Государственный долг

NovaInfo 14
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 20
CC BY-NC

Аннотация

В последнее время интерес финансистов к проблемам дефицита федерального бюджета значительно возрос. Причины этого очевидны. Стремительный рост объемов государственного долга, критическая величина расходов на его обслуживание при, казалось бы, приемлемом с макроэкономической точки зрения размере бюджетного дефицита в последние три года заставляют искать первопричины подобной неблагоприятной динамики. В большинстве аналитических работ в данной связи отмечаются три ключевых фактора: высокая доля государственных расходов в структуре ВВП; неточный финансовый счет бюджетного дефицита, приводящий к его двукратному занижению (к этому приводят: во-первых, различия, существующие между российской методикой расчета дефицита бюджета и методикой, используемой МВФ; во-вторых, накопление текущей бюджетной задолженности в процессе исполнения бюджета.); высокая доходность государственных ценных бумаг.

Ключевые слова

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ, КАПИТАЛЬНЫЙ ДОЛГ, ОСНОВНОЙ ДОЛГ, ТЕКУЩИЙ ДОЛГ, ВНУТРЕННИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ, КОНВЕРСИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАЙМОВ, КОНСОЛИДАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА

Текст научной работы

В последнее время интерес финансистов к проблемам дефицита федерального бюджета значительно возрос. Причины этого очевидны. Стремительный рост объемов государственного долга, критическая величина расходов на его обслуживание при, казалось бы, приемлемом с макроэкономической точки зрения размере бюджетного дефицита в последние три года заставляют искать первопричины подобной неблагоприятной динамики. В большинстве аналитических работ в данной связи отмечаются три ключевых фактора: высокая доля государственных расходов в структуре ВВП; неточный финансовый счет бюджетного дефицита, приводящий к его двукратному занижению (к этому приводят: во-первых, различия, существующие между российской методикой расчета дефицита бюджета и методикой, используемой МВФ; во-вторых, накопление текущей бюджетной задолженности в процессе исполнения бюджета.); высокая доходность государственных ценных бумаг.

Государственный долг. Сумма накопленных за определенный период бюджетных дефицитов минус бюджетные излишки за этот же период образует государственный долг. Различают внутренний и внешний государственный долг: государственным внутренним долгом являются обязательства, возникающие перед внутренними кредиторами, а государственным внешним долгом — обязательства, возникающие перед иностранными кредиторами. Государственный долг бывает капитальным, основным и текущим.

Капитальный долг представляет собой всю сумму выпущенных и не погашенных государством долговых обязательств и гарантированных им обязательств других лиц, включая начисленные проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам. Основной долг — это номинальная стоимость всех долговых обязательств государства и гарантированных им заимствований. Текущий долг составляет предстоящие расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам, принятым на себя государством, и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил. В России согласно существующим уровням государственной власти различают государственный долг Российской Федерации и долг субъектов РФ. Долговые обязательства, выпущенные органами местного самоуправления, формируют муниципальный долг.

Государственный долг Российской Федерации состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникающих долговых обязательств. При этом долговые обязательства СССР включаются в долг России только в части, принятой на себя Российской Федерацией. [3].

Основные принципы государственной долговой политики России были изложены Минфином РФ на заседании Правительства РФ 21 апреля 2005 г. Согласно этим принципам ключевой задачей правительства в области управления государственным долгом России является увеличение веса внутренних заимствований в структуре долга при общем сокращении величины государственного долга. Планируется достижение следующих целей:

  • Гарантированное выполнение государством обязательства по погашению и обслуживанию государственного долга в будущем независимо от состояния федерального бюджета;
  • Стимулирование институционального развития отечественного фондового рынка за счет активного увеличения внутренних государственных секьюритизированных заимствований (в виде ОФЗ и ГСО).

Следует отметить, что правительственная стратегия в области управления государственным долгом ничего не говорит о макроэкономических последствиях государственной долговой политики. В то же время трудно переоценить влияние государственной долговой политики на экономику страны. Многие исследователи ставят ее по важности в один ряд с фискальной и монетарной политикой государства. И, несмотря на то что автор склонен рассматривать долговую политику как составную часть фискальной и монетарной политики, ее значимость не становится меньше. И вот почему. Помимо того, что в периоды бюджетного дефицита государственные заимствования помогают финансировать расходы государства, они влияют на предложение денег в экономике, которое непосредственно определяет величину процентных ставок. В свою очередь величина процентных ставок оказывает сильнейшее воздействие на динамику инвестиций и валютный курс.

Государственный внутренний долг, выраженный в государственных ценных бумагах и рассчитанный исходя из предложений Минфина по привлечению и погашению в 2006-2008 гг., возрастет с 931,2 млрд руб. на начало 2006 г. до 1554,1 млрд руб. на начало 2009 г.

При этом объем рыночной составляющей государственного внутреннего долга, выраженного в ГКО/ОФЗ, к 1 января 2007 г. вырастет до 770,5 млрд руб., с последующим увеличением до 904,1 млрд руб. — на 1 января 2008 г. и до 1050,9 млрд руб. — на 1 января 2009 г.[1].

«Премьер министр РФ Дмитрий Медведев сегодня, отчитываясь в Госдуме о деятельности правительства за 2012 год, отметил низкий показатель государственного долга России по сравнению со странами Запада.

Глава российского правительства подчеркнул, что в отличие от ряда западных стран госдолг России составляет всего 10% ВВП. И сравнил: во Франции он составляет 90% ВВП, в Германии — 83%, а в США превышает 100% ВВП. Медведев считает, что российская финансовая система является надежной и позволяет осуществлять выгодные заимствования, передает ПРАЙМ.

Премьер-министр назвал макроэкономические итоги прошлого года в целом неплохими для нашей страны. Медведев напомнил депутатам, что ВВП в 2012 году вырос на 3,4%, темп роста реальных зарплат в годовом исчислении ускорился с 2,8% до 8,4%, а безработица по итогам года была зафиксирована на беспрецедентно низком уровне — 5,5%.

По словам Медведева, федеральный бюджет был исполнен с дефицитом в 0,06% ВВП, что существенно ниже аналогичных показателей многих развитых стран. Так, дефицит бюджета США составил 8,7% ВВП, Японии — 10% ВВП, Великобритании — 8,2% ВВП.» [5].

В свою очередь объем внешнего долга в настоящий момент характеризуется заметным снижением. Таким образом, реализуется одна из ключевых задач Долговой стратегии правительства — замещение внешнего долга внутренним. Однако экспансия внутреннего долгового финансирования имеет многочисленные отрицательные последствия для экономики страны. Проанализируем эти последствия.

Одним из негативных последствий внутренних государственных заимствований является так называемый <эффект вытеснения частных компонентов совокупного спроса>. Его суть состоит в следующем. Если правительство выпускает облигации государственных займов, номинированных в национальной валюте, то спрос на кредитные ресурсы внутри страны возрастает, что приводит к увеличению средних рыночных процентных ставок (или их меньшему снижению, чем могло бы быть в отсутствие государственных заимствований). Если внутренние процентные ставки изменяются гибко (ситуация ограниченной иностранной мобильности капитала), то их увеличение (не снижение) может быть достаточно существенным для того, чтобы отвлечь значительные кредитные ресурсы от негосударственного сектора. В результате частные инвестиции, чистый экспорт и частичные потребительские расходы снижаются. Таким образом, рост долгового финансирования государственных расходов <вытесняет> все виды негосударственных расходов: снижается инвестиционный и потребительский спрос, а также чистый экспорт. При этом чем большая доля потребительских расходов финансируется через систему потребительского кредита, тем более значительным оказывается <вытеснение> потребительских расходов.

Величина вытеснения частных инвестиций, безусловно, заслуживает более глубокого анализа, поскольку подобное вытеснение может иметь очень серьезные отрицательные последствия для экономики в долгосрочном периоде, а именно:

  • Снижение частных инвестиций через какое-то время выразится в меньшем запасе капитала в экономике. Это предполагает в долгосрочном периоде меньший выпуск (ВВП) и национальный доход, больший уровень безработицы;
  • Ресурсы перемещаются от частного сектора к государственному, менее эффективному по своей природе. Кроме того, снижается эффективность экономики, поскольку в результате размещения государственных долгов отвлекаются дополнительные средства из производственного сектора в финансовый.

Согласно нашим расчетам в соответствии с методикой, разработанной исследователями МВФ, предельным уровнем государственного долга, который бы гарантированно позволял государству выполнять обязательства по его погашению и обслуживанию независимо от состояния федерального бюджета, является уровень 10,9% ВВП. Для расчета были использованы данные государственных финансов, касающиеся величины первичного профицита, доходности государственных обязательств, темпов экономического роста за последние 10 лет.

Вместе с тем фактический показатель долговой нагрузки в России в настоящее время достигает 19,4%, превышая оптимальный почти в 2 раза. [1].

Управление государственным долгом

Возникновение и рост государственного долга вызвали к жизни необходимость управления им. Управление государственным долгом — это совокупность финансовых мероприятий государства, связанных с погашением займов, организацией выплат доходов по ним, проведением конверсии и консолидации государственных займов.

Конверсия государственных займов предполагает изменение первоначальных их условий (процента, срока и других условий погашений). Различают несколько методов конверсии: добровольная, принудительная и факультативная. При добровольной конверсии владелец облигации имеет право выбора: либо согласиться с новыми условиями, либо погасить облигацию. При принудительной конверсии владелец облигации обязан согласиться с новыми условиями займа, а при факультативной конверсии кредитор может либо согласиться, либо отказаться от новых условий займа.

Конверсия, как правило, осуществляется при избытке ссудного капитала и снижении процентной ставки.

Консолидация государственного долга происходит путем продления срока действия кратко- и среднесрочных займов или путем объединения (унификации) ранее выпущенных средне- и краткосрочных займов в один долгосрочный заем. Таким образом, формируется консолидированный долг как часть общей суммы государственной задолженности в результате выпуска долгосрочных займов.

Процесс погашения старой государственной задолженности путем выпуска новых займов называется рефинансированием. Поэтому можно сказать, что консолидированный государственный долг есть результат рефинансирования. Однако результатом далеко не любого рефинансирования является консолидированный долг, так как под последним понимается такое рефинансирование, которое ведет к долгосрочной задолженности. [2]

Приказ об эмиссии облигаций внешних облигационных займов Российской Федерации от 30.03.2012г.

«Во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. №2390-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, №2, ст. 357) и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2010 г. №217 «Об утверждении Генеральных условий эмиссии и обращения облигаций внешних облигационных займов Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, №16, ст. 1904) и Условиями эмиссии и обращения облигаций внешних облигационных займов Российской Федерации, выпускаемых с 2012 года, утверждёнными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 24 февраля 2012 г. №31н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 марта 2012 г., регистрационный №23499; Российская газета, 2012, 21 марта), приказываю:

  1. Осуществить от имени Российской Федерации в 2012 году эмиссию облигаций внешних облигационных займов Российской Федерации (далее — облигаций) в рамках верхнего предела государственного внешнего долга Российской Федерации, установленного статьёй 1 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. №371-ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов», состоящую из одного выпуска;
  2. Эмитентом облигаций от имени Российской Федерации выступает Министерство финансов Российской Федерации;
  3. Облигации являются государственными именными ценными бумагами, выпускаются в документарной форме и подлежат централизованному хранению;
  4. Облигации представляют их владельцам право на получение основной суммы долга (номинальной стоимости), а также дохода в виде процентов, начисляемых на основную сумму долга;
  5. Установить следующие параметры эмиссии облигаций:
  • Объём выпуска по номинальной стоимости составляет 3000 000 000 долларов США;
  • Количество облигаций 15000 штук;
  • Номинальная стоимость одной облигации 200 000 долларов США;
  • Дата размещения облигаций — 4 апреля 2012 года;
  • Дата погашения облигаций — 4 апреля 2042 года;
  • Цена размещения одной облигации 97,553% от номинальной стоимости одной облигации;
  • Ставка купонного дохода по первому-шестидесятому купонам 5,625% годовых каждая;
  • Размер купонного дохода по первому-шестидесятому купону 5 625 долларов США каждый;
  • Круг потенциальных владельцев: юридические и физические лица, резиденты и нерезиденты Российской Федерации;
  • Размещение облигаций осуществляется в форме закрытой подписки.
  1. Облигации могут быть предъявлены к досрочному погашению в случаях, установленных в глобальных сертификатах, оформляющих выпуск облигаций;
  2. Департаменту государственного долга и государственных финансовых активов оформить выпуск облигаций глобальными сертификатами и передать их на хранение в Ситибанк Европа ПЛС и Ситибанк, Н.А., Лондонский филиал;
  3. Административном департаменту и Департаменту государственного долга и государственных финансовых активов обеспечить выплату купонного дохода и погашения облигаций в установленные сроки и в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных сводной бюджетной росписью на эти цели;
  4. Контроль за выполнением настоящего Приказа оставляю за собой. Заместитель Министерства финансов Российской Федерации С.А. Сторчак.» [4].

Читайте также

Список литературы

  1. http://www.rcb.ru/rcb/2005-18/7102/?phrase_id=
  2. Иохин В.Я. «Экономическая теория»
  3. Лобачёва Е.Н. «Экономическая теория»
  4. http://www1.minfin.ru/common/img/uploaded/library/2012/03/2012.2.23._Reshenie_o_vypuske_30_let.pdf
  5. http://argumenti.ru/society/2013/04/247467

Цитировать

Чернышова, Л.А. Государственный долг / Л.А. Чернышова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2013. — № 14. — URL: https://novainfo.ru/article/1630 (дата обращения: 22.01.2022).

Поделиться