перебороть тревожность во время уроков по иностранному языку, т.к. при столкновении с чем-то новым и за-за повышенной чувствительности подростки начинают волноваться. Здесь важную роль играет учитель, чья цель — создать благоприятные условия для изучения иностранного языка, а именно: прежде всего, следить за своей речью, уметь правильно начать разговор с подростком и правильно его завершить; также, к примеру, называть учащихся по имени. Это способствует созданию дружественной атмосферы, вызывает у учащихся чувство удовлетворения и сопровождается положительными эмоциями, тем самым формируется положительное отношение к учителю. Учитель также может использовать прием «золотые слова», который заключается в высказывании комплиментов, добрых слов в адрес учащегося, являющиеся своего рода внушающими. После одобрения учащийся понимает, что у него есть способности, происходит удовлетворение потребности в совершенствовании, что ведет к образованию положительных эмоций и понижает уровень тревожности на уроках иностранного языка.

Подростки также испытывают напряженные отношения с родителями в этом возрасте, что также является причиной повышения уровня тревожности. Родителям рекомендуется не оказывать сильное давление на подростка, не требовать от него многого, уделять должное количество времени и внимания.

Самим же подросткам нужно понять, что изучение иностранных языков не должно вызывать страх или тревожность, а напротив, стать интересным и полезным занятием, которое будет способствовать его развитию. Он может ознакомиться с особенностями иностранного языка еще до начала занятий, чтобы его изучение не вызвало у подростка страх.

На основе полученных результатов мы можем сделать вывод, что в качестве психологического барьера при изучении иностранных языков для данной выборки учащихся выступает повышенный уровень тревожности, что является значительным препятствием при изучении иностранных языков.

Список литературы

  1. Аверин В.А. Психология детей и подростков: уч. пособие. — СПб, 2006. — 268 с.
  2. Вербицкая Т.И. Педагогические условия преодоления психологических барьеров у студентов в процессе обучения иностранному языку: автореф. дис. ... канд. пед. наук. — Калининград, 2003. — 18 с.
  3. Khan S. Influence of Speech Anxiety on Oral Communication Skills among ESL/EFL Learners // Advances in Language and Literary Studies. — 2015. — №6. — C. 49–53.