Фонетический аспект коммуникации

№97-1,

филологические науки

В статье рассматривается фонетический аспект и типы ритмических структур, состоящих из одного ударного слога и примыкающих к нему безударных слогов и сложную состоящую из двух и более ударных слогов и примыкающих к ним безударных слогов.

Похожие материалы

Коммуникация представляет собой форму социального взаимодействия, связанную с передачей информации. Под информацией в лингвистике понимается мера реализации содержания языковой единицы. Особую значимость в передаче общего объема информации приобретают ритмические и интонационные факторы, такие как: 1. скорость, с которой передается информация; 2. членения на отдельные отрезки высказывания вплоть до увеличения разрывов между словами 3. Мелодия 4. Тембр 5. Сила 6.громкость.

Одной из основных задач, стоящих перед интонологией сегодня, является описание функций интонации, ее роли в передаче коммуникативно — релевантной информации. В качестве единиц интонационного исследования принимаются коммуникативные типы высказывания. Интонация не является только средством, обслуживающим грамматику и словарь. Она сама, пользуясь средствами этих уровней языка, и собственными, ей присущими звуковыми средствами, выполняет коммуникативную функцию в ее различных аспектах. Любое слово или группа слов, любая грамматическая форма могут в конкретной ситуации служить единицей коммуникации благодаря интонации, являющейся решающим фактором в актуализации виртуальных языковых значений. В результате этого образуется фраза, которая служит однозначной передаче мысли. Возможны и случаи коммуникации с помощью одной только интонации песня без слов.

Ритм понимается нами как компонент интонации, связанный со всеми другими ее компонентами: мелодикой, ударением, темпом, тембром.

Важнейшим просодическими характеристиками, формирующими связанность к расчлененность сообщения, являются: пауза, мелодия, тональная структура, акцентно — ритмическая структура. Пауза является основным средством членения речевого потока на коммуникативные единицы и объединения выделенных единиц в связанное целое. Паузы, разделяющие акцентные единицы, служат для передачи семантико- синтаксических отношений между ними, способствуют более яркому восприятию контраста при противопоставлении их значений, а, следовательно, являются важным средством для выражения значения, раскрытия содержания. Ведущей просодической характеристикой речи является мелодия. Именно мелодия имеет первостепенное значение при определении коммуникативного типа высказывания . значения мелодии в устной речи настолько велико, что от нее часто зависит смысл всего высказывания. С модификациями речевой мелодии лингвисты связывают выражение определенной степени смысловой важности высказывания.

Ритм — упорядоченная периодичность временного и качественного порядка — сообщает кое- что как с точки зрения временных, так и качественных характеристик высказывания. По своей природе речевой ритм предсказуем. Если бы его нельзя было предсказать, его вообще бы не было. Но предсказуемость ритма не является, тем не менее, его недостатком. Наоборот, часто недостаточная степень предсказуемости служит препятствием для правильной интерпретации ритмической организации. Так, например, довольно трудно предсказать характер ритмической организации прозы. Многие поэтому вообще отрицают наличие ритма в прозе. Ритм можно рассматривать не как имеющий самостоятельное значение, реализуемое в контексте, а как фактор функциональный.

Несмотря на то, что среди лингвистов нет единого мнения о том, что следует считать основной единицей ритма речи, существование такой единицы очевидно во всех языках. Мы полагаем целесообразным принять за такую единицу ритмическую структуру ритмическую группу, фонетическое слово, исходя из коммуникантов, является в первую очередь слово. Под ритмической структурой фонетическим словом мы понимаем в данном случае самостоятельное слово вместе с примыкающим к нему безударными служебными словами и частицами. Учитывая, что каждое самостоятельное слово в речи имеет ударение и притом обычно одно, можно считать ударение одним из основных внешних признаков самостоятельного слова. Значит, в неэмфатической речи глаголы, существительные прилагательные, числительные, наречия, указательные и вопросительные местоимения обычно бывают ударными, вокруг них группируются различные безударные строевые элементы. При этом обнаруживаются две тенденции: энклитическая, т.е. примыкание безударных слогов к предшествующему ударному, и проклитическая, т.е. примыкание безударных слогов к последующему ударному. Хотя ритмические структуры не связаны непосредственно со значением \ как, впрочем, и все фонетические единицы,\ мы можем говорить о том что несут функцию выражения смысловой значимости слова, т.к. практически всегда в своем составе знаменательное слово. Более того, реальность существования ритмической структуры как единицы производства речи заключается еще и в том, что говорящий манипулирует именно ритмической структурой для выражения синтаксической структуры предложения.

В английском языке можно выделить два типа ритмических структур \ групп \ простую \ состоящую из одного ударного слога и примыкающих к нему безударных слогов и сложную состоящую из двух и более ударных слогов и примыкающих к ним безударных слогов. Ритм, основанный на чередовании простых ритмических структур \ групп \, может быть назван простым ритмом, а ритм в основе которого лежит чередование сложных ритмических структур — сложным. Ударные слоги, входящие в одну ритмическую структуру, образуют тесное смысловое единство. Характер смысловой связи в определенной степени влияет на характер ритма. Сложную ритмическую структуру, а органически связан с ней.

Список литературы

  1. Ю.М.Лотман. Структура художественного текста. М., Искусство, 1970
  2. Проблемы лингвистической стилистики. Тезисы докладов научной конференции в МГПИИЯ. М., 1987