Теоретические аспекты проблемы интереса в психологии и педагогике

№100-1,

педагогические науки

В статье рассмотрены теоретические аспекты проблемы интереса в психологии и педагогике. Рассмотрены взгляды ведущих ученых на проблему формирования и развития интереса. Проанализированы различные определения понятия "Интерес", выявлены схожие аспекты, присутствующие в различных определениях понятия.

Похожие материалы

Проблема интереса рассматривается во многих психолого-педагогических исследованиях.

Длительное время в науке господствовала точка зрения на интерес как психологическую проблему. В исследованиях Б.Г.Ананьева, Л.С.Выготского, В.Н.Мясищева, К.К.Платонова, С.И.Рубинштейна и других раскрыты психологические аспекты познавательного интереса.

В психологическом словаре дается следующее определение интереса: «Интерес — это форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более глубокому и полному отражению действительности. Объективно интерес обнаруживается в эмоциональном тоне, который приобретает процесс познания, во внимании к объекту» [1, с.146].

Определение понятия «интерес» еще в 1903 году предложил А.И.Анастасиев. Автор утверждал, что интерес — это великая возбуждающая сила в процессе обучения школьников, которая влияет на развитие внимания учащихся, если они изучают приятный им объект, усиливают их волю и умственные способности [2].

В психолого-педагогических исследованиях интерес рассматривают наравне с мотивами, которые побуждают человека к деятельности. Среди ученых преобладает мнение, что при формировании учебной мотивации важную роль следует отводить потребности личности пополнять свои знания, самостоятельно выбирать свой жизненный путь. Но при неудачном выборе человеком будущей деятельности страдает не только общество, но и специалист не получает удовлетворения от своей работы, в результате чего человек получает психологическую травму. Так, А.Г. Здравомыслов подчеркивает, что интересы личности порождаются общественными условиями, но зависят они от внутреннего мира человека. Интересы следует считать, как и потребности, важнейшими побудительными силами, которыми руководствуется индивид в своих действиях, поведении, поступках. П.А. Шавир утверждает, что интерес является необходимой предпосылкой для того, чтобы возникла деятельная конкретная связь между личностью и обществом. В психологических исследованиях интерес рассматривается как направленность субъекта на различные предметы и явления общественной жизни, на ту или иную деятельность. Так, В.В.Чебышева отмечает, что интерес стимулирует преобладание направленности на внимание, стремление к познанию в различных областях деятельности. Важное условие творчества в труде — присутствие интереса. Автор подчеркивает, что в процессе обучения большую роль играют интересы к получаемой профессии, которые вызываются осознанием социальной значимости своей будущей практической деятельности, стремлением лучше изучать будущее дело, пониманием его сложности, желанием достичь успеха в будущей профессии. В своем исследовании мы учитывали положение автора о том, что большую роль в процессе подготовки будущих специалистов той или ной профессии играет работа по формированию у обучаемых любви и интереса к будущей практической деятельности, серьезному отношению к трудовой деятельности, так как сформированный интерес будет иметь огромное влияние на результаты будущей работы [3].

С проблемой интереса связана проблема склонностей личности, которая также исследуется в психологии. (И.С.Кон, А.Б.Орлов, К.К.Платонов и другие). На эту связь указывает, в частности И.С.Кон, который подчеркивает, что, если учащийся проявляет интерес к каким-либо учебным предметам, то он стремится больше уделять ему внимания, знать его глубже, так как чувствует склонность в выбранному предмету, все это стимулирует развитие у учащегося его способностей, в результате чего углубляется интерес.

Определение склонности мы находим у А.Б.Орлова. Автор указывает, что склонность входит в состав направленности личности так же, как интересы, желания, влечения, побуждения. А.Б.Орлов считает, что под склонностью следует понимать сложное психологическое образование, в котором проявляются длительные и устойчивые стремления личности к той или иной деятельности, успешность при выполнении этой работы, творческий характер деятельности и стремление к творчеству, проявление постоянного интереса к конкретным знаниям, стремление к увеличению данных знаний. Склонность проявляется в потребности личности в конкретном деле.

В психологических исследованиях указывается, что интересы, влечения, желания, склонности человека взаимосвязаны. Так, например, К.К.Платонов раскрывает суть данных понятий, указывая на то, что влечением является неделимым смутным чувством, испытывающим человеком к какому-нибудь предмету или действию на основе определенной потребности; желание проявляется в осознанном влечении; интерес выражается в направленности на объект, которая определяется познавательным характером; склонность выражается в стремлении к конкретной деятельности. Одной из форм направленности личности, считает автор, является интерес. Интерес — одна из форм направленности личности, проявление положительных эмоций, сосредоточенное внимание к определенному явлению. Познавательная потребность проявляется в интересе.

В психолого-педагогической литературе рассматривается проблема формирования познавательного интереса. Учеными подчеркивается, что работа по формированию познавательного интереса является сложным процессом, проходящим многие ступени, которые выражают их известную объективную последовательность в развитии интереса, который проходит такие стадии в своей динамике: любопытство, любознательность, познавательный интерес.

Психологами и педагогами интерес рассматривается в качестве бескорыстного и очень ценного мотива обучения.

Таким образом, психологи и педагоги стремились исследовать проблему привлекательности учебного труда. Вторая половина XX века ознаменовалась разработкой целостной теории познавательного интереса в педагогической науке.

Познавательный интерес с педагогической точки зрения наиболее полно представлен в исследованиях Г.И.Щукиной, что можно считать огромным вкладом ученого в разработку теории познавательного интереса, так как данная проблема впервые была исследована ученым с точки зрения педагогики. Вопросы о познавательном интересе являлись главным звеном в исследованиях автора. Г.И. Щукина считает интерес осознанным значимым мотивом, обладающим эмоциональной привлекательностью. В процессе внимания происходит проявление интереса, который выражает общую направленность человека, его восприятие, память, мышление и способствует активизации его деятельности, Г.И.Щукина считает, что под интересом следует понимать обращенную к определенной области знания избирательную направленность личности.

Г.И.Щукина выделяет различные ступени, по которым развивается познавательный интерес:

1 ступень (элементарная, начальная) характеризуется любопытством. Она вызывается внешними, неожиданными и необычными обстоятельствами, занимательностью, привлекающими внимание учеников.

2 ступень проявляется в любознательности, это ценное состояние личности, которая хочет узнать сущность то, что предложено для изучения; благодаря удивлению, радости, познанию необычного развивается познавательный интерес.

3 ступень — проявление познавательного интереса. Данная ступень характеризуется познавательной активностью человека, ценностной мотивацией, характером познавательных мотивов, помогающими личности понимать сущность изучаемого явления, его закономерности. Учащиеся стремятся глубоко познать изучаемые явления [4].

4 ступень — проявление теоретического интереса. На этой ступени познаются различные теории. Учащийся является деятелем, субъектом, творческой личностью.

Проанализировав различные определения понятий «интерес», «познавательный интерес», мы выделили общее в данных определениях: эмоциональное отношение к предмету изучения, повышенное внимание к приятному объекту, стремление к саморазвитию и самостоятельному поиску новых знаний. Интерес обладает основными свойствами: предметностью и осознанностью.

Итак, познавательный интерес является избирательной направленностью человека, одним из важных мотивов учебной деятельности, основой, побуждающей учащихся учиться с желанием, получать радость от процесса учения, способствует стремлению постигать изучаемое более глубоко, стимулирует формирование научного мировоззрения. Основой познавательного интереса является мотив, связанный с будущей деятельностью человека. Интерес — это ценнейший мотив обучения, внутренняя потребность личности познавать новый материал.

Список литературы

  1. Психология. Словарь. Изд.2-е, исправ. и доп. [Текст] / Под ред. А.В. Петровского и М.Т. Ярошевского.– М.: Политиздат, 1990.–494 с.
  2. Анастасиев, А.И. Воспитание и интерес при обучении [Текст] /А.И.Анастасиев.– СПВГ, 1903.–24 с.
  3. Чебышева, В.В. Психология трудового обучения [Текст] / В.В.Чебышева.– М.: Высшая школа, 1983.
  4. Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике [Текст] /Г.И.Щукина.– М.: Педагогика, 1971. – 297 с.
  5. Суровегин А.В. Формирование познавательной мотивации курсантов вузов МЧС России с использованием учебно-тренажерных комплексов // Вестник Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия Педагогические и психологические науки. 20 (39) 2015. – ВлГУ, 2015. – С.69 – 75.