Налоговая нагрузка на малый бизнес со стороны государственных структур в современной России

№97-1,

Экономические науки

Основные направления фискальной политики позволяют экономическим агентам определять свои бизнес-цели с учетом предлагаемых изменений в налоговой сфере. Это повышает определенность круга ведения хозяйственная деятельность на территории Российской Федерации. В статье рассмотрена налоговая нагрузка на малый бизнес со стороны государственных структур в современной России.

Похожие материалы

При рассмотрении со стороны общей конструкции налоговой системы, важным является анализ уровня и динамики налоговых доходов бюджетной системы Российской Федерации, поскольку имеет возможность показать, что с ее помощью имеется возможность сглаживать колебания доходов, которые обусловлены волатильностью внешнеторговой конъюнктуры, что, требует настройки налоговой системы и различных подходов к налогообложению в различных секторах экономики.

Коммерция исполняет очень высокое значение в улучшении экономики государств, что говорит о сложности переоценки: это то действие, в которой легче все начинать самостоятельный бизнес, а также осуществлять его, если это позволяют мерки бизнеса.

В декабре 2015 года и в мае 2017 года вступили в действие два ключевых документа стратегического планирования — Стратегия национальной безопасности Российской Федерации [1] и Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года [2], соответственно, в которых проблематике развития малого бизнеса уделено особое внимание.

В Стратегии национальной безопасности РФ указано, что противодействия угрозам в целях экономической безопасности осуществление государственной социально-экономической политики должна предусматривать «стимулирование развития малого и среднего предпринимательства в производственной сфере путем снижения расходов, связанных с началом предпринимательской деятельности, ее поддержку на этапе становления за счет снижения налоговой нагрузки, создания бизнес-инкубаторов, промышленных парков и технопарков, формирования спроса на продукцию малых и средних предприятий, расширения доступа к закупкам государственных компаний, участия в реализации крупных проектов» [1].

В Стратегии экономической безопасности к основным задачам по реализации направления, касающегося обеспечения устойчивого роста реального сектора экономики, отнесена необходимость поддержки высокотехнологичного малого и среднего бизнеса. Такое пристальное внимание к данному субъекту хозяйствования связано с тем, что малое предпринимательство, являясь неотъемлемой составной частью экономики любого государства, играет весомую роль в его деятельности. Именно состояние и уровень развития предпринимательства являются наиболее показательными и значимыми критериями, наиболее ярко отражающими конкурентоспособность как отдельной отрасли, региона, сферы деятельности, так и страны в целом.

Имея такую положительную черту, как гибкость на рыночные изменения, мобильно подстраиваться под новые требования, условия и правила, этот субъект хозяйственной деятельности, в отличие от крупных предприятий, корпораций и государственных учреждений, более динамичен, является важным. Создание малых предприятий не требует крупных стартовых инвестиций, и при этом их функционирование предполагает высокую оборачиваемость финансовых и материальных ресурсов. Высокий уровень развития предпринимательства ведет к насыщению рынка продукцией и услугами, более рациональному использованию сырьевых ресурсов. Предпринимательство выполняет ряд важнейших социально-экономических задач, прежде всего снижает уровень безработицы и бедности в стране. На сегодняшний день предпринимательство в России представлено разнообразными категориями предприятий, как по численности персонала, так и по объемам получаемых ими доходов.

Критерии отнесения хозяйствующих субъектов к малому предпринимательству определены Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 209-ФЗ). К субъектам малого предпринимательства (далее — МСП) относятся следующие хозяйствующие субъекты: малые предприятия; микропредприятия; средние предприятия. Если говорить об организационно-правовой форме, то в соответствии с действующим законодательством субъектами малого предпринимательства являются: хозяйственные общества; хозяйственные партнерства; производственные кооперативы; потребительские кооперативы; крестьянские (фермерские) хозяйства; индивидуальные предприниматели [3]. В настоящее время законодательством установлены три условия отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого предпринимательства:

  • доля участия других лиц в уставном капитале хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств;
  • среднесписочная численность работников;
  • доход, полученный от предпринимательской деятельности.

При этом согласно Федеральному закону № 209-ФЗ категория субъекта малого предпринимательства — микро, малое и среднее предприятие, определяется в соответствии с наибольшим по значению условием отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам малого предпринимательства в части среднесписочной численности работников и дохода от предпринимательской деятельности.

Анализируя предпринимательскую среду, можно выделить ряд причин, тормозящих развитие малого предпринимательства, несмотря на усиление внимания к этой проблеме государства и многих субъектов РФ, а именно:

  • сложная экономическая обстановка, парящая в стране — инфляция, разрыв хозяйственных связей, ухудшение платежной дисциплины, высокий уровень процентных ставок, слабая правовая защищенность предпринимателей;
  • низкий уровень организационно-экономических и правовых знаний предпринимателей, отсутствие деловой должностной этики, хозяйственной культуры, как в малом бизнесе, так и в государственном секторе;
  • слабость действия механизма государственной поддержки малого предпринимательства.

Одной из основных проблем малого бизнеса является тяжелое налоговое бремя. Для решения данной проблемы применяются следующие меры:

  • главным выходом в снижении налогового бремени для малого бизнеса видится в примени специальных налоговых режимов, имеющих упрощенную структуру налогообложения;
  • снижение налоговой нагрузки достигается путем применения льготных режимов, которые дают возможность уплачивать в бюджет налоги в меньшем объёме законным путем.

Анализ состояния предпринимательства в России позволяет говорить о том, что эта тематика является актуальной, имеющиеся проблемы — разнообразными и острыми, их решение имеет важнейшее значение для дальнейшего успешного развития РФ. Не случайно вопросы развития предпринимательства активно обсуждаются в научных трудах ни один год. Результаты исследования показывают, что работа по устранению проблем в сфере предпринимательства в частности снижения налоговой нагрузки производится, но не на должном уровне, что не дает возможности предпринимательству развиваться за счет экономии средств, полученных от снижения налоговой нагрузки.

Список литературы

  1. Указ Президента РФ от 31.12.2015 г. №683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».
  2. Указ Президента Российской Федерации от 13.05.2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года».
  3. Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»
  4. Безуглова М.Н., Маркарьян Ю.А. Проблемы малого бизнеса и его роль в социально-экономическом развитии национальной экономики // журнал «Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление», 2017 № 1 (80). С. 11-13.
  5. Бобошко В.И. Финансовая поддержка как основа обеспечения экономической безопасности субъектов малого и среднего предпринимательства // журнал «Инновационное развитие экономики», 2017 № 5 (41). С. 186-190.