Психологическая интерпретация героини романа Г. Яхиной «Зулейха открывает глаза»

№106-1,

психологические науки

В данной статье рассматривается создание психологического портрета героев романа Гузель Яхиной "Зулейха открывает глаза". Роман Гузель Яхины был опубликован в 2015 году и отмечен 2 престижными премиями. роман привлекает не только с точки зрения литературы, но и с позиции психологии, так как имеется своеобразная структура романа и интересные персонажи, которые следует изучить. В данной статье мы сделаи психологическую интерпретацию на главную героиню романа- Зулейху.

Похожие материалы

Психология — дисциплина, сопряженная с многочисленными науками и в том числе с литературой. Художественная литература ориентирована на развитие и формирование личности. Художественная литература наиболее реалистична, нежели популярная литература, её герои нарушают ожидания читателей, подрывая типичное понимание. Они удерживают и обучают нас основам общественного поведения, таких, как значимость осмысления тех, кто отличается от нас самих.

«Зулейха открывает глаза» — это история о желании жить несмотря ни на что, о любви, которая сильнее смерти. Обращаясь к теме раскулачивания, Г. Яхина опирается на традицию классических романов ХХ в. в осмыслении проблемы «роль личности в Истории». За годы испытаний у простой деревенской девушки Зулейхи выработался сибирский характер, в цель автора — психологическое исследование.

Проанализировав героев романа что выделить тот факт, что автор применяет разные формы психологического изображения. Г. Яхина стремится к тому, чтобы читатель невольно ощутил себя на месте персонажей и прочувствовал те эмоций и чувства, которые они испытывают. Читая, роман Г. Яхиной, можно увидеть, насколько автор является не только хорошим писателем, но и не плохим психологом.

В данном исследовании, при описании структуры личности мы опирались на семиуровневую типологию личности по Р. В. Габдрееву и Г.Ньюфелду [2; 6].

Исходя из данной структуры можно составить психологический портрет главной героини романа — Зулейхи.

По первому уровню выделяем темп реакций и отражения. У Зулейхи мимика и движения невыразительны, голос тихий, движения бедны. Неуверенна в себе, ей присуща такая черта характера как робость, но работоспособна, немногословна, обладающая сильной нервной системой и низкой чувствительностью. Анализируя поведение и отношение с окружающими можно сделать вывод, что она является интровертом.

Второй уровень базируется на эмоционально-волевой сфере. Эмоции — это очень сложные психические явления. Вследствие индивид понимает собственные потребности и объекты, в какие они ориентированы. Другой общий признак эмоций, о которой следует отметить, — это их помощь в осуществлении нужд и достижении конкретных целей [9, с. 393].

С точки зрения воздействия на деятельность человека чувства разделяются на стенические и астенические [1, с. 132]. Стенические чувства активизируют работу, повышают энергию и напряжённость сил человека, стимулируют его к действиям, высказываниям. В данном случае индивид готов «горы перевернуть». И напротив, в некоторых случаях волнение ведут к скованности, пассивности, в таком случае заявляют об астенических чувствах. Поэтому в зависимости от ситуации и личных отличительных черт чувства могут воздействовать на поступки. Нельзя сказать, что Зулейха — эмоциональная личность. В первых двух частях романа у неё преобладали такие эмоции как:

  1. Страх: «Страшное — за дверью напротив. Убырлы карчык — Упыриха»[9, с.11], «Зулейха крепче сжимает вожжи. Алла сакласын, что за адово чудище?» [9, с.133], «Устала. От страха, что станет ещё хуже. И — самое страшное — от непроходящего стыда» [9, с.197].
  2. Стыд: «Зулейха, краснея от невыносимого стыда, опускает глаза и выскакивает в сени» [9, с.89], «Зулейха недоуменно провожает его глазами: что такое? зачем?» [9, с.188], «Стыдно было постоянно..» [9, с.197].

Стыд и страх обусловлен стыд и страх сменяются на радость. Радость материнства, свободы и спокойствия.

Следующий уровень включает в себя память и мышление.

По характеру психической активности памяти у Зулейхи ведущими являются эмоциональная (память на переживания) и наглядно-образная (зрительная) памяти.

Четвертый уровень предполагает направленность личности, тип его поведения и самооценку.

Человеческое поведение — сложное понятие, которое отображает связь определенного лица с людьми. Данное представление отображает реакцию человека на события, условия и действия других людей. Каждой вид человеческого поведения основывается в потребностях личности в общении и содействии с людьми [5, с. 39].

Р. Альберти и М. Эммонс выделили три типа поведения: покорное (пассивное), ассертивное и агрессивное [7, с. 216]. При этом индивид способен изменить тип поведения. Так, например, в начале романа мы можем утверждать, что у главной героини пассивный тип поведения.

Пассивность — это действия, при котором индивид приносит в жертву собственные увлечения и неосознанно разрешает другим нарушать личные права. Пассивный человек никак не высказывает официально собственные идеи, чувства, взгляды. Она регулярно оправдывает действия мужа, говорит тихо и нерешительно, никогда никому не перечит. Для неё главное– счастье мужа.

Но после всех трудностей, которые выпали на её долю, происходит переход из пассивного в ассертивное поведение. То есть она отстаивает свои права при этом, не вступая в конфликт. Она научилась отказывать другим людям, если это приносило ей дискомфорт.

Самооценка у главной героини явно занижена. Она принижает свои достоинства, терпит оскорбления («мокрая курица, жидкокровая, немота») и при этом думает, что они справедливы. Причинами такой самооценки служат:

  1. Постоянная критика со стороны свекрови и мужа.
  2. Разница в возрасте. С Муртазой у неё 30 лет разницы, вышла за него, когда ей было 15 лет.
  3. Чувство вины. За 15 лет брака у неё было четыре беременности, но все дети после рождения умирали. И она считала себя виноватой из-за того, что не могла родить мужу здорового наследника.

Ещё одним фактором низкой самооценки Зулейхи можно выделить её менталитет татарской женщины. Согласно традиции, женщина не должна перечить мужу и с почтением относиться к нему и его родителям. При этом к замужеству готовили девочек уже с детства и рано выдавали замуж. Было принято считать, если муж бьёт или ругает свою жену, то она должна беспрекословно терпеть и ни в коем случае рассказывать кому-либо об этом, т.е. нельзя было выносить сор из избы. Такое отношение к невестке сохранялось ещё многими десятилетиями.

По пятому уровню можем подчеркнуть, что у главной героини есть умение строить свои отношения с миром на основе равноправия, форм общения, основывающихся на внутреннем принятии «другого» как ценности, ориентирования на его индивидуальную неповторимость.

Шестой уровень базируется на определении характера и темперамента героев. По типу темперамента её можно отнести к флегматично-меланхоличному типу. С одной стороны, у флегматика новые формы поведения становятся стойкими, но для этого необходимо больше времени. По своей натуре флегматик спокоен, терпелив, и не склонен к аффектам. По выражению И.П. Павлова, «это труженик жизни». Остается спокойным даже в трудном жизненном положении. Он в меру общителен, ему свойственно постоянство в отношениях, но характер недостаточно гибок [4, с. 45].

С другой стороны у меланхолика наиболее сильная восприимчивость, небольшая быстрота и порывистость, реакции зачастую никак не отвечают силе раздражителя. Любое проявление жизни становится для него тормозящим; ни на что оптимальное он не рассчитывает, ждет только нехорошее и страшное, ощущает боязнь пред новой ситуацией, конфузится при контактах с новыми людьми, взаимоотношения в коллективе налаживаются с трудом. Этому свидетельствует момент из романа, где она ждёт смерть как спасение от мук и неизвестности. определяет невысокая коммуникабельность, неразговорчивость, преобладающее пессимистичное душевное состояние. Подобные люди считаются как правило домоседами, тяготятся шумным окружением, крайне редко входят в конфликты с окружающими, ведут малообщительный образ жизни. Они высоко оценивают тех, кто именно с ними дружит, и склонны им повиноваться. Они обладают следующими особенностями личности, привлекательными для партнеров по общению: серьезностью, добросовестностью

По типу характера у героини можем выделить дистимный тип. Его, обостренным ощущением справедливости. Имеется у него и неприятные черты. Это пассивность, неповоротливость, индивидуализм.

И последний уровень включает в себя способности, убеждение и мировоззрение личности.

Убеждение– высшая форма направленности. В романе ярко проявляются религиозные убеждения: Зулейха живет с доктором Лейбе в лазарете. И она убеждена, что «раз живет с чужим мужчиной под одной крышей, значит– жена ему перед небом и людьми» [ 35, с. 390].

К важным возможностям, как правило, относят те, которые нужны непосредственно в этот период и реализуются в определенном виде деятельности. Потенциальные и актуальные способности выступают непрямым признаком характера общественных условий, в которых формируются способности человека [3, с. 341]. Непосредственно вид общественных условий мешает либо содействует формированию потенциальных способностей. Актуальные способности развились у неё благодаря таежной среде. Она стала охотником после того как убила первого своего медведя, научилась делать уколы жителям поселка.

Стоит отметить, что по структуре Г. Ньюфелда [6], у Зулейхи ярко выражена жизнестойкость. Она не могла изменить сложившуюся ситуацию, но смогла изменить отношение к ней, перестроить свои взгляды на происходящее. Обладает такой способностью, как справляться со стрессом, не проявляя при этом агрессии.

Таким образом, изучение структуры личности Зулейхи, выявило, что система ценностных ориентации обладает сложной структурой, компоненты которой прослеживаются в конкретных видах общественных отношений.

Психологический портрет обусловлен культурой исторического времени, который определяет степень развития личности, помогает проникнуть в суть социальных отношений.

В целом, понимание идентичности может помочь пережить проблемы жизни, направляет человека в благожелательные дела. В то же время экзистенция подразумевает жизнедеятельность человека не только лишь с целью сообщества, но и для себя. Как бы он не был общителен, социален, он принадлежит непосредственно себе.

Существование человеческой жизни возможно поделить на 2 части. Первая половина жизни, когда хлопочут о твоём благосостоянии. Вторая половина жизни, когда ты показываешь заботу, являясь больше субъектом жизни.

Основным структурным компонентом человеческой жизни является его общественная деятельность. Человеческие переживания имеют все шансы осуществляться только лишь в деятельном существовании. Индивид прозревает себя непосредственно в активном общении. Увидеть себя возможно только лишь в деятельности, в которой реализуется сущность, где допускается постоянная вопрос существования и смерти, веселья и досады.

Список литературы

  1. Брудный А.А. Психологическая герменевтика. — М.: Лабиринт, 2005. — 336 с.
  2. Габдреев Р.В. Система психологической культуры: подходы и уровни // Психологическая культура человека: теория и практика. Саранск: Историко-социологический институт, 2012. — С. 15-18.
  3. Гребнева В.В.: Психология человека. — Белгород: БелГУ.– 2007.– 65с.
  4. Маклаков А. Г.Общая психология. — СПб.: Питер, 2001. — 592 с.
  5. Михальская Н.П., Пронин А.П. и др. Зарубежная литература. ХХ век. — М.: Дрофа, 2003.– 464 с.
  6. Писарик О. Оценивание героев литературных произведений с точки зрения психологической зрелости // Литература. — 2013. — №5. — С. 18 — 21.
  7. Пищальникова В.А. Психопоэтика: Монография. — Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 1999. — 175 с.
  8. Хализев В.Е. Теория литературы. 4-е изд., испр. и доп. М., 2004. — 405 с.
  9. Яхина Г.Ш. Зулейха открывает глаза / Гузель Яхина — М.: Издательство АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2017.– 508 с.